4 декабря окружному отделу ФСБ по НАО Архангельского Управления Федеральной службы безопасности РФ исполнится 90 лет
Накануне события корреспондент «НВ» встретился с ветеранами службы, бывшим начальником окружного подразделения Юрием Падалкой и Юрием Орловым. И расспросил их об опыте работы на ниве госбезопасности.
В смутные времена
90-е годы прошлого века были судьбоносными для страны и региона. Недаром же в СМИ их частенько называют лихими. В России шли коренные перемены и это сказывалось на всех сторонах жизни общества. Тогда же в НАО закипели нешуточные страсти вокруг нефтеносных месторождений.
Открытые богатые залежи углеводородов намеревались осваивать совместно с зарубежными компаниями на основе СРП (соглашение о разделе продукции). На эти месторождения положили глаз некоторые гиганты нефтяного западного бизнеса.
Естественно, за перипетиями экономики и политики наблюдали и наши контрразведчики. И не просто наблюдали, а оценивали, анализировали и делали выводы – насколько новые соглашения выгодны для новой России и НАО. Экономика страны лежала в руинах, и чтобы как-то выправить ситуацию, власти порой шли на такие шаги, на которые бы не решились пойти в другие более стабильные времена. Американцы, пользуясь случаем, старались застолбить на долгие годы кусок Тимано-Печорской провинции – район Варандея, особенно богатый на крупные месторождения, да ещё с выходом к Баренцеву морю.
Ветераны вспоминают
– Я приехал в Нарьян-Мар в 1995 году, 10 марта, как раз в день образования города, – рассказывает Юрий Падалка. – Начальник Управления тогда ФСК по Архангельской области сразу представил меня губернатору Юрию Комаровскому. Бывший руководитель отдела Вячеслав Выучейский уходил на работу в Собрание депутатов.
По службе в этот период перед нами стояли в основном задачи экономического характера. Тогда НАО уже отделился от области, и многие полномочия, которых прежде не было, перешли в округ. И как раз начался процесс с месторождениями. В правительстве РФ и округа были сторонники проекта СРП с консорциумом «TPC» (Тиман Печора компани), что способствовало его продвижению, но до опредёленной черты.
По информации ещё одного ветерана ФСБ Юрия Орлова, который служил под началом Юрия Падалки, американские представители приехали в округ уже с лицензиями на наши месторождения. В основном их интересовала варандейская зона. Но в то время существовало нормативное правило двух ключей. Один у федерального центра, другой – у территории. В центре они всё получили. Но здесь так же действовало правило двух ключей. Первый – у исполнительной власти, другой – у законодательной. Так как власть исполнительная пошла им навстречу, то казалось, всё решено.
– Но вот здесь надо вспомнить Леонида Ивановича Саблина, – говорит Юрий Николаевич. – Почему? А потому, что, тщательно продумав последствия такого соглашения (аренда предусматривалась на 50 лет), законодательное собрание заблокировало этот проект. И американские планы были очень существенно скорректированы. Проект Тиман Печора Компани приказал долго жить.
Естественно, что свою работу в этом процессе по отстаиванию интересов государства и округа, в частности, вели и наши «чекисты». Одно из направлений работы – сохранение авиапредприятия.
В наших условиях главный объект обеспечения инфраструктуры округа – это авиация. Самолёты и вертолёты – основной транспорт как на местных линиях, так и при осуществлении перевозок на Большую землю. Тогда, в 90-х, у авиаторов тоже были большие экономические проблемы.
– А западные спонсоры определёнными действиями ещё и способствовали деградации предприятия, – вспоминает Орлов. – Такой простой пример. Когда не было керосина, когда нечем было ремонтировать авиационный парк, вдруг у архангельских авиалиний покупают два старых самолёта Ту-134 для нашего авиапредприятия. Зачем они были нужны – никто не знает. К тому же один из самолётов почему-то достался гражданину Израиля, выходцу из Англии. На борту воздушного судна было написано его имя.
То есть даже те средства, которые появлялись, использовались не на реальные нужды, а вбухивались в провальные проекты или расхищались.
Настоящих северных лётчиков, патриотов предприятия, это, конечно, никак не устраивало. Они хотели и умели работать, поэтому стали активно противостоять процессу развала. Это авиаторы Афанасьев, Виноградов, Остапчук, Белов, Дитятев, Суровцев и другие. Предпринятые совместные действия позволили уберечь авиапредприятие от полного краха.
Естественно, вся оперативно собранная в те непростые времена сотрудниками безопасности информация направлялась в Москву под личный контроль руководства. И Юрий Падалка помнит, что к этим докладам относились очень серьёзно.
– Наш руководитель тех лет Сергей Степашин во всех главных вопросах нас поддерживал, – говорит Юрий Иванович. – Он слышал и понимал, что здесь происходит, и мы, зная, что работаем в правильном направлении, продолжали исполнять свои обязанности по защите безопасности государства и нашего округа.
Параллельно борьбе с экономическими преступлениями и их профилактикой у наших контрразведчиков шла работа и по выявлению агентов западных спецслужб, пресечению контрабанды, наркотиков, терроризма и т.д. Но это темы для других материалов.
А нашим контрразведчикам в день 90-летнего юбилея создания отдела государственной безопасности в округе хочется пожелать здоровья, благополучия в семьях и успехов на ниве служения интересам Родины и людей здесь живущих.