Проблема наркомании в России стала угрозой национальной безопасности. На днях секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что экономический ущерб от нее сопоставим с расходами на здравоохранение страны и достигает уже от 3 до 5% ВВП (внутренний валовой продукт). Ежегодно в стране от наркотиков погибает около 100 тысяч молодых людей - от 15 до 30 лет.
Какова ситуация с наркоманией в Ненецком автономном округе газете рассказал и.о. заведующего психиатрическим отделением Ненецкой окружной больницы Анатолий Горелик.
- Прежде всего, хотелось бы знать, какова наркоситуация в НАО? Много или мало у вас работы?
- В настоящее время с диагнозом наркомания на диспансерном учете у нас состоят 15 человек. Периодически списки обновляются. На профилактическом наблюдении состоит 19 человек. В основном, мы имеем дело с полинаркоманами, то есть с лицами, употребляющими несколько психоактивных веществ (ПАВ) одновременно: алкоголь, каннабиоиды, дезоморфин. Обращаются и те, кто потребляет курительные смеси и соли, заказывая их через интернет.
- Анатолий Сергеевич, как находят вас пациенты? Приходят сами?
- Безусловно, имеются и личные обращения, но это редкость. В последнее время мы установили хорошие связи с Госнаркоконтролем, и нам предоставляют сведения о лицах, привлеченных к административной ответственности за немедицинское потребление психоактивных веществ. Так что мы имеем возможность выявлять наркозависимых людей при прохождении медосмотров и брать их на наблюдение.
- Профнаблюдение - что это такое? То же самое, что диспансерный учет?
- На профнаблюдение ставят тех, у кого еще не сформировался синдром зависимости от психоактивных веществ. При постановке на профилактическое наблюдение пациент не имеет ограничений при трудоустройстве в отличие от лиц, состоящих на диспансерном наблюдении. В принципе, нет ничего сложного сняться с профилактического наблюдения, важно лишь соблюдать режим явок в течение года, отмечаться раз в месяц. Те же, кто стоит у нас на диспансерном учете, должны делать то же самое, только в течение трех-пяти лет. В период срока наблюдения за пациентом мы периодически берем анализы мочи и слюны для исследования на предмет употребления психоактивных веществ. Также все обратившиеся за помощью к наркологу направляются для обследования на инфекционные заболевания - гепатиты и ВИЧ.
- Анатолий Сергеевич, а само лечение - оно эффективно или нет? Часто говорят, что от наркозавимости избавиться невозможно...
- Проблема, на мой взгляд, в том, что к нам крайне редко обращаются за помощью добровольно. Тех, кто желает пройти полноценный курс лечения и реабилитации в моей практике, а я работаю здесь с 2007 года, не было ни одного. Обращаются, чтобы снять ломку, интоксикацию. Сейчас появляется новая практика - по решению суда, вместо срока заключения предлагается пройти полноценный курс лечения от наркозависимости. Конечно, это стимулирует процесс обращения граждан. Ведь лучше лечиться, чем находиться в местах лишения свободы.
Также отмечу, что, к сожалению, в округе нет общественных организаций, которые могли бы как-то помогать, поддерживать лиц прошедших курс лечения и реабилитации от наркозависимости.
- Скажите, как выявить человека, употребляющего нарковещества его родственникам, близким людям?
- Во-первых, это, если вы обнаруживаете использованные или новые инсулиновые шприцы без признаков болезни, неизвестные порошки, папиросы без табака, таблетки без упаковки. Во-вторых, клинические проявления, следы инъекций в области магистральных сосудов, то есть в области локтевых суставов, тыльной поверхности предплечий, кистей и стоп. При упот-реблении опиатов отмечается выраженное сужение зрачка, он практически не реагирует на свет. Может наблюдаться зуд, расчесы из-за выброса гистамина под кожу. Помрачение сознания, эйфория. При употреблении дезоморфина, в месте инъекций образуются незаживающие язвы, нарывы, в связи с чем кожа приобретает вид кожи крокодила, отсюда идет и жаргонное название наркотика - «крокодил». При употреблении каннабиоидов, наоборот, отмечается выраженное расширение зрачка.
- Что делать родственникам, если они удостоверятся в наркозависимости близкого человека?
- Если это ребенок до 15 лет, то требуется согласие родителей или законного представителя на его обследование, тестирование. В этом случае надо его приводить к нам, и мы будем разбираться, что к чему: было ли это разовое употребление или же необходимо какое-то обследование, лечение, реабилитация. Если возраст свыше 15 лет, то все это только по добровольному согласию пациента или же, как стало возможно с недавних пор, по решению суда. То же самое и при алкогольной зависимости. Принудительное медицинское вмешательство может применяться только в случае психозов. Оплачивать лечение и реабилитацию может и округ - правда, здесь нужно желание самого наркозависимого. Пока что никто из жителей НАО не пожелал проходить реабилитацию за счет бюджетных средств. Возможно, тех, кто нуждается в нашей помощи, отпугивает то, что в результате постановки на диспансерный учет у них могут возникнуть проблемы при устройстве на некоторые виды работ.