Вы здесь

Губернатор НАО Юрий Бездудный:

Юрий Бездудный считает округ уникальным регионом / Фото пресс-службы администрации НАО

– Разработка Ванейвисского и Лаявожского месторождений начнётся в 2022-м, первая нефть пойдёт в 2025-м, газ – в 2026-2027 годах.

Ненецкий автономный округ обладает уникальными особенностями и при взаимодействии с потенциальными инвесторами на первое место ставит аспект экологической безопасности.

О перспективах работы в регионе СП «Газпрома» и ЛУКОЙЛа и многом другом в интервью Интерфаксу рассказал губернатор НАО Юрий Бездудный.

 

– Юрий Васильевич, расскажите подробнее о специфике одного из самых северных регионов нашей страны?

– Округ очень необычен и интересен своими суровыми климатическими условиями. Судите сами: площадь округа – 177 тыс. кв. км, по протяжённости он – больше многих европейских государств. Мы фактически выходим на побережье трёх морей: Баренцева, Белого и Карского. Основные населённые пункты сосредоточены вдоль Печоры, она – река кормилица, транспортная артерия.

У нас есть территории, где своё влияние оказывает Гольф­стрим. В будущем в районе Индиги может появиться очень перспективный порт. Чтобы он появился, нужно наладить через него поставку грузов, например, как вариант, угля из Кузбасса и Республики Коми.

Недавно в Российском союзе промышленников и предпринимателей обсуждали вопрос строительства железнодорожной ветки Сосногорск – Индига. Группа «Титан» заинтересована в данной транспортной составляющей, и мы поддерживаем этот проект.

 

– Каковы приоритеты развития округа?

– Мы стремимся продвигать именно те проекты, которые дают жизнь округу, пополняют налогами региональный бюджет, создают для наших жителей рабочие места. Недавно один из потенциальных инвесторов-недропользователей предложил совершенно новые технологии добычи углеводородов, когда при разработке нефтяных и газовых месторождений сохраняется природа, не наносится ущерб экологии. Мы, конечно, поддерживаем такие инициативы.

Однако какими бы красивыми ни были презентации инвестпроектов, первоочередным является вопрос о том, безопасно ли это для жителей округа и не будет ли нанесён вред нашей хрупкой арктической природе.

 

– Кто из инвесторов пришёл в округ в нынешнем году?

– Это совместное предприя­тие ПАО «Газпром» и ПАО НК «ЛУКОЙЛ» – перспективный проект по освоению двух очень крупных месторождений – Лаявожского и Ванейвисского. Запасы по газу – более 225 млрд кубометров и почти 30 млн тонн нефти. Инвестиционная стоимость – более 200 млрд рублей. Сейчас ведётся подготовка, к реализации приступим в 2022 году. План по добыче первой нефти – 2025 год, по газу – 2027-й. Совместное предприя­тие «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа» ООО «Лаявожнефтегаз» зарегистрировано и будет работать у нас в округе. Более того, мы прорабатываем вопрос подготовки специалистов, чтобы задействовать как можно больше именно наших жителей. Речь идёт о том, чтобы создать для жителей НАО максимальное количество рабочих мест, это очень важно.

 

– Какова ситуация с оснащением лечебных учреждений современным медоборудованием?

– Когда пришла пандемия, пришлось дополнительно приобрести часть оборудования, в том числе аппараты ИВЛ, построили новую кислородную станцию, поскольку без кислородной поддержки довольно сложно лечить ковид. Сегодня такая станция развёрнута в Ненецкой окружной больнице, мы сделали разводку на 135 коечных мест, так что если завтра нагрузка на стационар ляжет больше 100 человек, то все больные получат необходимую в таких случаях поддержку.

 

– А насколько охвачены медпомощью жители отдалённых сёл, те, кто находится на оленьих пастбищах и в островных посёлках?

– Если это амбулаторная история, то лечим на месте, если требуется экстренная помощь, то рейсом санитарной авиации забираем в окружную больницу, как бы далеко больной не находился.

 

– Авиация всегда в готовности?

– У нас очень подготовленный авиаотряд. Это системообразующее предприятие, там работает более 650 человек. На нём держится всё транспортное круглогодичное сообщение округа.

 

– Как идёт обновление парка авиационной техники с учётом арктической составляющей?

– Обновление идёт, но довольно сложно, потому что вертолёты достаточно дорогие. Мы помогаем нашему авиаотряду, даём заказы и стараемся, чтобы они были востребованы и получали заказы у недропользователей. Для меня авиаотряд – одно из главных предприятий. Вертолёт – это скорая помощь, маршрутное такси, автобус, все виды транспорта, которые есть. У нас прямые рейсы в населённые пункты, доставка почты, товаров.

Если же вести речь в целом о воздушном сообщении с Большой землёй, то самолёты летают в Санкт-Петербург, Архангельск, Москву, Киров, Сыктывкар. С нового года открываем рейсы в Казань, летом – в Симферополь. С руководством Крыма мы договорились о том, что будем в их здравницах оздоравливать наших жителей. В свою очередь –
готовы принять крымчан.

 

– Юрий Васильевич, как осуществляется реализация проектов социально-экономического развития региона?

– Если мы говорим о крупных промышленных предприятиях, то, конечно, им работать в Арк­тической зоне довольно сложно. Это объясняется большими издержками, здесь затраты намного выше, чем, скажем, в центральной России.

При этом у нас активно развивается строительная отрасль. Недавно в ходе рабочей поездки министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин высоко оценил то, что в таких суровых условиях у нас строительство идёт полным ходом. Мы переселяем людей из ветхого аварийного жилья в многоэтажные благоустроенные современные дома. В конце этого года в рамках реализации регионального проекта выделили 153 млн рублей на компенсационные выплаты нуждающимся в переселении из аварийного жилья. Речь идёт, прежде всего, о спутнике Нарьян-Мара – посёлке Искателей. Поскольку там нового жилья строится не так много, а аварийный фонд огромный, производим компенсационные выплаты людям.

 

– На облигационный рынок будете снова выходить?

– Мы нормально завершаем нынешний год. Налоговые поступ­ления в бюджет позволили нам выполнить все социальные обязательства без дополнительных заимствований.

 

– Как будет осуществляться газификация местной электрогенерации, которая работает на дизельном топливе?

– В отдалённых посёлках, в непосредственной близости от которых ведётся разработка газовых месторождений либо где проходит газопровод, такая проблема решается. Перед инвесторами, планирующими осваивать газовые месторождения, мы ставим задачу газифицировать близлежащие посёлки в рамках реализации своих инвестпроектов.

Планируем в перспективе развитие возобновляемых источников электроэнергии, в качестве одного из вариантов рассматриваем ветрогенерацию. У нас ветра дуют очень прилично. Если мы говорим о небольших населённых пунктах, то, конечно, хороший генератор, вполне мог бы обеспечивать небольшой населённый пункт, и это было бы не так дорого, но там основные затраты связаны с самим оборудованием.

 

– Каковы возможности развития собственного внутрирегионального овощеводства, других отраслей АПК?

– У нас создана и эффективно работает многопрофильная Ненецкая агропромышленная компания. Самая вкусная молочная продукция: йогурты, сметана, масло – у нас. У нашей продукции короткий срок хранения – 72 часа, потому что она исключительно натуральная. Дети в школах и садах получают горячее питание, приготовленное из продуктов, произведённых в округе.

 

– А насколько развито тепличное хозяйство?

– Тепличный комплекс не такой большой. Выращиваются томаты, огурцы, зелень. Ближе к 8 марта – тюльпаны. Представляете, в Арктике – и цветут тюльпаны. Конечно, при -400С мороза теплица обходится намного дороже, чем при +50С, но в целом здесь экономика довольно простая: выращиваем то, что нормально произрастает и даёт хорошие урожаи. Если появится инвестор, который займётся какими-то тепличными проектами либо наполнит рынок продуктами, товарами, либо создаст новые услуги в регионе, мы его будем только приветствовать в округе.

 

– Какова ситуация с оленеводством, есть ли планы по созданию мясоперерабатывающих мощностей?

– Оленеводство – главная отрасль сельского хозяйства в округе. Наш округ национальный – ненцы всегда занимались оленеводством. Оленей не «пасут», за оленями «ходят»: оленеводы идут за оленями. Это довольно непросто: холод, тундра, суровые условия. Эта отрасль субсидируемая: оленеводы сдают мясо на мясокомбинат, но дополнительно мы ещё их субсидируем. Так было и так будет, потому что без поддержки оленеводство не выживет.