Вы здесь

Чайковский на Крайнем Севере

Перенеслись в Концертный зал имени Чайковского / фото автора

В Виртуальном концертном зале Дворца культуры «Арктика» публика соприкоснулась с творчеством всемирно известного русского композитора Петра Ильича Чайковского

 

Северяне посмотрели и послушали в записи на большом экране знаменитую Пятую симфонию в исполнении симфонического оркестра имени Светланова.

Оркестром управлял дирижёр и художественный руководитель Карельской государственной филармонии – Анатолий Иванович Рыбалко.

Перед началом трансляции он передал нарьянмарцам свой видеопривет:

– Добрый день всем любителям музыки из столицы Ненецкого автономного округа. Поздравляю вас с открытием Виртуального концертного зала! Мне очень приятно, что я тоже оказался причастен к этому событию. Симфония, которая сегодня прозвучит, стала одной из вершин творчества Петра Ильича Чайковского. К моменту её написания он достиг совершенства композиторской техники. Все эти годы симфония звучит на концертных площадках, и слушатели разгадывают, что же имел в виду композитор, написав это произведение.

Дирижёр отметил, что творчество Чайковского продолжает покорять сердца слушателей. И выразил уверенность, что так оно и будет в дальнейшем.

А ещё нарьян-марские зрители услышали в этот день и голос самого великого композитора.

Сохранилась запись, сделанная в 1890 году на новомодом тогда фонографе. Голос Петра Ильича из-за качества звука там, конечно, сильно искажён, но тем не менее можно уловить особенности его речи, свойственной говору горожан дореволюционной России конца позапрошлого столетия.

Более осознанно погрузиться и прикоснуться к великой музыке, которая имеет свои особенности, помогла интерактивная часть программы.

Ведущая мероприятия Мила Соколова бережно вела нас в мир произведений Петра Ильича и подробно познакомила с его биографией.

Также она ёмко и по сути объяснила, что такое симфония, делая небольшие остановки после каждой части произведения.

– Симфония – это монументальный жанр. Она пишется для состава большого симфонического оркестра. Как правило, композиторы закладывают философскую концепцию в эту работу. Это может быть связано с размышлениями об обществе, с переживаниями человека на какую-то тему. В случае с Чайковским это вопросы внутреннего мира человека и того, как он взаимодействует с окружающим, преодолевает трудности, любит, – рассказала ведущая.

Мила Соколова также рассказала об особенностях этикета, свойственного концертам классической музыки.

– Симфония традиционно состоит из четырёх самостоятельных частей, но при этом они являются частью единого целого произведения. В этом кроется разгадка того, а когда же надо аплодировать на симфонических концертах. Всё очень просто. Когда заканчивается произведение – мы аплодируем, между частями – ни в коем случае этого не делаем, чтобы сохранить целостность восприятия. Предлагаю сохранить эту традицию и сегодня, – обратилась к залу Мила.

Несколько рукоплесканий пытались вырваться после первой части симфонии, но были аккуратно остановлены голосом ведущей:

– Нет-нет, ждём самого конца.

По моим ощущениям зал в этот день был наполнен на одну шестую, а может и меньше.

Но до конца досидели практически все, зал покидали лишь родители с совсем маленькими детьми.

По отзывам людей, которые услышал после мероприятия, формат виртуального зала понравился и превзошёл ожидания.

Наши северяне готовились просто к просмотру записи концерта в кинотеатре, а получили целую программу – и культурную, и образовательную.

По заверению организаторов, следующий концерт в этом формате запланированный на ноябрь, будет посвящён музыке Средневековья.

 

О композиторе

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижёр.

Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Один из самых исполняемых композиторов во всем мире.

 

 

Справка «НВ»

Симфония № 5 ми минор, соч. 64 Петра Ильича Чайковского посвящена Теодору Аве-Лальеманту – видному музыканту и выдающемуся музыкальному общественному деятелю.

С ним Чайковский познакомился во время гастрольной поездки 1888 года.

Музыка написана в 1888 г., впервые исполнена 5 (17) ноября 1888 года в Петербурге оркестром под управлением автора.

Известный русский композитор, педагог, учёный и ученик Чайковского Сергей Танеев считал, что Пятая симфония Чайковского является его лучшим сочинением.