Час лёту на вертолёте из Нарьян-Мара – и вы оказываетесь в «треугольнике». Именно так название острова Колгуев переводилось со шведского языка и встречалось в старинных лоциях скандинавских моряков. Видимо, имелась в виду форма арктического острова. Считается, что названия Кольский и Колгуев имеют общую этимологию.
История одного острова
«Арктическим треугольником» издавна интересовались не только российские исследователи, но и европейцы. До нас дошло немного информации об истории изучения острова и людях, на нём побывавших. По документам, составленным российскими, норвежскими или английскими путешественниками в XVIII-XIX веках, можно сделать вывод о том, что Колгуев издревле был заселён представителями самодийских родов, которые исторической родиной считали полуостров Канин и Тиманский кряж.
На сегодняшний день в различных исторических справочниках можно встретить информацию об острове и его жителях. Например, из Википедии узнаём, что территория была присоединена к Московскому княжеству в XV веке.
В 1767 году мезенец Коткин завёз на парусном судне несколько безоленных ненецких семей для организации промысла. Но так как жить людям на острове было негде, их поселили в землянки – бугры или бугрины, как их называли ненцы и поморы. Они и дали название новому становищу – Бугрино. Однако все первые поселенцы умерли от цинги.
В 1790 году другой мезенец Михаил Куренгин направил на Колгуев для промысла морского зверя самоядь с канинского берега вместе с оленями и нехитрым скарбом. Сырое мясо и обычная ненецкая еда помогли победить цингу. Народ прижился на острове и составил костяк его будущего населения. В начале XIX века на Колгуеве было 38 ненцев, среди них – канинцы, тиманцы, большеземельцы. Они вели традиционный образ жизни, занимались охотой и рыболовством, обменивались продуктами и перемещались по острову. Их стоянка была объявлена административным центром острова. В Бугрино проживают потомки переселённых на остров родов: Паханзеда, Вэра, Пурпэев, Вэ’’ли, Ӈыера, Лидяӈг, Вылка. Правда, в начале XIX века, после крещения, большая часть ненцев была записана под фамилией Ардеевы. На острове, разделённом рекой на южную и северную части, где традиционно проживали представители разных кланов, люди, даже не являясь родственниками, стали носить общую фамилию. Как говорится, что написано пером... Постепенно межродовые грани стёрлись, и сейчас вряд ли кто из молодых колгуевцев знает, к какому роду-племени относились их предки. В 50-е годы XX века с Новой Земли перед ядерными испытаниями большую часть новоземельских ненцев эвакуировали на Колгуев, перегнали и оленей. Они позднее были признаны самыми крупными в НАО, долгое время именно их использовали для сохранения генетического материала северного оленя. Но все мы помним трагическую ситуацию, когда буквально за три месяца то ли по погодным условиям, то ли по какой-то другой причине погибло практически всё шеститысячное поголовье: не спасли даже завезённые, правда не вовремя, комбикорма. Грустно, но факт – последние три года оленей на Колгуев завозили со всего округа. Некоторые из них, по последним данным, вроде бы прижились.
Бугрино. День сегодняшний
В Бугрино, единственном населённом пункте на Колгуеве, постоянно проживает 370 человек, прописано – 470. По окружным меркам это вполне крупный посёлок, в котором на протяжении многих десятилетий сохраняется национальный состав: к ненцам себя относят 96 % островитян. Что и говорить, любят местные жители свой посёлок. Многие после учёбы в Нарьян-Маре или на Большой земле старались вернуться. Дети и студенты зачастую даже во время летних каникул никуда не уезжают.
Бугрино – своего рода этноэкологический парк. В посёлке есть аэропорт, магазин, администрация, школа-сад, амбулатория, метеостанция, Дом культуры, почта. Он представляет собой три ряда деревянных домов, протянувшихся вдоль морского берега. С 2006 года, в связи с обрушением береговой линии, началось строительство жилых домов уже по четвёртому ряду.
Глава МО «Колгуевский сельсовет» Анастасия Ледкова – человек, хорошо знающий жизнь посёлка. Родилась здесь в большой оленеводческой семье, душой болеет за Бугрино. Стоит вспомнить хотя бы выступление Анастасии Филипповны на съезде оленеводов НАО в апреле этого года. Немало интересного глава сельсовета рассказала и корреспонденту «НВ». Говорили долго и откровенно, в том числе о проблемах. Одна из главных – жилищная.
– Строится ли на сегодняшний день жильё для островитян?
– На сегодня 29 семей нуждаются в улучшении жилищных условий. А это 105 человек. К сожалению, за последние годы в посёлке по социальным программам не было построено ни одного нового жилого дома. Есть большие проблемы с очередью, – рассказывает Анастасия Ледкова. – По госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утверждённой постановлением Администрации НАО в ноябре 2013 года, на территории сельсовета строительство многоквартирных домов не велось. Именно в рамках этой программы переселяют граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Практически каждый дом в посёлке можно признать ветхим.
Сложности возникают ещё и потому, что на Колгуеве ничего не растёт. Завозить материал для строительства – дело накладное для округа. У нас то кризис, то подрядчики подводят, то природные катаклизмы своё дело делают, а в результате люди страдают. Ну а строить сборно-щитовые дома на острове, продуваемом всеми ветрами, из-за климатических условий просто невозможно, это преступление. Вот так и выживают люди. Очень ждём школу-сад.
Мало оленей, но много нефти и проблем
На острове не один десяток лет добывают нефть. Я помню, в 90-е годы, работая на радио, не раз слышала от тогдашних руководителей посёлка о том, что нефтяники хотят построить школу-сад, даже в начале двухтысячных привозили компьютеры в качестве гуманитарной помощи. Затем пообещали построить амбулаторию. Но разговоры так и не перешли в плоскость дела. Ни сейчас, ни тогда островитяне не ощутили на себе благ нефтяного «клондайка».
– Нефтедобыча на Колгуеве ведётся с 80-х годов: договор не заключался, помощь не оказывалась и не оказывается. На Песчанке работает два местных жителя. Хотя, конечно, хочется, чтобы трудилось больше местных.
– Много безработных в Бугрино?
– На учёте в Центре занятости на 6 ноября 2018 года состоят всего трое, но скрытая безработица на острове – 70 человек. Остров – их родина, а в Бугрино негде устроиться.
– Есть ли частный бизнес на острове?
– Нет.
– На уровне округа прорабатывался вопрос о централизованной закупке рыбы, птицы и дикоросов?
– Вопрос ставится давно. Конечно, люди хотели бы зарабатывать, сдавая местную продукцию. С 2017 года Колгуевское потребительское общество в летний период начало принимать от населения для дальнейшей реализации морошку, но больше никаких перспектив не намечается. Так что способов заработать у островитян практически нет. Жители НАО помнят, что после массового падежа оленей СПК «Колгуев» перестал существовать, а бывшие работники стараются найти возможность устроиться в новые структуры, пришедшие на смену СПК. На его базе в 2015 году были зарегистрированы крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) во главе с Верой Ивановной Варницыной и семейно-родовая община коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа «Салды» под председательством Инны Николаевны Варницыной. В основном они разводят оленей. Дополнительными видами деятельности может стать производство продуктов из мяса оленя и птицы, оптовая и розничная торговля олениной и мясом птицы, включая субпродукты, производство и консервирование рыбной продукции. На сегодняшний день оленеводы хозяйств наращивают поголовье. По последним данным общая численность животных уже выросла до полутора тысяч. Если вспомнить, что после массовых потерь число оленей едва насчитывало 400 голов, то этот рост поголовья можно назвать рекордным.
– Посёлок к зиме готов?
– Конечно, в морскую навигацию на Колгуев завезли всё самое необходимое, в том числе топливо, уголь и дрова. В период северного завоза в Бугрино поставляют и товары первой необходимости. В основном это продукция длительного хранения, а скоропортящиеся товары, в том числе овощи и фрукты, на остров привозят воздушным транспортом. Конечно, доставка на вертолётах увеличивает их стоимость. Организации, поставляющие продукты питания на островные территории, руководствуются постановлением окружной администрации от 28 июня 2017 года, где сказано: «В соответствии с порядком предоставления субсидий на частичное возмещение затрат по доставке для реализации населению продовольственных товаров в сельские населённые пункты, расположенные на островах Вайгач и Колгуев, на утверждённый перечень товаров размер надбавки к закупочной цене составляет 76%».
Возьмём товары местного (регионального) производства. Мясо оленину в Колгуевском потребобществе население приобретает по цене 440 рублей за 1 кг, творог весовой от агропромышленной компании – за 237 рублей, 500-граммовая ёмкость сметаны – по той же цене, килограмм колбасы «Бондарской» I сорта – за 620 рублей, II сорта – за 550, килограмм полукопчёной «Карской» стоит в Бугрино 760 рублей. В общем, для многих жителей острова цены неподъёмные, тем более что местной мясной и молочной продукции здесь нет.
– В большинстве населённых пунктов округа, после десятилетнего перерыва, программа «Чистая вода» вновь начала работать. Как с этим обстоит дело на острове?
– В октябре 2018 года закончилась проверка состава качества воды реки Бугрянки. Администрация Заполярного района давно работает над реализацией проекта. Мероприятия по приобретению и доставке станции очистки воды, с дальнейшей работой по прокладке нитки трубопровода к участку внутри самого посёлка, планировались вновь на сентябрь-октябрь этого года. Навигация прошла, оборудование в Бугрино, к сожалению, так и не пришло. Но мы хорошо осведомлены, что в этом году на разработку проект-но-сметной и рабочей документации по строительству объекта «Водозабор из поверхностного источника в посёлке Бугрино НАО» деньги не освоены, хотя выделялось больше 17 миллионов рублей.
Ну и в конце – о погоде. А она, по словам Анастасии Филипповны, совсем не радует. Весь октябрь и ноябрь – мок-рый снег и дождь. Народ устал от затяжной осени. 13 ноября снова был дождь, море открыто, нет даже мелкой ледяной крошки. А люди ждут снега и первых настоящих морозов. Было время, когда на Колгуев морозы «накатывались» совершенно внезапно. Может, и в этом году нас ожидают подобные сюрпризы? Как говорится, снова ждём!