Вы здесь

Сотвори руками чудо!

Ненецкий региональный центр развития образования завершил цикл мероприятий, посвященных Году охраны окружающей среды. Завершающим его аккордом стали Педагогические чтения по вопросам воспитания экологической культуры дошкольников, в которых приняли участие более 30 работников детских садов из Нарьян-Мара и окружных поселков.

Взрослые...

В этом году в НАО впервые организовали и провели смотр-конкурс дворовых территорий дошкольных образовательных учреждений «Сотвори руками чудо». Идейным вдохновителем этого мероприятия выступила Алевтина Владимирова – методист Центра развития образования. Среди 18 команд-участников абсолютным победителем конкурса стал «ЦРР – детский сад «Гнездышко» поселка Искателей. Во дворе «Гнездышка» построили цветники и мини-огороды, создали целые сюжетные композиции «Фермерское подворье», «Метеостанция», «Африканская страна», «Лекарственные растения НАО».

Впрочем, все участники смот-ра отличились! А лучшие из лучших были отмечены в отдельных номинациях: «К природе с любовью!» «Лучшая прогулочная площадка», «Самый оригинальный участок»...

– В каждом детском саду должно быть создано экологическое пространство. Это огороды, цветники, экологические тропы, уголки экспериментальной опытнической деятельности, выставки на экологические темы. Воспитатели, родители и дети оформили чудесные участки на территории детских садов! – с восхищением отметила Алевтина Владимирова.

Педагоги уверены: лучший метод в экологическом воспитании – наблюдение. И чтобы увиденное в природе не потерялось в памяти ребенка, надо полученные знания закрепить в различных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, изобразительной, опытно-экспериментальной, художественном слове. Методисты Ненецкого регионального центра Анжелика Чайка и Нина Ульяновская организовали среди педагогов конкурсы методических разработок уроков и внеурочных мероприятий. На семинарах, организованных в рамках Года охраны окружающей среды, специалисты также делились опытом работы.

Особый интерес у педагогов вызвал модульный семинар «Региональный компонент в преподавании предметов естественнонаучного цикла», организованный совместно с сотрудниками заповедника «Ненецкий». Общей темой были объединены четыре занятия, которые провели научные сотрудники заповедника, а также начальник отдела охраны окружающей среды Управления природных ресурсов и экологии НАО Людмила Рочева. Слушатели семинара получили информацию о категориях и видах особо охраняемых природных территорий НАО, особенностях географического положения, рельефа, климата и гидрологии, видовом разнообразии флоры и фауны НАО. А также познакомились с основными задачами по решению проблем экологической безопасности в Ненецком автономном округе.

На базе школы поселка Искателей состоялся авторский семинар «Экологическое воспитание учащихся через проектную деятельность», в ходе которого педагоги посетили открытый урок физики в десятом классе.

...и дети

Пока взрослые активно обсуждали вопросы экологического воспитания подрастающего поколения, дети участвовали в различных конкурсах. Особо популярным стал окружной конкурс рисунков «Природа – наш дом», где было представлено более 400 детских работ. Возраст конкурсантов – от 4 до 17 лет. Кроме того, учащиеся 5–8-х классов школ округа и города соревновались в конкурсе «Знатоки природы».

– Надо было не только экологически грамотно ответить на достаточно сложные вопросы викторины, но и написать эссе «Если бы я был министром по охране природы». В своих мини-сочинениях школьники внесли очень интересные предложения по сохранению хрупкой природы нашего родного края и всей планеты в целом, – рассказала методист Центра развития образования Ирина Белова.

Победители и призеры регионального этапа олимпиады школьников в качестве дополнительной награды побывали в государственном природном заповеднике «Ненецкий». Старшеклассники остались в восторге, ведь там они почувствовали себя настоящими исследователями! Особенно запомнились школьникам полевые сборы.

Группа из 15 человек работала на станции экологического мониторинга «Большой Гусинец» и на острове Кашин в районе Коровинской губы. Юные исследователи познакомились с работой экологов, орнитологов и ихтиологов заповедника.

– Ребята изучали видовой состав рыб, обитающих на территории заповедника, в полевых дневниках фиксировали морфометрические параметры, определяли пол, степень половой зрелости и возраст рыб. С помощью подзорной трубы вели подсчет численности птиц в районе Коровинской губы (в частности, малого тундрового лебедя). Принимали участие в кольцевании птиц, – рассказывает руководитель группы Анжелика Чайка.

На экологической тропе «Кумжа-9» участники экспедиции узнали об истории разработки Кумжинского газоконденсатного месторождения, аварии и ее последствиях. Увидели скважину № 25 – место проведения атомного мирного взрыва, осуществленного в 1981 году с целью устранения утечки газа в природную среду. Под руководством сотрудников заповедника старшеклассники замеряли радиационный фон с помощью дозиметра и убедились в том, что он находится в пределах допустимой нормы.

– На этом экологическом маршруте школьники не только познакомились с особенностями растительного и животного мира, характерного для южной части заповедника, но еще раз убедились в том, что природа Крайнего Севера очень уязвима и нуждается в охране и бережном отношении, – продолжает свой рассказ Анжелика Петровна.

Плюс педагогические чтения...

На педагогических чтениях, которые стали в НАО итоговым мероприятием Года охраны окружающей среды, был представлен опыт работы воспитателя детского сада №6 Ольги Фоминых, которая большое внимание уделяет вопросам воспитания экологической культуры. С интересом коллеги прослушали доклад воспитателя детского сада «Гнездышко» Галины Исполиновой. В частности, она отметила:

– Много приятных эмоций вызывает у детей макет фермы, где растет живая петрушка и укроп. Пройдя по каменной тропинке, увидишь курятник, хлев, где его обитатели жуют сено, хозяев фермы со всей утварью. И всем этим можно не только любоваться, но и играть. Выращенная совместно с детьми зелень лука, петрушки и салата на окне всегда вкуснее и полезнее, чем купленная в магазине!

А воспитатели детского сада поселка Красное успешно сочетают экологическое воспитание и проектную деятельность воспитанников.

– Мы живем в условиях Крайнего Севера. Наша природа сказочна и богата. В любое время года она открывает перед нами свое разнообразие и красоту, укрепляя в человеке нежные и добрые чувства. Вместе с тем, она очень ранима, и для ее восстановления требуются долгие годы, – сказала Александра Выучейская.

Педагоги Красновского детского сада разработали несколько проектов: «Птицы», «Болото» и «Животные родного края» и, самое главное, призвали к сотрудничеству родителей своих воспитанников.

– Родители вместе с детьми изготовили, например, макеты птиц. Они отнеслись к делу творчески и получилось великолепно! – дополнила воспитатель Ирина Хатанзейская.

В своих выступлениях на педагогических чтениях воспитатели показали образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения, а также необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

– Забота взрослых и детей о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ являются главным методом экологического воспитания, которое обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения, – отметила в заключение встречи директор Ненецкого регионального центра развития образования Елена Парсукова.

Фото Елены Бобровой и Центра развития образования