Разговор о возможностях среднего профобразования, технологиях, педагогической судьбе, социальном заказе и жизненных виражах
Преподаватель Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа Надежда Панова в системе среднего профессионального образования больше 17 лет, так что хорошо знает лицо и изнанку отрасли.
Встречаемся в кабинете, где только что окончился урок информатики у 116-й группы. Это первокурсники, которые выбрали одну из самых востребованных в стране специальностей – «сетевое и системное администрирование». Будущие сисадмины пока не сильны в тонкостях модного направления, но горят желанием освоить цифровое зазеркалье. Без опытного проводника на IT-дорогах не обойтись. Надежда Панова с 2006 года в колледже. За эти годы в методике преподавания поднаторела, любого новичка на путь истинный виртуозно направит.
За учительским столом – тонкий монитор новенького компьютера, такие же стройняги стоят рядами вдоль стен и окон, вместо традиционной доски – интерактивная панель. Цифровая отрасль развивается семимильными шагами: чуть зазевался, и ты позади планеты всей.
– Не думала, что буду преподавать информатику, но так всё сложилось, что как раз это и делаю, – откровенничает Надежда Александровна и рассказывает об извилистой дороге в профессию.
Педагог из песочницы
В семье Людмилы Игнатьевны и Александра Ивановича Выучейских педагогов до старшей дочери не было. Учительские наклонности в девочке проявились с детства.
– Все педагогические приёмы отрабатывала на младшей сестре Тоне и её друзьях, – смеётся собеседница. – С подружками усаживали малышню за стол, играли в школу. Ученики нас терпели. Бегать было интересней, чем за партой сидеть.
В настоящей школе – сначала пятой, потом первой, – за руку вели профессионалы. Любовь к математике обнаружили и развили первый учитель Любовь Бажукова, математик и нынешняя коллега по колледжу Надежда Павлючук. Ещё один увлечённый предметом наставник встретился в московской школе. В начале 90-х Александра Выучейского выбрали депутатом Верховного Совета СССР, семья на два года переехала в столицу.
– С кадрами в московской школе было печальней, чем в Нарьян-Маре, качество обучения похуже. Я спокойно себя чувствовала, – отвечает собеседница на вопрос, каково пришлось провинциалке среди столичных сверстников. – Очень сильный был математик, других не особо и помню.
В Поморский университет на факультет математики и информатики нарьян-марская абитуриентка поступила легко, ведь надо было сдать устно и письменно всего один предмет – любимую математику.
Информатика в число таковых не входила, так что пришлось попотеть, говорит Надежда Александровна:
– Изучали язык программирования Паскаль. Трудно давалось. Когда закончила университет, решила, что буду преподавать только математику. Информатика как предмет недавно появилась. Было непонятно, как учить, мало было методики.
Обещание пришлось забыть, в родном городе требовались подкованные в технологиях педагоги: четвёртая школа, институт усовершенствования учителей, филиал САФУ. Методику, которой так не хватило в вузе, пришлось нарабатывать самостоятельно.
Однажды молодую коллегу позвала в свою команду директор педколледжа Галина Назарова.
– Мы жили с Галиной Алексеевной в соседних домах. Гуляли с маленькой Лизой, играли в песочнице, – вспоминает Надежда Александровна судьбоносный момент и улыбается. – Так из песочницы в колледж и попала. До сих пор здесь.
Предложение и приложение
Через кабинет информатики за 17 лет работы нашей героини в колледже прошли десятки будущих покорителей сетевого пространства.
– Окружной абитуриент ограничен тремя учреждениями. Ребята приходят разные. Одни замотивированы на учёбу, другие попадают в профессию случайно, – поясняет собеседница. – Информационные технологии – отрасль динамичная, развивается стремительно. Сегодня мы учим одному, завтра другому, а на производстве будет третье. Надо постоянно развиваться в том направлении, которое выбрал.
Когда Надежда Панова говорит о развитии, имеет в виду прежде всего себя. Дистанционные и очные курсы, стажировки, вебинары – чтобы призывать других, надо быть на высоте самому.
Почётный статус эксперта, то есть наиболее опытного и продвинутого в своей сфере специалиста, Надежда Александровна примеряет постоянно. Эксперт регионального чемпионата «Профессионалы» в компетенции «Веб-технологии», эксперт чемпионата «Абилимпикс» в компетенциях «Обработка текста» и «Предпринимательство», эксперт по проверке работ регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике.
Есть у педагога полезное качество – углубляться в тему. Так, переподготовку по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» она прошла, чтобы изнутри понять компьютерные программы для финансистов.
– Информатика – прикладная наука. Её можно «приложить» к любой отрасли. Главное – делать это грамотно, – уверена Надежда Александровна.
Во ку... во кузнице
Классная мама – ещё одно важное звание Надежды Пановой, нести которое ой как непросто. С 416-й группой её связывают почти родственные отношения. Четвёртый год вместе – это вам не шуточки.
– Ребята наполовину из села и города: Несь, Красное, Каратайка, Пёша, Нарьян-Мар. С ними легко, – у собеседницы заметно теплеет улыбкой взгляд. – Как любые подростки не всегда сговорчивы. Приходится убеждать, зато потом рады, что послушались. В этом году победили в окружном конкурсе «Самая лучшая студенческая группа». Грустно, когда уходят. Столько в них вложено! Кажется, что только-только оказались на одной волне.
Это не первый выпуск Надежды Пановой. Сисадмины из колледжа работают в налоговой инспекции, школах, Ненецком информационно-аналитическом центре.
– У хороших студентов нет проблем с трудоустройством, – говорит педагог. – Колледж – отдельное государство в государстве, та самая кузница кадров.
Ковать нужных региону специалистов – главная задача окружной кузницы. Социальный заказ выдвигает само время. Внутренний туризм, личное знакомство с родиной медленно, но верно выходит на первый план. В следующем учебном году в колледже планируют открыть новое направление – «Туризм и гостеприимство». Только вот открывать надо с квалифицированными преподавателями. Неудивительно, что в числе первых «туристов» оказалась Надежда Панова.
– По приглашению Евгении Николаевны Растягаевой поучаствовала в проекте «Серебряный экскурсовод НАО». Параллельно получила диплом в Томском госуниверситете по специальности «экскурсовод (гид)», – перечисляет собеседница этапы нового профессионального вектора. – В воскресенье лечу в Барнаул. По федеральному проекту «Профессионалитет» с весны повышаю квалификацию в Алтайской академии гостеприимства. Первый модуль прошла дистанционно, теперь очная стажировка и экзамен.
Напоследок спрашиваю о мечте.
– Посмотреть настоящую весну на Кавказе! – после некоторой заминки восклицает Надежда Александровна. – Когда в Нарьян-Маре лужи и снег, хочу увидеть, как зеленеют деревья и распускаются цветы.
Специфика работы преподавателя, который уходит в отпуск по окончании учебного года, затрудняет исполнение простого, казалось бы, желания. На встречу с весной может привести новая туристическо-педагогическая дорога, на которую –
с привычной цифровой – смело шагнула наша героиня.
День СПО
Установлен Указом президента РФ № 496 от 25 июля 2022 года «...в целях развития и популяризации среднего профессионального образования». Дата празднования, 2 октября, выбрана не случайно. Этот день стал отправной точкой для создания системы трудовых резервов страны. Соответствующий указ советского правительства вышел 2 октября 1940 года.
День СПО ежегодно отмечают преподаватели и студенты профессионально-технических училищ, колледжей, лицеев и техникумов.