Новый сборник литературных миниатюр Ирины Марковой – это красочный мир чувств, эмоций и впечатлений, прожитых и бережно сохранённых.
Молодой прозаик по профессии педагог-художник. Видимо, поэтому она работает со словом так, будто детально прорисовывает воспоминания, а потом трепетно расцвечивает их мягкой кистью ощущений.
Летом 2024 года в Этнокультурном центре НАО состоялась необычная презентация. Коллеги Ирины Марковой по литературному творчеству сделали ей подарок к юбилейному дню рождения: собрали литературные зарисовки автора, иллюстрации и выпустили своими силами небольшим тиражом сборник прозы «Рисуя словом».
В мастерской автора
Зал для презентации представлял собой мастерскую художника. На первый взгляд беспорядочно расставленные мольберты с картинами отнюдь не были расположены хаотично. Они вели взгляд зрителя от одной тематической группы к другой.
Запах масляной краски, витавший над портретами, пейзажами, экспрессивными абстрактными композициями усиливал впечатление. И когда началось чтение литературных произведений из сборника, они зазвучали в унисон полученным от картин представлениям о их создателе.
В результате участники мероприятия оказались в арт-пространстве, раскрывающем мир, а скорее, миры творческого вдохновения автора. Созданные на эмоциях произведения не оставили никого равнодушным. Вдохновлённые зрители благодарили автора за искренность, которая будоражила, трогала до слёз.
Реальность или вымысел
Произведения в книге «Рисуя словом» – это миниатюрные зарисовки на животрепещущие темы. В них отражены детство, юность, взросление автора, тяжёлые прощания и новые встречи. Но это отнюдь не страницы автобиографии.
Скорее они близки к жанру автофикшн, когда автор смело экспериментирует с фрагментами реальной биографии, переплетая их с художественным вымыслом, создавая новое полотно жизни. Кстати, работая в этом увлекательном направлении литературы, можно пересмотреть свой опыт, реализовать мечты. У автора не стоит задача рассказывать о событиях достоверно, он лишь воспроизводит и оставляет на память испытанные чувства.
Уникальность миниатюр Ирины Марковой – портретность пережитых эмоций, эстетичная откровенность и глубина чувств, богатая палитра ощущений. Они легко передаются читателю и, постепенно захватывая воображение, оставляют волнующее послевкусие.
Прозаик, художник, педагог
Ирина Андреевна Маркова – участница молодёжной литературной студии «Северус» и член народного литературного объединения «Заполярье». Окончила Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского. Более десяти лет преподаёт художественные дисциплины в дополнительном образовании. Работала с детьми в изостудии Дома детского творчества, в настоящее время – педагог «Кванториума».
В литературное творчество пришла неосознанно. Сначала в блокноте-дневнике начали появляться отдельные ключевые слова о происходящих в жизни событиях. Постепенно они переросли в сюжетные композиции.
В её произведениях и сейчас чувствуется поиск новых изобразительных средств для передачи эмоционального восприятия окружающего мира и познания себя. Где бы ни была Ирина, она всегда с блокнотом, карандашом или ручкой в руках сохраняет впечатления для будущих художественных текстов.
Рисунок и текст – созидательная дружба
В 2021 году Ирина заняла первое место в номинации «Проза» Всероссийского литературного конкурса «Литкон» в возрастной группе «Молодёжь». Для участия необходимо было предоставить своё произведение и защитить его на онлайн-конференции.
Вот что рассказывает Ирина:
– Я решила, что во время ожидания своей очереди буду рисовать, так привычнее и спокойнее. Но с самого начала стало невероятно интересно. Легко, весело, с улыбкой проходило общение, с чувством рассказывали участники о своих работах, читали стихи. Я заворожённо слушала, потом выступила сама. Сказала, что живопись и литература у меня по жизни всегда идут рука об руку, что все мои зарисовки выполнены на подъёме чувств, по горячим следам.
Так на самом деле и есть. Композиция «Старый дом» сложилась у Ирины под впечатлением от поездки в деревню. Родительский дом, словно живой, нашёптывал ей свою радость, и она не успокоилась, пока не написала об этом.
В миниатюре «Находка» отразились размышления и представления автора о рисовании наощупь. Она попыталась ответить на вопрос, только ли зрительный образ работает на художника или движение руки, кисти, пластика также участвуют в создании эмоционального образа.
А в зарисовке «Карандаш» Ирина отдала должное первому другу художника – ведь в работе с карандашом легко сочинять и зачищать ошибки, будто их и не было.
Искренне желаем автору добрых дорог в творчестве, ярких открытий на пути!
Ирина Маркова. Зарисовка «Когда гроза»
Сильный ветер с дождём для меня – это возможность вспомнить то, что было. Ребёнком, отдыхая в деревне у бабушки, я жутко боялась грозы, когда ветер выл за окном, дождь хлестал по стеклу, слышались раскаты грома.
В то время в деревне отключали свет на ночь, и мы зажигали свечи. Я пряталась на кухне под столом, сжималась в маленький комочек и не хотела вылезать. Всё вокруг казалось страшным и злым.
А дом скрипел, стонал, подвывая непогоде. Я думала, что мы вот-вот улетим, совсем как Элли. Ведь бывали в деревне страшные грозы, ветер снимал крыши с домов и бросал их посреди дороги. Хорошо, что я этого не видела, а только слышала в рассказах бабушки.
Я сидела под столом и приговаривала: «Только бы дом остался цел, и всё быстрее прошло». Как будто мои слова – это заклинание, которое могло помочь дому.
Иногда гроза затягивалась надолго. Тогда бабушка брала меня за руку и осторожно вытаскивала из-под стола. Прижимая к себе, такой тёплой и мягкой, она вела меня до кроватки и укладывала под спасительное одеялко.
Воркуя нежные утешения, садилась рядом, поглаживала и тихо напевала. Я ворочалась, дрожала от страха, но под мирное пение уходила в царство беззаботного сна. А наутро всё прекращалось, светило солнце, пели птицы, будто и не было этого страшного ненастья за окном.