В минувший вторник на сессии окружного Собрания глава региона Александр Цыбульский выступил с докладом об основных направлениях развития региона и рассказал о планах по переформатированию подходов к управлению в ключевых сферах жизни округа – социальной, в образовании, здравоохранении, строительстве, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Александр Цыбульский подчеркнул, что 2018 год станет периодом устойчивого экономического роста, этому способствует макроэкономическая ситуация, в том числе цены на нефть. Уже в 2017 году регион получил на 40% больше доходов, чем планировалось.
«Никаких эмоций, только работа, направленная на повышение качества жизни в НАО абсолютно во всех сферах», – написал Александр Цыбульский на своей странице ВКонтакте.
Сегодня мы публикуем ключевые тезисы этого доклада.
Об образовании
– Сегодня Ненецкий округ полностью выполнил целевые показатели по устройству детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные учреждения. Следующая цель – 100-процентное обес-печение местами в детских садах детей от 1,5 до 3 лет. При этом я хотел бы подчеркнуть, что речь идет о строительстве новых, современных детских садов. Переход детей из одного ветхого здания в другое (не менее нуждающееся в ремонте) – это не решение проблемы.
Я говорю сейчас о старых деревянных постройках таких детских садов как, например, «Теремок» и «Кораблик». Невозможно воспитывать новое поколение в стенах зданий постройки 30-40-х годов.
Второе. Полная ликвидация второй смены в общеобразовательных школах. Сегодня мы строим новое здание школы в Нарьян-Маре при федеральной поддержке, тем самым приближаясь в городе к выполнению майских указов президента в этой части.
Вместе с тем у нас сохраняются проблемы на селе. Причем далеко не всегда они связаны с нехваткой средств на строительство. Достаточно сказать о школе в Индиге – это беспрецедентный пример халатного отношения к делу. Это касается и долгостроев образовательных учреждений в Бугрино, Харуте, а также ФОКа в Амдерме. Так работать нельзя!
Сложная логистика и недобросовестность подрядчиков – такие аргументы я больше принимать не буду. У нас есть положительные примеры – школы в Тельвиске, в Нижней Пеше, в Красном, где тоже были проблемы со сроками сдачи объектов. Но вовремя осуществленный контроль за строительством позволил решить основные проблемы и построить достойные, современные здания. Появление новых долгостроев в НАО больше недопустимо. И мы будем за этим следить самым жестким образом.
Говоря об образовании, нельзя не вспомнить об основном его принципе – общедоступности. При этом мы знаем, что в некоторых отдаленных поселках существует дефицит учителей-предметников. Я обращаюсь к образовательному блоку администрации – от разработки концепций и планов в самые кратчайшие сроки приступить к внедрению системы онлайн-образования. Мы живем в современном мире. Сегодня онлайн-сервисы – основа нашей деятельности. Это возможность дать нашим детям из отдаленных поселков действительно качественное образование. Это наша с вами прямая обязанность.
О жилищном строительстве
– Ненецкий округ сегодня является одним из регионов-лидеров по расселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда. Жилищное строительство в регионе идет достаточно высокими темпами. Но наша задача продолжать их наращивать.
Выполняя целевые показатели различных госпрограмм, если говорить конкретно о жилищном строительстве, мы упускаем одну крайне важную вещь – систематизацию очередей на улучшение жилищных условий. Наши граждане сегодня ожидают получения квартир, не только проживая в домах, которые уже не подлежат ремонту. Появляются новые семьи, растут уже созданные, становясь многодетными, выпускаются из школ-интернатов дети-сироты, нуждаются в благоустроенном жилье люди с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, динамика движения таких, позвольте сказать, узкоспециализированных очередей крайне низкая, а в некоторых случаях и нулевая. Это напрямую связано с неупорядоченностью в целом системы работы в данном направлении. Я давал поручение провести анализ всех таких очередей. И в самое ближайшее время жду доклада о проделанной работе от строительного блока администрации.
О социальной политике
– Как показывает анализ мер, направленных на оптимизацию бюджета в самом тяжелом для округа 2016 году, то их эффективность оставляет желать лучшего. Оптимизация, к которой стремились, как мне кажется, прошла не совсем в том направлении, как предполагалось. С моей личной точки зрения, сокращались расходы, связанные непосредственно с поддержкой социально уязвимых слоев населения. В то время как у нас есть достаточно большое количество других избыточных функций, за счет которых можно оптимизировать расходы.
Что такое оптимизация? Это в первую очередь повышение качества управления, а не сокращение расходов на человека. В то же время граждане, нуждающиеся в поддержке со стороны государства, ощутили на себе резкое ухудшение социального самочувствия. Оптимизация, которая совершена за счет сокращения доходов человека, – это неправильная оптимизация. Но у нас есть время это исправить.
Мы формировали бюджет-2018 с учетом пессимистических прогнозов по цене на нефть. И уже сейчас понимаем, что в бюджете, скорее всего, появятся дополнительные доходы. Давайте постепенно при появлении финансовых возможностей рассматривать самые болевые точки на социальной карте нашего региона, ориентируясь на адресность и нуждаемость. В первую очередь я говорю о поддержке ветеранов войны, тружеников тыла, семей с детьми, старшего поколения и людей с ограниченными возможностями здоровья.
О здравоохранении
– Строительство и ремонт ФАПов на селе, организация работы передвижных медицинских комплексов – к выполнению этого обязательства перед нашими гражданами я призываю приступить незамедлительно, при необходимости внося изменения в окружной бюджет.
Внимание к организации всех процессов должно быть самым пристальным: начиная от замысла до полного воплощения в жизнь. Если мы строим, к примеру, ФАП на селе, то должны понимать, что в этот ФАП должен приехать на работу специалист, и у него должно быть жилье.
За пять месяцев работы в Ненецком округе я побывал уже во многих населенных пунктах. И практически везде есть проблемы с доставкой медикаментов в местные аптеки и лечебные учреждения.
Медицинская помощь в Нарьян-Маре организована на более высоком уровне. Но даже в городе в ряде отделений (инфекционном и противотуберкулезном диспансере) само нахождение физически нездорового человека в таких, не побоюсь этого слова, нечеловеческих условиях, недопустимо. Вопрос строительства зданий для этих двух отделений окружной больницы возник не сегодня. Считаю, что наш долг сдвинуть дело с мертвой точки. И предлагаю вынести этот вопрос в качестве приоритетного в развитии медицины.
О сельском хозяйстве
– Безусловно, развитие и вообще существование этой отрасли без государственной поддержки невозможно. Сельское хозяйство напрямую связано с нашей продовольственной безопасностью, именно поэтому мы сохраняем все существующие меры поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Важным шагом стало принятое нами в этом году совместное решение о субсидировании тарифов на электроэнергию для производителей сельскохозяйственной продукции. Но вместе с тем, простите мне это сравнение, у нас идет игра в одни ворота. Ни в коей мере не оспаривая важность субсидирования, все же настаиваю на необходимости снижения издержек в этой отрасли. И наша с вами задача, которую ставил еще осенью прошлого года, рассмотреть варианты оптимизации производственных процессов и предложить их предприятиям.
Надо выходить за пределы округа. Вы не сможете развивать экономику предприятия, если будете жить только за счет внутреннего спроса. Он слишком низкий. Нам надо с вами заняться повышением эффективности этих предприятий. Многие из них имеют возможность стать хорошими источниками экономического роста.
Оленеводство должно стать брендом Ненецкого автономного округа и потенциально высокорентабельной сферой экономики, которая может приносить совершенно иной доход в бюджет. Это не значит, что объемы господдержки сократятся, вовсе нет. По возможности мы будем их даже наращивать. Но важно, чтобы на каждый вложенный государственный рубль мы получали бы в бюджет ощутимую отдачу, и в идеале она должна быть выше, чем этот вложенный рубль.
О транспортном сообщении
– Проблемы, накопленные даже не годами, а десятками лет, казалось бы, давно должны были быть решены, но, к сожалению, они пока сохраняются, а кое-где еще и усугубляются.
Печора – основная транспортная артерия, которая должна работать безупречно и безусловно. Изношенность парка речного транспорта – вот основная проблема, которая не позволяет организовать процесс с необходимой регулярностью. И я рекомендую сегодня администрации Заполярного района как уполномоченному в этой сфере органу власти акцентировать свое внимание на этой проблеме. Не за горами очередная пассажирская навигация, когда жители печорских сел сами будут решать, когда и куда им нужно выехать. Наша с вами задача не скорректировать их графики под наши возможности, а выстроить свою работу под потребности граждан.
Я уже говорил о том, что считаю потенциал Нарьян-Марского авиапредприятия очень большим и имеющим все возможности для дальнейшего раскрытия. И считаю, что наш авиаотряд может стать базовым для целого макрорегиона и может стать центром межрегиональной авиации. Предлагаю приступить к реформированию деятельности этого предприятия именно в этом направлении.
Главным нашим проектом, который снимет наземную транспортную изолированность округа, остается строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск. Не хочу быть седьмым, если не ошибаюсь, по счету главой региона, который будет рассказывать о важности строительства этой дороги и необходимости ее завершения. Мы будем прикладывать все усилия, чтобы в соответствии с графиками и планами этот проект реализовать. С безусловным обеспечением контроля за качеством строящейся дороги. Сегодня многие из участков этой дороги уже нуждаются в ремонте.
Что касается дорог, которыми мы с вами пользуемся ежедневно, то очевидно, что сегодня муниципальные власти не в полной мере справляются с обязанностями по их содержанию, хотя не могу не признать существенные сдвиги в этом направлении. Мне кажется, недопустима ситуация, когда у нас дороги «разорваны» между окружным и муниципальным уровнями, и одни отвечают за пуговицы, другие – за лацкан. А за пиджак в целом не отвечает никто.
О госуправлении
– Вы помните мое заявление в октябре прошлого года о том, что я не сторонник принятия эмоциональных решений, в том числе и кадровых. Вместе с тем пять месяцев работы на посту врио губернатора позволили мне внимательно изучить структуру органов исполнительной власти и оценить ее эффективность. И я могу сегодня с полной ответственностью, без эмоций, заявить: структура администрации не является эффективной. Мы с такой структурой администрации изменений в округ не принесем.
Первое, что в этой связи я хочу отметить, – это отсутствие нормальных коммуникаций как между органами государственной и муниципальной власти, так и между департаментами, входящими в состав окружной администрации. Нет ощущения, коллеги, что мы работаем как одна команда.
Второе – размывание ответственности. Явно закоренелой видится мне такая привычка, как перекладывание собственных обязанностей на коллег. Что я имею ввиду? Не должен орган, отвечающий за строительство зданий и сооружений или за поставку учебников в школы, снимать с себя ответственность, кивая на финансовый орган, не выделивший на это финансирование. Это ваша работа, коллеги, договариваться с финансовым органом и ходить убеждать их в необходимости развития того или иного направления.
Третье – ряд органов власти, на мой взгляд, по отдельным видам деятельности вообще не имеют под собой функционала, в то время как другие органы власти, наоборот, перегружены настолько, что не успевают выполнять свои обязанности. И не потому что некомпетентны, а потому что у них просто физически не хватает на это рук. Такая разбалансировка системы тоже не может приводить к эффективному управлению.
Четвертое и самое главное – у нас не выстроены должным образом коммуникации с людьми. Мы об этом говорим в течение пяти месяцев регулярно, тем не менее эта проблема остается.
Мне бы не хотелось, чтобы мои слова относительно неэффективности системы госуправления были восприняты сейчас как прелюдия к очередному необдуманному сокращению. Но перезагрузка в системе управления нас ждет серьезная. И новая структура будет выстроена в соответствии со стратегией развития региона. Новую структуру администрации мы представим в кратчайшие сроки.
Самое главное, о чем я хочу попросить всех, – это поверить в то, что у Ненецкого автономного округа есть будущее. Я не просто так это говорю. Я уверен, что те проекты, которые мы с вами реализуем, позволят нашим детям нами гордиться.