В сложных экономических условиях вопрос эффективности государственной и муниципальной власти встает особенно остро. Об этом губернатор округа Игорь Кошин рассказал газете «НВ» в статье «Время задуматься об эффективности». В продолжение темы – наш разговор с депутатом окружного Собрания Сергеем Николаевичем Коткиным.
– Сергей Николаевич, так как же, на ваш взгляд, добиться эффективности управления в регионе?
– На мой взгляд, ответ на этот вопрос прост: в округе должна быть сформирована рабочая структура государственного и муниципального управления. Структура, которая работает как часы – без дублирования функций, без многократной бюрократической переписки между чиновниками. Другими словами – без имитации бурной деятельности, которая не ведет к какому-либо положительному результату.
– Какие шаги предприняты в этом направлении?
– Важным шагом в построении такой структуры для нас стал 136-й федеральный закон, принятый в мае 2014 года и позволивший перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и государственной власти субъектов. В России – 85 регионов, и все они разные. Мы все время сетуем на то, что нельзя сравнивать, к примеру, Московскую область и Ненецкий автономный округ. У нас разные реалии: климат, транспортная логистика, количество населения, цены. 136-й закон позволил нам распределить полномочия между муниципалитетами и органами власти субъекта так, чтобы они исполнялись с наибольшей эффективностью, в соответствии с нашей спецификой. И это было правильно.
Для придания нового импульса в развитии наших муниципалитетов в сентябре 2014 года в развитие 136-го федерального закона мы приняли 95-й окружной закон. Согласно этому закону, 1 января 2015 года произошло перераспределение ряда полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Документ призван повысить качество системы управления в округе, чтобы каждый уровень власти самостоятельно решал свои вопросы в пределах собственных доходов.
Ораны местного самоуправления (МСУ) в округе были загружены очень многими полномочиями и не всегда успешно с ними справлялись. Сегодня органам МСУ оставлен тот объем полномочий, который подтвержден их доходной базой, что позволяет им полноценно исполнять полномочия в пределах средств, которые есть в местных бюджетах.
– Приведите примеры системных ошибок в управлении.
– Негатив жителей в отношении плохого качества строительства жилья и дорог, недостроенных объектов зашкаливал. По этому поводу шел вал обращений в Собрание депутатов округа, в общественную приемную председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, на встречах с жителями города и сельских населенных пунктов. Негатив населения стал сигналом того, что у нас есть системные ошибки в структуре управления.
Если посмотреть на результаты исполнения целевых программ, то, к примеру, в Заполярном районе в 2011 году они исполнялись всего лишь на 52%, в 2012 году – на 46%, в 2013 году – на 60%.
В городе ситуация с исполнением программ также была не из лучших. Деньги выделялись, потом возвращались обратно: ежегодно – до 1,5 млрд рублей неосвоенных бюджетных средств, неисполненных обязательств. В разные годы важнейшие целевые программы, такие как переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, социальное развитие села, регулирование рынка сельхозпродукции, развитие культуры, исполнялись далеко не в полном объеме. Поздно проводились аукционы, неэффективно выстраивалась работа с застройщиками. И не всегда это происходило по вине муниципалитетов. Чаще всего – из-за несогласованности действий между уровнями власти – округа, района или города и поселений.
Следует отметить, что бюджеты Заполярного района и города только на 25 % были сформированы за счет собственных доходов. Все остальное – это трансферты из окружного или областного бюджетов. С чем мы сталкивались в результате? В начале года шла переписка между специалистами, объяснения: зачем нужны деньги, на какие цели. Потом эти деньги из окружного бюджета выделялись, проводились аукционы. А между тем, драгоценное время было уже упущено: навигация по малым рекам заканчивалась, в море начались шторма. Отсюда тянулась цепочка негативных последствий: материалы не завезены, строительство долгожданных объектов не начато – ждем следующего года. Застройщик несет убытки, иногда объявляет себя банкротом. Итог – мы не получаем новых школ, детских садов, жилья и других объектов.
– Сегодня муниципальные образования исполняют полномочия в пределах средств, которые есть в местных бюджетах. Хватит ли муниципалитетам собственных средств на развитие территорий?
– В ситуации, когда окружными деньгами распоряжается сам округ, устраняются промежуточные звенья их прохождения. Деньги идут напрямую, что, по меньшей мере, должно на пару месяцев ускорить все процессы и помочь провести конкурсные процедуры в сжатые сроки, пока открыта навигация.
Системная проблема нашей муниципальной власти кроется в отсутствии стимулов развития и пополнения собственной доходной базы. Чем больше муниципалитет получает собственных доходов, тем меньше составляет финансовая поддержка из регионального бюджета. Муниципалитетам необходимо привлекать инвесторов на территорию, создавать условия для развития бизнеса. При этом я не говорю про малый бизнес. Его развитие несет, скорее, социальную функцию – создаются условия для занятости и самозанятости населения. У меня нет иллюзий, что наши муниципалитеты могут себя обеспечивать полностью за счет своих доходов.
На мой взгляд, важно дать стимул для развития муниципальных образований, сохранив уровни поддержки государства при увеличении собственной доходной базы МО. Более того, необходимо предусмотреть систему грантов для самых эффективных муниципальных образований. Необходимо внести изменения в налоговое законодательство, которые позволят регионам отчислять часть поступлений от налога на имущество в бюджеты муниципалитетов.
Но самый важный ресурс развития муниципалитета – это люди, это наши жители. Муниципальная власть должна постоянно вовлекать жителей в развитие местного самоуправления на своей территории. Сюда входит и участие в общественном контроле, и поощрение гражданских социальных инициатив, и развитие территориального общественного самоуправления. Форм этой работы множество и сейчас для их развития сформирована вся необходимая нормативная база.
Нам пока еще рано говорить о результатах действия 95 окружного закона: прошло всего четыре месяца, продолжается переходный период. Конечно, любая реформа не проходит гладко, без шероховатостей. А реформирование системы управления – достаточно болезненный процесс, в ходе которого сталкиваются интересы многих людей. И в этом процессе всегда важно помнить, что главное – это наши жители. Суть любой реформы – улучшение качества жизни граждан. В погоне за эффективностью управления важно не допустить ухудшения качества управления, ухудшения и усложнения жизни людей. Именно поэтому структура окружной власти должна быть гибкой – при необходимости на законодательном уровне мы всегда можем внести изменения в окружное законодательство. Региональная власть продолжает держать руку на пульсе, совершенствовать механизмы управления и отлаживать все возникающие вопросы.
– Вы говорите о перераспределении полномочий, эффективности. А как же быть с классической фразой «кадры решают все»? От людей тоже многое зависит.
– В Ненецком округе многое зависит от конкретных специалистов на местах. Это в крупных субъектах целые отделы занимаются конкретными направлениями, а у нас – иногда, один-два человека. Поэтому перед губернатором округа сегодня стоит задача – не только выстроить структуру управления, но и сформировать команду высококлассных специалистов. Это задача очень сложная. И в ближайший год определенные шероховатости в управлении будут, пока люди вникают в ситуацию, и пока отрабатывается новый механизм. Но без изменений в сфере управления будет буксовать и развитие нашего региона. Как недавно правильно заметил Игорь Кошин: «Никто не любит посещать зубного врача, но перспектива излечения перевешивает болевой синдром».