Обсуждаем реформу МСУ
Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Говоря проще, очередные поправки внесены в ФЗ № 131.
Новая реформа местного самоуправления разрешает регионам упразднять прямые выборы мэров крупных городов и муниципальных образований и устанавливать там систему сити-менеджеров.
Кроме того, поправками предлагается распространить двухуровневую модель организации местного самоуправления на крупные городские округа. Там можно будет учреждать два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район с отдельными муниципальными образованиями со своими депутатами, бюджетом, собственностью при сохранении общегородских органов местного самоуправления.
Политики Ненецкого округа комментируют новый закон.
Сергей Коткин, сенатор:
– Принятый в 2003 году закон о местном самоуправлении жестко устанавливал перечень вопросов, которые решались на уровне местного самоуправления. Между тем, изменения в обществе и экономике, прошедшие с момента принятия закона, требовали корректировки законодательства.
Поправки в федеральный закон №131 – это способ приблизить власть к населению, а страшилки противников реформы по поводу потери управляемости, на мой взгляд, являются надуманными. Местному самоуправлению, как власти, самой близкой к народу, в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Новая редакция закона решит вопрос формирования финансовой основы местного самоуправления. Это позволит вывести работу местного самоуправления на новый уровень.
Анатолий Мяндин, первый вице-спикер Собрания депутатов НАО:
– Согласно поправкам в закон, сокращается количество полномочий для муниципалитетов сельских поселений: с 44-х до 13 полномочий. Вот эти тринадцать полномочий и являются жизненно необходимыми для территорий сельских поселений и должны быть подкреплены соответствующим финансированием. Тогда органы местного самоуправления смогут самостоятельно принимать решения, а значит, актуальные для населения вопросы будут решаться эффективнее.
Остальные полномочия передаются на уровень Заполярного района. Также часть районных полномочий может быть передана на окружной уровень. Это решение принимается региональными властями.
Наталья Кардакова, депутат окружного Собрания:
– Нам нужны четкие, прозрачные, реально действующие законы. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит, прежде всего, от эффективной работы и достаточной финансово-материальной базы органов местного самоуправления.
Благодаря поправкам в закон, у органов местного самоуправления сохраняется довольно большой объем полномочий, которые будут находиться в их исключительном ведении. Но при этом региональным властям дается возможность уточнять перечень вопросов, которые будут решаться в рамках того или иного типа муниципального образования. Тем самым, повышаются возможности регионов и возрастает их ответственность.
Александр Лутовинов, депутат окружного Собрания:
– Президент страны Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил о необходимости реформы местного само-управления. Он высказался за развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах и призвал, чтобы любой гражданин мог «дотянуться рукой» до муниципальной власти.
Сейчас на плечи местного самоуправления возлагаются задачи, многие из которых входят в обязанности вышестоящих уровней власти, к тому же это не подкрепляется должным финансированием. Поэтому новые поправки в федеральный закон, уточняющий общие принципы местного самоуправления, будут работать, прежде всего, на развитие наших сельских поселений.
Ольга Старостина, председатель городского Совета:
– Поправками в федеральный закон основной упор делается на городские и сельские поселения, где живут люди и решаются их самые насущные проблемы. В крупных городах вводятся два новых типа муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.
Важно, что формирование органов МСУ переходит в ведомство регионов: регионы сами должны определиться с моделями местного самоуправления. Также принципиально важно, что с передачей необходимых полномочий на уровень местного самоуправления, передаются материальные и финансовые средства.
Григорий Коваленко, глава поселка Искателей:
– С принятием поправок в федеральный закон регионам предоставлено право самостоятельно определять способы избрания глав муниципальных образований – напрямую населением или из состава представительного органа власти, а также формирования всех органов местного самоуправления на своей территории.
То есть, каждый регион должен найти оптимальную форму организации местного само-управления, которая будет отвечать особенностям конкретного субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований.
Матвей Чупров, депутат Архангельского областного Собрания:
– Главу местной администрации или, как модно сейчас говорить «сити-менеджера», можно будет или назначать по контракту, или напрямую выбирать. В этом, я считаю, одно из главных преимуществ реформы. Подчеркну, что суть ее – убрать политическую окраску из решения конк-ретных хозяйственных вопросов. Ведь вопросы, как отремонтировать, к примеру, детский сад, не зависят от политических взглядов главы муниципалитета.