Вы здесь

От Александра II до Асадова

На занятиях с детьми Наталья Калмыкова придерживается формулы: дисциплина плюс человечность. Молодой педагог уверена, что такой подход – оптимальный / Фото автора

Разговор с педагогом школы №1 накануне Дня учителя.

Учитель истории и обществознания Наталья Калмыкова рассказала о профессии, человеческих качествах и любимом наставнике.

Родилась Наталья Калмыкова в Новосибирской области. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет. Преподавала в одной из школ родного города, а также в Петергофской гимназии императора Александра II, член Ассоциации учителей истории.

Второй год преподаёт историю и обществознание в школе №1 Нарьян-Мара. Учится в аспирантуре Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Тема будущей кандидатской диссертации: «Формирование оценочных суждений у учащихся 7–9-х классов на школьных занятиях по всеобщей истории».

В октябре прошлого года Наталья Калмыкова участвовала во Всемирном конгрессе школьных учителей истории, который проходил в Москве.

Журналист «Няръяна вындер», беседуя с педагогом, задал вопросы из анкеты французского писателя Марселя Пруста.

Среди них есть такой: «Реформа, которую вы цените особенно высоко».

 

– Как историк, как бы вы ответили на этот вопрос?

– Пожалуй, это отмена крепостного права. Тема моего первого диплома (Наталья Калмыкова – окончила бакалавриат Новосибирского педуниверситета. – Прим. авт.), отношение современников к личности Александра II и крестьянской реформе. Детально изучала деятельность её идеологов.

 

– И как относились современники к этой реформе?

– Подготовкой реформы занимались люди из круга реформаторов-либералов. Собирались идеи, как всё это может быть реа­лизовано и на каких условиях. Многие из этих идей, а их переработкой занимался калужский губернатор Виктор Арцимович, были отвергнуты, потому что не могли прижиться на тогдашней исторической почве, либо взяты в оборот, но переделаны. Реформу оценивали по-разному, в том числе в негативном ключе: общество раскололось. Можно вспомнить картину художника Кустодиева «Чтение манифеста». На ней изображены крепостные крестьяне, которые недоверчиво глядят на чиновника, зачитывающего манифест, и, кажется, не слишком верят его словам. Несомненно, это одна из важнейших реформ в нашей истории, но стоит сказать, что любое событие нельзя оценивать однозначно.

 

– Почему вы выбрали именно эту тему?

– Это сфера интересов моего преподавателя, поэтому я тоже решила взяться за эту тему. Во время учёбы в университете выиграла научный грант на работу в архивах Санкт-Петербурга, где читала оригиналы записок и мемуаров Арцимовича, Милютина, его жены и других современников Александра II. В рамках фандрайзинговой деятельности в институте была такая программа – подаёшь заявку, описываешь сферу научных интересов, и в итоге тебе оказывают финансовое содействие.

 

– Ещё один вопрос из анкеты. Любимая героиня в истории?

– Знаете, не хочется отвечать банально на этот вопрос. Мы же все в какой-то степени личности в истории. Назову человека, на которого мне всегда хотелось равняться – мой научный руководитель и наставник по жизни Ольга Михайловна Хлытина. Она не только грамотный специа­лист, но и мудрый человек. В своё время многое мне дала – в нашей профессии надо не только использовать знания, но и не забывать о простых человеческих качествах. Нужно как можно больше общаться с детьми. Я – за живой диалог. Проблема в том, что многие ученики не умеют формулировать свои мысли и ясно их излагать. Для этого мы проводим тренинги, коммуникация – важнейший навык. Ольга Михайловна однажды сказала: если хотя бы один человек после урока уйдёт воодушевлённый новыми знаниями, значит, всё не зря. Стараюсь следовать этому совету.

 

– Ваша отличительная черта в общении с детьми?

– Честность. Считаю, что это одно из главных качеств в работе с детьми.

 

– Преподавание и научная работа наверняка отнимают у вас все силы, а на увлечения время остаётся?

– Так уж получилось, что моё хобби совпадает с работой. Занимаюсь разработкой рабочих листов. Суть проста – придумать задания, которые предполагают не формальный, а творческий подход. Вот пример. На одном из занятий мы говорили про изобретения периода индустриализации. Речь шла об учёной Марии Склодовской-Кюри. Задание такое – нужно придумать, как выглядела бы её страница в соцсетях, с кем бы она могла переписываться. С помощью таких необычных приёмов в сознание ребёнка бросается некий якорь. Ученик наверняка заинтересуется и уже что-то запомнит о Склодовской-Кюри и сможет рассказать о ней в трёх предложениях.

 

– Как ещё заинтересовать детей?

– Иногда в начале урока задаю загадку с двумя неизвестными, а иногда – придумываю детективы. Чтобы их разгадать, нужно собрать улики. А ещё приучаю ребят к работе с первоисточниками. Это может быть чтение документов или произведений на дореволюционном или церковно-славянском языке – та же «Повесть временных лет». На обществознании изучаем выдержки из законов – на одном из недавних занятий штудировали Трудовой кодекс.

 

– И ещё из Пруста. Ваш девиз по жизни?

– Кажется, это строчка из песни «Гори, но не сгорай, гори, чтобы светить». Думаю, что это кредо педагога. Ещё одна формула, которую я вывела для себя и использую на занятиях – дисциплина плюс человечность.

 

– Немного о литературе. Успевае­те читать?

– Времени катастрофически не хватает. В школьные годы любила читать «Преступление и наказание», «Мастера и Маргариту». Из поэтов люблю творчество Асадова.

 

– Что-нибудь можете прочесть?

– Есть у него трогательные стихи:

Я могу тебя очень ждать,

Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь, наверно!

 

– Какой способностью вы хотели бы обладать?

– Всё успевать (смеётся).

 

– Мне кажется, этой способностью хотели бы обладать многие. Какие проекты у вас в работе?

– Работаю над проектом по разработке методических рекомендаций для проведения практических уроков финансовой грамотности (Наталья Калмыкова помимо истории и общество­знания ведёт занятия по финграмотности. – Прим. авт.). Придумываю историю для детей – в ней главный герой сталкивается с финансовыми проблемами, и дети, опираясь на полученные знания, должны их решить. Так мы проходим учебную программу вместе с героем, смотрим, как он развивается (так называемое формирующее оценивание), рефлексируем, сравниваем.

 

– И последний вопрос от Марселя. Какие качества в людях вы цените больше всего?

– Принципиальность, ответственность, честность, коммуникабельность, умение отвечать за свои поступки, инициативность, способность предлагать идеи и их реализовывать.