Обычно, когда мы произносим слово рукоделие, воображение рисует образ мастерицы, хозяюшки – называйте, как хотите, но это будет именно женщина. А ведь в культуре северных народов мастера-мужчины и их искусство занимают далеко не последнее место.
– Об этом и многом другом шла речь на образовательном семинаре «Традиционные мужские ремёсла», организованном окружным Этнокультурным центром. В первую очередь его участники – работники учреждений культуры, педагоги образовательных и дошкольных учреждений, организаторы внеклассной работы. Однако здесь принимали всех заинтересованных без исключения, – сообщила заведующая организационно-методическим отделом ЭКЦ НАО Евгения Растягаева.
– Материалы семинара интересны всем – и женщинам, и мужчинам, желающим познакомиться с мужскими ремёслами, всем кто занимается воспитанием мальчиков – будущих мужчин, – поясняет Евгения Николаевна. – В любом ремесле существуют свои секреты и тонкости, которые трудно описать словами. Нужно сначала увидеть, а потом прочувствовать, повторив многократно самому. И это правда. При этом надо учитывать, что у каждого мастера свои приёмы, предпочтения, свой почерк.
Познакомившись с мастерами, демонстрирующими традиционные для Севера мужские ремёсла, можно пригласить их на встречи с воспитанниками. Будет интересно и познавательно!
Знакомьтесь. Один из мастеров – Александр Ледков, который уже приготовил для встречи с семинаристами целый аргиш собственноручно вырезанных из дерева нарт. Все они разные и по форме, и по назначению.
– Мне нравятся вот эти, грузовые, – показывает мастер. – У них определённая конструкция. Их длина, например, в натуральную величину должна быть не менее трёх метров. Объясню почему. Шесты для чума шестиметровые, у основания толще. Они не должны переворачиваться, когда их укладывают.
Ездовые нарты – резные, лёгкие, на тонких полозьях, но при этом удивительно прочные. Александр несколько раз нажимает на сани, и они мягко пружинят. Улыбаясь, мастер вспоминает свои первые нарты:
– Они были жёсткие, широковатые, так, конечно, не гнулись, – вспоминает Александр Ледков. – Тогда я ещё не знал, как правильно выточить шипы и пазы, поэтому они получились полностью клееные! Но я их всё равно храню, лет двадцать уже, потому что это было начало моего пути.
С теплом мастер говорит о своём наставнике Филиппе Ардееве, от которого перенял секреты мастерства. Но это не были какие-то лекции или уроки. Филипп Никитич просто брал любознательного молодого человека с собой в тундровый поход, и уже на месте показывал, какое дерево годится для работы и что из него может выйти.
– Я и сам не люблю учить чему-то, – признаётся Александр. – Мне больше по душе мастерить. Если мой пример кому-то пригодится, вот и хорошо. Ведь ремесло должно быть в руках с детства, в тундре ему учатся не для развлечения, а для жизни, сама жизнь и учит. Так и должно быть, я считаю.