В этом убеждена Вера Семёновна Буркова, известный в округе педагог, краевед, общественный деятель. Собственно, так она и живет – интересно, и в этом духе постаралась воспитать своих учеников, детей, внуков, а теперь уже и правнучку.
Год 2013-й для Веры Семёновны – юбилейный. Ровно сорок лет назад она пришла работать в Андегскую школу, и тогда же началась ее исследовательская деятельность.
Каждый год она отправляется в дорогу, чтобы из очередной экспедиции привезти сведения о земляках, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Слова «никто не забыт, ничто не забыто» – для нее не просто лозунг, а прямой призыв к действию.
Она сотрудничает с архивами, военкоматами, военными музеями, ведет переписку с родственниками фронтовиков, чтобы, спустя десятилетия после окончания войны, безымянным героям были возвращены имена и лица, чтобы в вечной светлой памяти потомков остались не молчащие холмики, а живые лица, улыбающиеся с пожелтевших снимков предвоенных лет.
Интересно, что сердце историка, краеведа и архивариуса бьется в груди человека, имеющего дип-лом учителя географии и биологии. Так получилось, что когда девушка решила получать высшее образование, в руки ей попала газета «Няръяна вындер», где заведующий окружным комитетом народного образования Михаил Михайлович Истомин рассказывал о наборе в педагогический институт имени Герцена. Исторического факультета в этом списке не было. А вот факультет географии был! Да еще рассказывалось, что студенты проходят практику, причем дальнюю практику, по всей стране. Экзамены Вера сдала очень хорошо, только с немецким вышло не так блестяще, как хотелось, – сказался перерыв в учебе, ведь после седьмого класса она по комсомольской путевке уезжала работать в колхоз.
Как рассказывает Вера Семёновна, ей никогда не приходилось жалеть о выбранной специальности. К тому же, приступив к преподаванию, одним предметом она не ограничилась:
– Преподавать мне приходилось всю географию, всю биологию, а это ботаника, зоология, анатомия, экология. Когда не было физрука, я физкультуру вела, у меня ведь есть образование детского тренера по лыжному спорту. Да и помимо этого мы с детьми все выходные проводили на лыжах.
Хорошая спортивная форма у Веры Бурковой с детства. Домой со школы на выходные бегали за двадцать пять километров. Бывало, если повезет, то подъедешь на попутной упряжке с оленями, а чаще всего – пешком или на лыжах. Своих детей Вера Семёновна воспитала в таком же уважении к спорту: старшую дочку, Ниночку, впервые поставили на лыжи, когда той только исполнился год и два месяца!
К вопросу о том, что учитель часто оказывается сапожником без сапог: чужими детьми занимается, а на своих нет времени, Вера Семёновна относится философски:
– Получают или нет дети внимание в семье, это не зависит от занятости родителей, это зависит от желания родителей. Мои дети всегда были со мной. Выходные проводили на лыжах, а летом отправлялись в тундру, пешком за ягодами. В поездки по местам боевой славы тоже ездила всегда с детьми.
Андегская школа славилась в округе своей туристской деятельностью. Но это был не просто туризм ради туризма, походы всегда носили исследовательско-поисковый характер. На лыжах школьники обходили близлежащие поселения – Красное, Нарыгу, Нельмин Нос. Потом был трехдневный поход в Коткино – сто тридцать километров в пути.
И везде встречались с участниками войны, записывали их воспоминания, как бы следуя вместе с ними по дорогам Великой Отечественной. Самым длительным был переход от Андега через Усть-Цильму и Ижму до станции Ираель. В 18-дневном лыжном переходе «Дорогой отцов и дедов» участвовали дети и внуки солдат Карельского фронта, 31-й оленно-лыжной бригады. Только так, а не просто с книгой в руках, дети должны изучать и историю своего края, своих предков, и гео-графию, и остальные науки, уверена Вера Буркова.
Жаль, что многие из современных молодых преподавателей не разделяют ее взглядов:
– У нас, в школе Андега, всегда был хорошо развит туризм. За первые места мы в свое время набрали туристского снаряжения на три команды! Обидно, что сейчас оно в школе просто так стоит, никому не нужное. Мы выезжали и на окружные, и на областные соревнования, все время, пока я работала учителем, а это было с 1973 по 2004 год. А замены нет теперь... Сейчас учителя мало интересуются внеклассной работой, уроки отведут и все.
Вера Семёновна, родившаяся за год до начала Великой Отечественной войны, сейчас находится на заслуженном отдыхе. Но дома ее все равно застать почти невозможно. Вот уже сорок лет исследовательская работа не прекращается ни на миг.
Но понянчиться с внуками она никогда не отказывается:
– У меня самая маленькая внучка сейчас в школу пойдет, и когда болела, две недели мы с ней дома сидели. Я свое дело делаю, она своими делами занимается, рисует, играет. Как же детям не помогать? Но все время с ними не провожу. Тут дело не в том, что я – занятая бабушка, а в том, что у меня занятые внуки. Они все время к чему-то готовятся, куда-то ходят... Три внучки у меня, два внука и правнучка. Так что я бабушка богатая. Больше общаюсь с семьей дочки, у нас много общих интересов, они с мужем тоже туристы. С зятем, Андреем Николаевым, никогда проблем не было, сразу нашли общий язык. Мы вместе строим планы на лето. Сейчас, например, я уеду летом, а когда вернусь, заберу внучек, и они отправятся в свои экспедиции. А мы с внучками поедем в деревню, в Андег. Там у нас ягоды-грибы, огород. Внучки мне хорошо на огороде помогают, все копают, поливают. В деревне хорошо!
В конце разговора я не удерживаюсь и спрашиваю – как ей удается в свои годы оставаться такой молодой и энергичной? Вера Семёновна улыбается:
– Надо, чтобы в жизни было что-то большее, чем просто работа, просто быт. Чтобы у человека была возможность приносить радость своим увлечением и себе, и другим людям. А еще – нам раньше об этом особо не говорили! – надо не забывать подумать и о себе. Сам себя не будешь любить – никто не полюбит. Надо себя беречь, тогда и другим лучше послужишь!
На 39-й очередной сессии депутаты Совета Заполярного района приняли решение присвоить Вере Семёновне Бурковой звание почетного гражданина Заполярного района. Но главным итогом своей деятельности Вера Семёновна считает все-таки не звания и награды, которых за семьдесят два года жизни собралось немало, а память о героях, имена которых удалось вырвать из цепких лап забвения, победив, тем самым, не только несправедливое время, но и саму смерть.