Вы здесь

Отец, сын и дело техники

Александр и Дмитрий Шабунины не один десяток лет трудятся на предприятии / Фото автора

15 октября – День работников дорожного хозяйства.

Герои нашего материала не связаны напрямую со строительством дорог, но без них этот процесс был бы невозможен.

На базе «Нарьян-Мардорремстроя», что на Факеле, суета. В лабиринте техники, гаражей, подсобных и других помещений не грех заблудиться. На часах 7.30 утра, а в красном ангаре уже давно освободились из объя­тий Морфея – остатки сна разгоняет бодрое: «Рома, извини». Под звуки известного хита «Зверей» откуда-то из тракторного нутра выходит начальник РММ Александр Шабунин. На фоне гиганта с ковшом и начинаем разговор.

– Александр Дмитриевич, вы ведь тут давно трудитесь, скоро круглая дата?

– 19 ноября будет 25 лет, – говорит ветеран, в этом году разменявший восьмой десяток. Очки, шапка, неизменная улыбка.

Родился в селе Ксизово, что в Задонском районе Липецкой области. Окончил школу, техникум механизации хозяйства. Крепкая классическая рабочая семья: отец механизатор, мама труженица в колхозе-миллионере.

– С отцом работал, всегда старался помогать. Со мной за ручку не ходили, отправили учиться. После техникума отслужил в войсках связи в Полоцке, – маленькими мазками описывает биографию ветеран ДРСУ. Пока разговариваем, он с десяток раз поздоровается с коллегами, Рому Зверя в плей-листе сменит, кажется, Аллегрова. Специалисты «Нарьян-Мардорремстроя» разъезжаются по объектам, ежеминутно заводится техника, рабочий день здесь начинается рано.

– После армии вас ведь в Архангельскую область занесло?

– Да, с товарищем поехали в Двинской Березник, потом в посёлок Первомайский, сейчас это город Новодвинск. Работали с болгарами, строили третью очередь Архангельского ЦБК.

– По-болгарски чего-нибудь помните?

– Почти ничего. Помню только мал какурим – немного перекурим (смеётся). Честно говоря, получали мало, разнорабочими были, копейки зарабатывали. Было это в 1974 году. Тогдашний секретарь обкома комсомола Гагарин предложил поехать в Нарьян-Мар. Думал недолго – с такой работой на брюки бы даже не заработали, не у мамы же деньги просить? Пропуск оформили – и вперёд!

– И как первые впечатления от города?

– Помню, когда был на Смидовича, спрашивал, а где же город? А мне сказали, так вы в центре, так удивлялся. 22 года отработал в нефтеразведочной экспедиции. Трудился монтажником, трактористом, слесарем, механиком.

– Оттуда в ДРСУ ушли?

– Ещё в Газпроме поработал.

– Солидно звучит по нынешним меркам…

– Это в конце 80-х было. При­ехал специалист из Вуктыльского строительно-монтажного управления, прямо домой ко мне на собеседование пришёл. Потом сказал – выходи на работу завтра. Я опешил, но в итоге всё разрулили – мне дали перевод, согласовали с геологией. Два года отработал, затем перешёл в ДРСУ.

– У вас же было несколько предложений?

– Выбирал из трёх. На одном из мест работы развал был – платили пшеном, сахаром, а у меня четверо детей, надо их кормить. В итоге выбрал ДРСУ, вот уже почти четверть века тут.

 

Цеха и люди

 

… Аллегрову сменяет очередная поп-дива. Александр Дмитриевич окидывает взглядом наш ангар. Собственно, все эти годы тут и работает мой собеседник. Потихоньку-помаленьку его перестраивали, латали, появлялась новая техника, ремонтировалась старая. О проектах скромно умалчивает – все важные и по-своему родные. Разве что пару слов об усинской дороге молвил и то по моей просьбе. А ведь именно Александр Шабунин был среди тех, кто разрезал красную ленточку на торжественном открытии дороги Нарьян-Мар – Усинск, построенной в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», в марте этого года. Более подробно о событии можно прочитать в материале «НВ» от 30.03.2023 г. «Дороге жизни – зелёный свет».

– Помню, я ещё трактористом работал на этой дороге, а прорабом у нас на стройучастке, царствие небесное, был Григорий Борисович Коваленко, – вспоминает начальник РММ.

Шабунинская вотчина – приличная. Токарный, топливный, моторный, агрегатный цеха, а ещё сварочный, пункт техобслуживания и десять человек в подчинении. За всем надо следить.

– Вы строгий руководитель, – спрашиваю, пока выходим из красного ангара, затихает и поп-концерт.

– Не знаю, надо у ребят спросить, – скромен специалист. – Люб­лю, когда всё получается, когда техника работает, а ведь износ у неё приличный. У нас всё взаимосвязано – мы вместе работаем на конечный результат.

У Александра Шабунина четверо сыновей, трое работают в «Нарьян-Мардорремстрое», четвёртый – инженером на газодобывающем предприятии, летает вахтами из Кирова.

– Ни бабушек, ни дедушек тут не было. Родственники приезжали в гости, но в основном мы сами справлялись, не жаловались. Мама боялась на самолёте летать, – вспоминает годы воспитания молодых пацанов мой собеседник. С супругой Любовью Ивановной почти полвека вместе – через три года золотая свадьба.

У счастливой пары 11 внуков, правда, и тут серьёзный гендерный перевес у сильного пола – семь мальчишек и четыре девочки.

 

Отец и сын

 

Дмитрий Шабунин – старший сын Александра Дмитриевича. Вот у него и спросим, строгим был папа или нет.

– Думаю, да, я в этом плане более лояльный, – смеясь, отвечает начальник участка дорожно-строительной техники. Работает на предприятии с 2005 года, куда пришёл после окончания САФУ.

– И сколько же техники в вашем ведении?

– 40 единиц, 20 человек – машинисты, экскаваторщики, трактористы.

– Папа привил любовь к ней?

– С детства. Помню, отец даже трактор специально приобрёл. Но не для езды, а чтобы мы смотрели и разбирались, из чего он состоит. Часто на работу с папой ходил. У него богатый жизненный опыт, постоянно советуюсь с ним.

Дмитрий, как и отец, настроен оптимистично – предприя­тие будет жить и развиваться:

– Губернатор пообещал, всё вроде движется в положительную сторону, зарплату подняли, работу дали, из банкротства вывели, поэтому двигаемся только вперёд.

 

Кому ГСМ, кому запчасти

 

Заведующая складом Елена Поливердова наконец может выдохнуть. С утра все к ней. Кому спецодежда, кому запчасти. А какое дорожное хозяйство будет спориться, если комплектующих нет? Елена Алексеевна из тех женщин, что кровь с молоком. У неё не забалуешь.

– С утра ребята приходят ко мне. Кому масла выдать, ГСМ – всё через меня. Рабочий день начинается в 7.30 утра, в это время горячая пора, потом чуть стихает, – рассказывает Елена Алексеевна.

Наша героиня родилась в Приднестровье, отучилась в Бендерском техникуме на бухгалтера, вышла замуж и приехала на Крайний Север. Десять лет заведует складом в «Нарьян-Мардорремстрое».

– Это ещё не всё, – говорит моя собеседница, отвечая на вопрос о складе, и открывает ещё два помещения. Ровными рядами стоят бочки с ГСМ.

– Чувствуется заботливая женская рука, везде порядок, – говорю, разглядывая дрсушное добро.

– Женская рука нужна, но если не понимаешь в запчастях, лучше не лезть, – тоном, не терпящим возражений, объясняет Елена Поливердова.

– У вас очень ответственная работа…

– Материальная ответственность – самое главное. Контейнера – мои, загородка – моя. В конце базы стройматериалы – мои, – Елена Алексеевна тянет гласную в местоимениях, что, видимо, подразумевает бескомпромиссность высказывания.

– Как вам в мужском коллективе работается?

– Хорошо. Бывает, и спорим. Характер у меня вспыльчивый, но если не настаивать – бардак будет, – после этих слов я понял – склад предприятия в надёжных руках.

От темы работы переходим к семье.

– Папа бригадиром был в Приднестровье, мама поваром работала. Жили в частном доме. Маме 80, до сих пор там. 16 соток держит, обрабатывает всё сама, – сталь в голосе Елены Алексеевны уступает грусти. – Надо съездить, но самолёты из России не летают, придётся окольными путями добираться.

Кажется, кому-то понадобились запчасти…