Удивительный край – Ненецкий автономный округ. О том, что живем мы в Заполярье, каждый из нас знает с раннего детства. А само слово «Заполярье» предполагает в качестве постоянного атрибута тундровые бескрайние просторы, многотысячные оленьи стада, снег и северное сияние, рыбные реки и карликовые растения, холодные ветры и суровые скалы Тиманского, Канинского кряжей и туманные горы Полярного Урала. В общем, Север как Север!
Но есть у нас в округе территории, которые, как ни странно, никак не вписываются в эти веками сформированные понятия. Возьмите хотя бы то же Коткино, сульские берега, тиманское или канинское разнотравье, где рядом с полярными маками и пионами растут папоротники, здесь даже орхидею, «подарок» доледникового периода, можно встретить, не говоря уже о многометровых соснах и кедрах-исполинах, растущих по берегам реки Пёши в окрестностях деревни Волоковой.
Когда, благодаря помощи главы МО «Пёшский сельсовет» Галины Смирновой, нам посчастливилось попасть в Волоковую, удивлению не было конца. Сосны растут прямо между домами, иногда из-за них невозможно разглядеть аккуратные и ухоженные дворики местных старожилов.
Но здесь не только бережно сохраняют свои дома и деревья, но и трепетно относятся к истории своей небольшой, но уже вполне взрослой деревни.
Немного истории
Рождение поселения здесь связывают с 1907 годом, когда на берега Пёши из далекого коми-края прибыл с семьей оленевод-зырянин Артемий Терентьев. Ехал через сульские леса до Верхней Пёши. Там в те годы уже вовсю кипела жизнь, но «доходный и богатый» край, где и рыбы было в достатке, и охотничьих участков, и травяных пойменных лугов для скота немало, встретил первых «вольных» переселенцев неласково.
Местные управляющие потребовали с каждого «новенького» плату за право поселиться в этих уже обжитых местах. Переселенцы платить не захотели, а может, и нечем было, и пошли дальше в район реки Волоковой. Место нашли несказанной красоты, где рос сосновый бор. Прорубили первую просеку, построили добротные дома и стали жить здесь оседло.
До этого, как записано в документах, Артемий Иванович Терентьев и его пять сыновей, прибывшие со стороны Ижмы, занимались оленеводством. Но добравшись до этих мест, решили обменять своих оленей на коров, лошадей и овец. С тех пор и началась история славной деревни Волоковой, первоначально названной Терентьевкой по фамилии основателей первого хутора на этой некогда необжитой территории.
Когда-то Волоковая процветала в полном смысле этого слова. Оленеводческая база колхоза «Путь к коммунизму» была завидным местом. Добротные дома, благо леса вокруг столько, что из него можно было строить все, что душа пожелает.
Много новых построек появилось в Волоковой начиная с конца 20-х годов, тогда на ее территории существовала большая рыболовецкая артель, насчитывающая 28 дворов и 106 жителей. Народ здесь всегда жил трудолюбивый, домовитый, хозяйственный, поэтому практически всегда дела в артели, а затем, с 1939 года, в колхозе «Красное Знамя» шли ладно.
И хотя в те годы колхозники денег не зарабатывали, получали свои «кровные» натуральными продуктами, все равно, судя по воспоминаниям людей, деревню свою любили очень, ни у кого и мысли не возникало куда-нибудь уехать от нелегкой деревенской жизни, даже дети и подростки никакой работой не гнушались и во всем помогали взрослым. Строительство каждого нового здания: будь то сельский клуб, больница, магазин, школа или интернат – становилось для волоковчан совместным мероприятием. И главное – в те годы из любимой Волоковой никто уезжать не хотел, наоборот, сюда приезжали новые люди со всей России, оседали навсегда и становились волоковчанами.
В 40-е годы жизнь здесь поменялась круто, большинство мужчин ушли на фронт и не вернулись. Потому-то так необычно для этого небольшого населенного пункта НАО, где сегодня проживает не более 50 человек, выглядит памятник участникам Великой Отечественной войны, со списком погибших земляков, где число погибших равняется количеству ныне живущих.
К сожалению, как рассказали мне хранительницы истории Волоковой, работницы местного ДК Галина Главатских и Людмила Хозяинова, стареет их любимая деревня, все оставшееся население сегодня – это люди за 50 и старше, молодежь покидает родные места. Говорят, село умирает, если из него уезжает молодежь. А молодежь уезжает, если не видит для себя перспективы.
Родина: мать или не мать?
Молодые, действительно, покидают родные места, но не потому, что не любят свое село, а потому что не связывают с ним своего будущего. Для дальнейшей жизни они выбирают совершенно иные территории обитания. Здесь уже давно нет работы, кроме маленького «сельпошного» магазина. Он дает рабочие места для грузчика и продавца. Но Волоковая старается держаться и не хочет сдаваться. Потому что, по мнению Галины Главатских, Людмилы Хозяиновой и последнего ветерана Волоковой Елены Рочевой (Филипповой), которой в следующем году исполнится 90 лет, никто не может понять, как в таком уникальном месте, с такой богатой историей и культурой, за многие годы власть имущие не увидели никакой перспективы.
С началом перестройки село начало медленно засыпать, не хочу говорить – умирать, потому что надежда на возрождение существует здесь до сих пор.
Домов, где сегодня живут сельчане, в Волоковой не так много, большинство, к сожалению, пустует. Определить, где еще есть хозяева, можно по спутниковым тарелкам «Триколор». Так и говорят, если тарелка есть, значит, в этом доме еще живут. Но таких домов с каждым годом становится все меньше: дети и внуки былых волоковчан переселяются в Нижнюю Пёшу или Нарьян-Мар, многие осели в Архангельске. А дома все еще стоят и ждут своих хозяев.
Детей-дошколят в Волоковой нет, потому и садика нет тоже. Школьники учатся в Нижней Пёше, живут в интернате или у родственников, домой попадают с оказией на выходные, или вообще только на каникулы.
Любимым местом сбора оставшейся волоковской молодежи нынче является родник. Кстати, это место считается здесь уникальным: родник вытекает прямо из-под сосновых и кедровых корневищ, пробивая метровые слои песчаника. Тут никаких фильтров не нужно: вода чистая, прозрачная и очень вкусная.
Из Верхней и Нижней Пёши сюда приезжают «за здоровьем», благо сейчас у большинства сельчан есть мотоциклы, автомобили и квадрациклы, и есть дорога, по которой можно ездить без проблем. У деревенского источника мы встретили юных волоковчан, нынешних учеников старших классов Пёшской школы, они приехали за водой и собирали грибы в ближайшем лесу. И воды, говорят, набрали и грибов насобирали. Позировать перед фотоаппаратом отказались, но я все-таки, улучив момент, запечатлела молодежь у родника – для истории деревни.
Волоковая считается оленеводческой базой СПК «Заполярье», хотя, по словам старожилов, оленеводов в хозяйстве, как впрочем и оленей, едва наберется на две бригады. Осенью они стоят совсем рядом с Волоковой, километрах в трех-четырех. В отличие от многих других СПК, здесь нет сменного выпаса, народ постоянно находится в тундре и живет в чумах.
В Волоковой и соседней Пёше остаются лишь ветераны оленеводства. Правда, без работы никто из них сидеть не может: на рыбалку ходят, сено заготавливают для лошадей, коров и овец содержат.
Раньше, в советское время, здесь была огромная по поселковым меркам конюшня, а сейчас только три лошади. Была ферма на 50 голов, теперь одна частная буренка, зато овец много. Они важно прогуливаются по улицам Волоковой, чувствуя себя здесь полноправными жителями: никто их не трогает, травы много. Собаки, которых в деревне тоже много, никого из соседей не обижают.
Все живут спокойно и ладно. Еще бы молодежь в деревню вернулась, тогда и вовсе все было бы хорошо. Только для этого, говорят, нужны здесь рабочие места, а решение этой проблемы нынче, в основном, лежит на окружных властях. Мои собеседницы и в ДК, и в гостях не раз повторяли:
– Не дайте нашей деревне умереть. Не дайте!