Никто не ждет наступления холодов так, как ждут этого оленеводы. Для них чем круче морозы, тем жарче будет главная забота года – убойная кампания.
Сей год синоптики угадали, обещая, что после долгой оттепели морозы нагрянут именно в двадцатых числах ноября. В «Харпе» к этому времени как раз управились с длительным переходом всех бригад от варандейских пастбищ к поселку, на окраине которого располагаются кораль и убойный пункт – скрытый от глаз посторонних просторный городок тех, кто причастен к древнему ремеслу, своего рода обряду тундровиков. Ради этих считанных дней оленеводы СПК проходят со своими стадами сотни километров до пастбищ и строго к началу заморозков возвращаются в родные места вместе с оленями, которым уготована участь стать олениной – экологически чистой продукцией, которой славится наш регион.
Стараемся не мешать расспросами тем, кто занят сложной, требующей особой внимательности и точности движений работой: им сейчас не до ответов. Олени возбуждены, в отстойники не рвутся, кружат по замкнутому кругу. В этом хозяйстве особый подход к точному соблюдению всех элементов производства. За процессом прохождения стада по последнему для него замкнутому кругу тщательно следят сегодня восемь учетчиков, заносящих в свои ведомости каждое животное, попавшее в убойный кораль. Точнее, их девять, руководит процессом самый опытный оленевод хозяйства – заместитель председателя кооператива Игорь Ледков. Его бесполезно сейчас спрашивать, в каких бригадах он успел побывать в этом сезоне. Он в них не бывает, а в буквальном смысле слова живет, контролируя все процессы – от просчетов стада до вакцинации животных. Теперь вот неотрывно следит за четким исполнением главного этапа производства. Сегодня к наблюдающим это зрелище местным фотокорам прибавился объектив крупнейшего мирового информационного агентства «Рейтер». А мы-то наивно думали, что забой – сугубо региональное событие, интересующее только жителей нашего округа.
Забой в «Харпе» в самом разгаре. До конца года хозяйство планирует сдать на комбинат более 3 400 голов оленей и произвести 130 тонн мяса в убойном весе. Это будет немножко меньше, чем доставлено в Нарьян-Мар для переработки в прошлом году, но в «Харпе» считать умеют: значит, именно такое стадо необходимо хозяйству, чтобы не допустить на пастбищах перевыпаса. Здесь за этим, в отличии от некоторых других хозяйств, следят строго.
Бессменный руководитель кооператива Николай Колесников сегодня отсутствует на площадке, но у нас было время пообщаться на эту тему. Он убежден, что в строгом учете поголовья – от рождения теленка до вот этих самых минут, которые мы подсматриваем сегодня, – нужен строгий контроль. Поэтому он принципиально заготавливает только то количество мяса, которое способно принять единственное в округе перерабатывающее предприятие. Говорит, что только по объему сданного АО «Мясопродукты» сырья можно точно подсчитать, сколько реально забито в этом сезоне голов, а сколько «нарисовано» для всевозможных отчетов и справок. При этом, конечно, в магазине поселка для местного населения в продаже есть все, чем способен одарить людей олень. С ненецкого это слово переводится как «дающий жизнь». Сегодня мы участвуем в ритуале передачи этой самой жизни – от природы нам, людям. Надо помнить, что Ненецкий автономный округ, самый малочисленный субъект РФ, в тройке лидеров по величине стада домашних северных оленей в стране, а значит, и в мире. Поэтому не стоит удивляться, что крупнейшие информационные агентства стремятся рассказать или показать, какое это удивительное явление природы, олень ненецкой породы. Они обязательно напишут что в переводе с ненецкого «харп» – это ни что иное, как северное сияние. В этом сезоне общая численность оленей, предназначенных для убоя во всех хозяйствах, планируется до 40 000 голов. Это значит, что для нас, оседлых покупателей, будет заготовлено 1 304 тонны оленины в убойном весе. Кстати, несмотря на изматывающую жару, которую олени пережили прошедшим летом, это почти более чем на три процента выше объемов продукции, поставленной оленеводами округа в прошлом году.
Как сообщили нам в окружном департаменте природных ресурсов, экологии и АПК, в момент, когда мы снимали кампанию в Красном, еще в четырех крупнейших хозяйствах – «Ерве», «Ижемском оленеводе», «Пути Ильича» и в «Ненецкой общине «Канин» убойная пора идет полным ходом. Оленеводы «Красного октября», стада которых пасутся в соседней республике Коми, а забой проходит в Воркуте, кампанию уже завершили.