считает Николай Поздеев – заслуженный артист России и уроженец НАО. Сегодня ему исполняется 65 лет
Николай Юрьевич Поздеев – единственный в истории нашего округа заслуженный артист России. Уникальный конферансье, телеведущий, актёр театра и кино, режиссёр, педагог, а с недавних пор и литератор.
Он имел честь родиться 25 марта в Нарьян-Маре, когда общественность отмечает День работника культуры. Да ещё накануне Всемирного дня театра. Кто знает, может это в чём-то и предопределило его судьбу. Очень символичные совпадения.
Николай Юрьевич давно живёт в Санкт-Петербурге, где семья и работа, но связь с родным округом старается не терять. Не раз приезжал сюда как конферансье концертов замечательной Эдиты Пьехи. В сентябре 2017 года принимал участие в мероприятиях, посвящённых дню города.
В заполярной столице у Николая много добрых знакомых, с которыми учился в городской школе №1, участвовал в художественной самодеятельности, делал свои первые актёрские шаги в студии Народного театра.
Первая «операция»
В середине 70-х проходил ежегодный окружной конкурс художественной самодеятельности.
Тогда на сцене легендарного городского Дома культуры я впервые увидел и запомнил выступление Николая, которому было лет 14-15. Он показывал пантомиму «Первая операция», то есть была работа с воображае-
мым объектом и условными инструментами.
Зрители со смехом наблюдали за действиями его комического персонажа. Бурные аплодисменты и хохот в зале говорили о том, что пантомима удалась на славу.
На вопрос, помнит ли он тот период и тот номер, Николай Юрьевич ответил:
– Времена были роскошные. Я был подростком и мне нравилось быть на сцене. Поначалу занимался в театральном кружке Дома пионеров. Затем каким-то образом попал в студию Народного театра. Режиссёр Любовь Суборнова (тогда Пивоварова) поставила с нами спектакль по пьесе Геннадия Мамлина «Обелиск». Я играл одного из школьников.
Как исполнитель в речевом жанре, Николай не раз становился победителем смотров-конкурсов не только в Нарьян-Маре, но и Архангельске.
Он помнит, как позднее, уже во время творческого экзамена на режиссёрское отделение, тогда ещё Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской, читал стихотворение Алексея Пичкова «Родина, родина… Тропы оленьи».
– Мне тогда казалось, что я поражу экзотикой приёмную комиссию, – с улыбкой говорит Николай, – плюс ко всему внутренние видения были естественными, так как всё, про что читал, было знакомо.
Теперь Николай Юрьевич уже сам как мастер не один десяток лет набирает студентов на актёрско-режиссёрские курсы в родной альма-матер на Дворцовой набережной, дом 4, рядом с «Летним садом» и Марсовым полем, где когда-то молодым людям вручали студенческие билеты.
В сентябре этого года исполнится 40 лет его педагогической деятельности. Он доцент по научному направлению «Театральное искусство», профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Его ученики, начиная со студенческой скамьи, принимают участие в концертных программах и спектаклях на профессиональных сценах, а после получения дипломов успешно работают в театрах, концертных организациях и учреждениях культуры России в разных городах и странах.
В том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Саратове, Великом Новгороде, Пскове, Калининграде, Екатеринбурге, Вологде, Кирове, Южно-Сахалинске и других.
О добрых делах и печорском засоле
Кстати, его подопечные очень тепло отзываются о своём мастере. Не раз он помогал тем, кто оказывался в трудной жизненной ситуации. Об этом могут поведать его соседи – несмотря на внешний, порой немного иронический подход к людям, у Николая Юрьевича доброе и отзывчивое сердце.
И я сам тому свидетель. Как-то договорились с ним о встрече в институте для съёмки программы телеканала «Север».
В качестве презента я привёз Николаю немного разных мясных деликатесов из Нарьян-Мара, напомнить «вкус малой родины». И тут пришли студенты, стали готовиться к репетиции.
Вдруг слышу: «Ребята, кто хочет попробовать настоящей оленины?» И через несколько мгновений содержимое вакуумных пакетов оказалось в желудках начинающих актёров.
А Николай подошёл ко мне и негромко сказал: «В следующий раз привези рыбки печорского засола. Обожаю.»
Кто не знает, так называемый печорский засол – это слегка подкисшая рыбка со специфическим запашком. Кстати, по словам знатоков, довольно полезная и востребованная у гурманов пища.
– Никакие деликатесы не заменят мне печорскую сёмгу, нельму, пелядь, сырое оленье мясо, – признаётся Николай. – Я на этом вырос и это до сих пор ем. Спасибо, однокашник мой – некогда заместитель начальника Ненецкого УВД полковник Анатолий Маслов – частенько балует меня такими подарками. И оленьей колбасой из Нарьян-Мара – тоже. Так что сырое мясо и сырая рыба для меня по-прежнему норма и удовольствие. А печорский засол – это нечто! И дочь моя его обожает. Жене, которая родом с Северного Кавказа, тоже нравится такой вкус.
А по поводу добрых дел в одном из интервью он сказал: «Меня когда-то научили, и это без всяких шуток: человек, который помог кому-то, должен тут же об этом забыть, а человек, которому помогли, должен помнить об этом всю свою жизнь».
Несмотря на огромную занятость в разных профессиональных проектах и преподавании, общественная и благотворительная деятельность занимает немалое место в его жизни. Являясь членом общественных советов Главного управления МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Северо-Западного ордена Красной Звезды округа войск Национальной гвардии РФ и других, Николай Юрьевич проводит большую
работу в деле помощи военнослужащим и патриотическом воспитании.
Бывал в горячих точках. Недаром среди других значительных государственных наград есть медаль «Участнику военной операции в Сирии». В апреле запланирована поездка на Донбасс.
«Вечер на рейде», или чего только не бывает…
А ещё непревзойдённый мастер импровизации продолжает играть в театре Эстрады имени Аркадия Райкина, театре «Алеко».
Выступает как конферансье на разных значимых форумах Санкт-Петербурга и России. Не раз его приглашали вести очень солидные мероприятия и на зарубежные площадки.
Однажды он был приглашён в Грецию вести торжественные мероприятия, посвящённые графу Иоанну Каподистрии.
Николай был ведущим на официальных мероприятиях, а затем предстоял концерт в парламенте. И вдруг утром ему сообщили: «Не прилетел Виктор Черноморцев». Это солист Мариин-
ского театра, замечательный баритон.
– А мне-то что? – удивился Поздеев. И тогда организаторы разъяснили, что программа концерта согласована на двух высших уровнях: шаг влево, шаг вправо – чуть ли не расстрел.
– Петь будешь ты, – таким был вердикт.
Мол, репертуар несложный: ария Жермона из оперы «Травиата» Верди, неаполитанская песня «Вернись в Сорренто» и «Вечер на рейде» Соловьёва-Седого. Справишься, сказали.
Я тогда подумал, что последнюю песню ещё как-то осилю, и то после репетиции с оркестром, но две первых вещи?! Однако обязательно требовалась классика. Сошлись на арии мистера Икса, которую я знал наизусть. Репетиция с оркестром заняла 15 минут, а вечером вышел на сцену петь. Не знаю, что чувствовала публика (оркестранты, заметил, морщились!), но свою задачу я выполнил, – вспоминает с улыбкой Николай.
Осколки разбитого вдребезги. Из жизни конферансье
Так называется книга, которую наш знаменитый земляк написал в соавторстве с продюсером Алексеем Лушниковым.
На телеканале «Наше общественное телевидение» Николай создал целую галерею «Баек от Поздеева». Небольшие забавные и серьёзные истории о встречах с известными людьми – артистами, литераторами, политиками… На этой основе как раз и была написана книга, ставшая настолько популярной, что её непросто приобрести.
Кстати, конферансье – это больше чем ведущий, диктор или чтец. Он должен быть более оснащён актёрски. Иметь в репертуаре множество собственных номеров, например, чечётку отбивать, рассказывать анекдоты, читать фельетоны, пародировать, исполнять музыкальные номера, куплеты и т.д.
Должен быть готовым ко всему – «дыра» в концерте может появиться в самый неподходящий момент, и именно конферансье придётся её «затыкать».
За отменный профессионализм друзья в шутку величают нашего героя «Конферансье Санкт-Петербургский и Ладожский».
Папа, я за вами не успеваю…
Николай вспоминает, что его отец Юрий Николаевич – герой-фронтовик, мужчина серьёзный и ответственный, скептически относился к желанию сына стать артистом.
Отец настраивал его поступать в военное училище. Что, собственно, тот и сделал после окончания десятилетки. И родитель был очень доволен, но недолго. Когда узнал, что Коля бросил это дело и поступил в институт на режиссёра, очень огорчился. Но зато мама – Мария Александровна, которая много лет отработала радистом в окружном узле связи, была очень рада.
Тем не менее на протяжении многих лет, при каждом удобном случае, отец высказывал Николаю своё недовольство его выбором профессии артиста: мол, играй там себе, что хочешь, а заслуженным тебе никогда не стать.
Однажды после того, как Николаю было присвоено звание заслуженного, он приехал домой. Родители были счастливы. В гости пришли друзья. Во время застолья сын напомнил папе: а помнишь, ты говорил, что мне никогда не быть заслуженным артистом…
Юрий Николаевич посмотрел скептически на сына и сказал: «Ладно, не форси – ты пока ещё не народный!»
– Ну, папа, я за вами не успеваю, – парировал Николай.
Надо ли говорить, что при некотором внешнем критическом взгляде главы семейства на актёрскую профессию родители очень гордились сыном, и когда он стал звездой центральных российских телеканалов в 90-е, начале 2000-х, поверили в его правильный выбор.
О звёздной болезни
Николай считает, что никогда не страдал этой напастью. По его мнению, профессия актёра ничем не отличается от любой другой. Да, есть свои особенности – тебя многие узнают, иногда делают комплименты, дарят цветы и подарки, но голова-то должна оставаться на месте. Главное в любом деле – это честно отрабатывать то, что должен по своему профилю. Остальное не так важно. Такому подходу Николай Юрьевич обучает и своих студентов. Чтобы они выросли не просто хорошими актёрами и режиссёрами, но и порядочными людьми. По его убеждению, чтобы стать настоящим артистом, людей надо больше любить, нежели терпеть…
И ещё одна мудрость, которую он старается привить молодым, заключается в том, что избранной профессии никогда нельзя изменять. Однажды решив, что можешь наряду с этим чинить швейные машинки или что-то продавать, так сразу всё и закончится.
Таких людей больше не встречал…
Вспоминая, как в молодые годы он какое-то время работал в окружной редакции радио, Николай рассказал о начале своей журналистской деятельности с передачи «Пионерский горн».
Позднее ему уже доверяли вести в эфире новостные программы. Был ведущим некоторых тематических передач. Писал зарисовки и очерки.
И теперь, спустя десятилетия, он с добрыми чувствами отзывается о своих бывших, опытных коллегах – главных редакторах Борисе Исакове и Вениамине Тунгусове, талантливых радиожурналистах Зое Агаповой, Анне Пекканен (в те годы Товбис), Евгении Аксарине, Владимире Абесадзе, о водителе редакционного УАЗика Геннадии Балмасове и других.
– Сколько лет прошло, а я до сих пор нахожусь под впечатлением от таланта и профессионализма, интеллигентности и обаяния чудесной пары наших дикторов: Галины Зиненковой и Билли Рауха. Я потом таких больше не встречал никогда, – сказал он.
Примечательно, что на титульном листе его трудовой книжки, которую он получил в октябре 1975 года в окружной редакции радио, в графе «профессия» так и написано: «журналист»…
Наши поздравления
На вопрос, как он воспринимает свой юбилейный рубеж, заслуженный артист России Николай Поздеев не особо задумываясь ответил:
– Иногда так и хочется прочесть стихотворение гениального актёра и поэта Леонида Филатова «О, не лети так жизнь» Но с выбранного однажды пути уже не сойти.
Что же касается знаменательной даты, то я столько провёл юбилеев людей, заводов, газет, пароходов, что к своим относиться всерьёз не могу, даже если бы и хотел. Для меня 65 – просто проходная дата…
Тем не менее редакция «НВ» от души поздравляет именитого земляка и в определённом смысле коллегу с юбилеем и желает Николаю Юрьевичу всего самого наилучшего. Как написал Борис Пастернак: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия!» Да не оскудеет талантами земля российская!
Справка «НВ»
Николай Поздеев на центральном ТВ вёл программы «Музыкальный ринг», «Кто с нами?», «Лотто-Бинго» и другие. Ведущий телемарафонов «Детский фонд» и «Чернобыль» в 1989 году, «Возрождение Санкт-Петербурга» в 1991 году. Автор сценария и режиссёр сюжета телевизионного «Огонька» (2001).
На телеканале «Ваше общественное телевидение» («ВОТ») выступал ведущим авторских программ «Отражение» и «Байки Поздеева».
Лауреат конкурса молодых артистов эстрады по жанру политической сатиры (1988). Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1991). Лауреат конкурса артистов эстрады имени А. Райкина «Золотой микрофон» (1993).
Награждён орденом Дружбы, орденом Почёта, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», медалью «Участнику военной операции в Сирии» и другими.
Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса за непрерывную работу в прямом телеэфире в течение 24 часов. Заслуженный артист России (1995).
Профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Поздеев Николай Юрьевич родился в Нарьян-Маре в 1958 году. Работал в Лысьвенском драматическом театре. Служил в армии. А затем играл в труппе Ленконцерта как артист речевого жанра, исполнитель юмористических, сатирических, публицистических монологов, музыкальных фельетонов, куплетов, пародий. В качестве конферансье вёл концерты лучших петербургских и московских артистов эстрады: Э. Пьехи, Э. Хиля, Б. Бенцианова, Л. Сенчиной.
Восемь лет состоял в коллективе П. Рудакова, играл с ним интермедии и миниатюры. В Санкт-Петербургском государственном, ныне имени А. Райкина театре эстрады был основным исполнителем популярных шоу-программ, таких как «ШОУ-БЭНЦ-90», «Дуракам – везёт!», «Как делать деньги?» и ряда других.