Протяжённость дороги между Нижней Пешей и Волоковой чуть больше двадцати километров. Но у нас на Крайнем Севере путь чаще всего измеряется не километрами.
Проще объяснить, что дорога, к примеру, идёт через семь рек да три болота, или сквозь пару боров да на скальную гряду. Это смотря о какой именно территории нашего округа идёт речь.
В любом случае ехать на машине чаще всего затруднительно, если вообще возможно…
Жителям пешского куста повезло, здесь уже много лет наземную дорогу Нижняя Пеша – Верхняя Пеша – Волоковая содержит колхоз. Речь идёт об СПК РК «Заполярье», который базируется на этой земле. Сейчас содержанием дороги занимается дочернее предприятие колхоза – АО «Полар», но люди работают те же, изменён лишь несколько вид деятельности и форма собственности.
Об этом корреспонденту окружной газеты рассказал руководитель СПК Николай Кисляков.
Мы беседуем по дороге из Нижней Пеши в Волоковую, куда Николай Михайлович согласился свозить представителей окружных СМИ. Несмотря на дождливую погоду, машина довольно быстро перемещается по хорошо укатанному полотну. Хотя Николай считает, что обычно бывает лучше.
– Не всегда успеваем с дорогой, у нас сейчас все силы – и люди, и техника – брошены на строительство нового моста через реку Крутую, – рассказывает молодой председатель. – В первую очередь мы руководствуемся потребностями людей, а данный объект очень важен для жизнедеятельности всех населённых пунктов Пешского сельсовета. Да вы сами всё увидите.
По дороге я то и дело достаю фотокамеру, чтобы запечатлеть мост, о котором идёт речь, но всякий раз, как выяснилось, преждевременно. На сравнительно небольшом по протяжённости участке – от Нижней Пеши до Волоковой – расположено более двух десятков мостиков, мосточков и просто переездов через ручьи.
Дорога, как картина рамой, обрамлена высоким хвойным бором. Спрашиваем про медведей, оказывается, не только косолапый, но и волк, и росомаха, и другое зверьё здесь встречается. Словно в подтверждение этих слов перед машиной пробегает заяц, а чуть позже прямо перед нами бежит и взлетает крупная птица с треугольным хвостом. Никто из нас так и не узнал крылатую путницу – не охотники всё-таки...
Ещё не доехав до места, мы поняли: вот он, строительный объект. Перед карьером движется грузовик, чуть поодаль остановился трактор. Проезжаем по маленькому мостику – это он сейчас находится в аварийном состоянии. А чуть левее уже виден новый мост – большой, добротный и надёжный.
В бригаде под руководством Евгения Хромцова трудятся местные жители, поэтому строят в прямом смысле слова для себя. На возведение объекта длиной 18 метров ушло меньше месяца. Обедают тут же, о чём красноречиво говорит кипящий на костерке чайник да ароматная похлёбка в котелке.
Заметив гостей, многие чуть смущаются при виде камер и диктофонов, но северного гостеприимства не теряют. Радушно приглашают на чай и кофе, однако разделить с тружениками трапезу не позволяет журналистский график.
Световой день становится всё короче, да и небо хмурится, а впереди нас ждёт волшебная деревня Волоковая, добраться до которой – редкая удача в жизни журналиста и фотографа. Тепло попрощавшись, мы снова отправляемся в путь…