Вы здесь

Диалог сельских глав и депутатов

Развивать сельские территории можно долько в сотрудничестве всех уровней власти / Фото Екатерины Эстер

Окружные депутаты обсудили с главами муниципалитетов развитие сельских территорий и местного самоуправления.

Встреча состоялась в рамках ежегодного учебно-консультационного семинара.

В заседании также приняли участие представители профильных департаментов округа, к компетенции которых относятся вопросы, обозначенные в повестке дня встречи.

Участников встречи поприветствовал заместитель председателя окружного Собрания Максим Арбузов.

– Каждый из вас лучше, чем кто-либо знает состояние дел своих территорий, что волнует жителей, с какими трудностями вы сталкиваетесь в работе. Вы первыми чувствуете результаты негативных и положительных событий в муниципалитетах. Развивать сельские территории можно только сообща, в сотрудничестве всех уровней власти: округа, района, муниципальных образований. Только так, вместе, мы сможем улучшать жизнь каждого населённого пункта, – отметил Максим Арбузов. – Окружное Собрание готово оказывать любое посильное содействие в разработке и обсуждении законов НАО, затрагивающих интересы сельских жителей, в разрешении спорных и сложных ситуаций без изменения законодательства.

С докладами по актуальным вопросам выступили депутаты окружного Собрания.

 

О культуре, бензине и ТКО

 

Александр Чурсанов, председатель постоянной комиссии Собрания депутатов НАО по вопросам государственного устройства и местного самоуправления, обратил внимание на перераспределение полномочий между органами МСУ и органами госвласти НАО в соответствии с окружным законом № 95-оз, принятым в 2014 году.

Он отметил, что с 2018 года часть полномочий – участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципалитета, а также участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО – перераспределили.

По мнению депутата, эти решения были приняты взвешенно, согласованно и своевременно. Это требует больших финансовых затрат и единого подхода на всей территории Заполярного района. Кроме того, по вопросу обращения с отходами на селе существует ряд проблем.

– Из-за отсутствия в сельских поселениях объектов по утилизации и обезвреживанию ТКО отходы транспортируются в Нарьян-Мар. Между населёнными пунктами округа нет наземного транспортного сообщения, а вывоз ТКО морем обходится окружной казне очень дорого. Отходы могут храниться на площадке по сбору мусора не более 11 месяцев. Этот срок не оптимален. В ближайшее время Собрание депутатов рассмотрит законодательную инициативу о возможности накапливать ТКО 12 месяцев, – рассказал Александр Чурсанов.

Парламентарий также предложил использовать опыт республики Саха (Якутия). В одном из улусов региона испытывают установку, которая позволяет утилизировать отходы на местах.

Глава Администрации Заполярного района Надежда Михайлова отметила, что работа в этом направлении ведётся и благодаря поддержке окружных депутатов уже в следующем году появятся места накопления ТКО в отдельных населённых пунктах, будут закуплены инсинераторы (установки для термического обезвреживания отходов).

Исполнение полномочий в сфере культуры также вызвало широкое обсуждение. Большинство глав муниципалитетов высказали мнение о необходимости вернуть эти полномочия на местный уровень, поскольку считают, что после передачи их на уровень округа положение дел ухудшилось.

Вице-спикер Максим Арбузов подчеркнул, что этот вопрос значится в плане работы профильной комиссии на 2022 год и требует дополнительного обсуждения и проработки.

Ещё одна болевая точка на селе – стоимость бензина. После принятых в 2014 году изменений в федеральное законодательство субсидирование доставки топлива стало невозможным, и его цена резко возросла.

На селе бензин необходим для бытовых и хозяйственных нужд, если закупать его в необходимом объёме – статья расходов выходит внушительная.

Окружное Собрание выступило с предложением внести изменения в Бюджетный кодекс РФ о возможности субсидирования доставки бензина в труднодоступные сельские населённые пункты. Обращение поддержала ПАСЗР (Парламентская Ассоциация Северо-Запада России), далее документ направили в Госдуму и Правительство РФ. По итогам рассмотрения было вынесено отрицательное заключение.

В декабре этого года окружное Собрание направит ещё одно обращение в правительство.

– Мы просим принять нормативный правовой акт, исключающий бензин, реализуемый населению в Арктической зоне, из числа подакцизных товаров. Тем самым субъекты РФ смогут субсидировать организации, реализующие бензин населению, проживающему в труднодоступных населённых пунктах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Обязательно воспользуемся помощью сенаторов и депутатов Госдумы от Ненецкого автономного округа в продвижении этого вопроса и очень надеемся на его положительное решение, – заверил Александр Чурсанов.

 

Задача власти – снижение уровня бедности

 

Встречу продолжила председатель комиссии по экономической политике и бюджету Наталья Кардакова. Парламентарий проинформировала глав муниципалитетов о работе над окружным бюджетом на следующие три года, о внесении изменений в бюджет-2021. Также Наталья Кардакова напомнила, что в округе разработана и принята региональная программа по борьбе с бедностью.

Она отметила, что уже много лет НАО остается в группе регионов с уровнем заработной платы и доходами на душу населения почти в 2 раза выше среднего значения по России.

– Округ занимает третье место среди регионов России по доходам на душу населения. При этом у нас проживает 9,4% населения с доходами ниже прожиточного уровня. По состоянию на 31 декабря 2020 года на учёте в органах социальной защиты населения НАО состоит 2 126 малоимущих семей с детьми, – рассказала депутат.

Среднестатистическая малоимущая семья с детьми – это полная семья, возраст родителей от 24 до 38 лет, имеющая детей от 3 до 16 лет.

Основная причина малообеспеченности – экономическая, а именно: низкий доход семьи из-за иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (например, один из родителей не работает, поскольку находится в отпуске по уходу за детьми). Кроме того, несмотря на трудовую занятость родителей, заработная плата не всегда позволяет достойно содержать семью.

По мнению парламентария, политику борьбы с бедностью следует ориентировать на выделенные группы, а инструментами могут быть повышение адресности мер социальной поддержки, создание условий для совмещения родительства и занятости, разработка программ переобучения на востребованные специальности, а также использование механизма социального контракта.

– В регионе социальный контракт реализуется с 2014 года, в настоящее время его сумма не превышает 100 тыс. рублей. Кроме того, соцконтракт предусмот­рен на федеральном уровне – до 250 тыс. рублей, – пояснила Наталья Кардакова. – Главное, чтобы был реальный эффект по выходу гражданина из трудной жизненной ситуации, а не просто раздача денежных средств.