В понедельник, 27 мая, российские выпускники сдавали первый ЕГЭ по русскому языку. В школу № 5, которая традиционно является одним из пунктов проведения выпускных экзаменов в Нарьян-Маре, на экзамен пришло более 150 юношей и девушек из разных учебных заведений, среди них были и выпускники прошлых лет.
Время начала экзамена единое для всех – десять часов утра. Многие преду-смотрительно прибыли заранее, чтобы не спеша оглядеться и зарегистрироваться. На входе надо было предъявить паспорт и пропуск.
Когда все нюансы с документами были улажены, оставалось только ждать. Минуты тянулись медленно. Несмотря на ободряющие слова учителей, в воздухе все равно чувствовалась нервозность.
Около половины десятого в фойе школы наблюдалось даже небольшое столпотворение. Впрочем, все вели себя интеллигентно, разговаривали тихо, никто никому не мешал сосредоточиться. На одних лицах читалось волнение, на других – смятение. Кто-то нервно крутил в руках паспорт, кто-то, чтобы отвлечься, смотрел в окно, а кто-то даже рассказывал анекдоты.
Один мне удалось подслушать:
– Как экзамены, сынок?
– Подорожали, папа!
Ребята расхохотались, и напряжение чуть-чуть спало.
Здесь все-таки следует сделать оговорку: к ЕГЭ подобные анекдоты, к счастью, не имеют никакого отношения. Организация выпускных экзаменов в новом формате полностью исключает обман и хитрость и гарантирует справедливую оценку знаний. Списать на ЕГЭ невозможно, даже если бы и очень захотелось. А результаты проверяет бесстрастная машина.
– Для проведения ЕГЭ по русскому языку в школе задействованы 12 аудиторий. Все остальные школьные кабинеты и помещения закрыты и опечатаны. В одном кабинете должно быть не более 15 участников, каждый сидит за отдельной партой, – рассказывает уполномоченный ТЭК (территориальная экзаменационная комиссия), директор Ненецкого центра развития образования Елена Парсукова.
В туалетную комнату участников ЕГЭ будут сопровождать дежурные. В каждом кабинете предусмотрена питьевая вода. Продумано все до мелочей. Придраться не к чему.
Знакомлюсь с выпускниками школы поселка Искателей.
Один из них, Владимир, неожиданно зевает. Смущается и говорит, что лег спать около часу ночи, допоздна читал учебник.
Его товарищ Дмитрий присоединяется к разговору и признается, что тоже плохо спал, просыпался несколько раз в холодном поту.
А вот Александр улыбается:
– А я знаю, что сдам хорошо, я уверен в себе. Я и маму с папой успокоил, они спрашивали, не болит ли голова, хорошо ли себя чувствую, обещали, что будут ругать изо всех сил во время экзамена!
Алексей Терентьев из школы №1, с которым я познакомилась чуть позже, тоже оказался человеком суеверным.
– А я надел на экзамен счастливые трусы! – обескуражил выпускник своим признанием и, поняв, что озадачил меня, пояснил: – Примета такая!
Алексей говорит, что не чает души в математике, а вот с русским дружба не очень ладится. Поэтому к нему выпускник готовился особенно тщательно, перелопатил кучу учебников, часами искал материал в Интернете.
Волнуется ли он сейчас, за 20 минут до начала экзамена? Еще как! Но еще больше, пожалуй, волнуются родители.
На не самый оригинальный вопрос, кем хочет стать, Алексей ответил уклончиво, мол, пока еще не до конца определился. Единственное, что может сказать точно: студенческую жизнь собирается провести в Санкт-Петербурге, планирует поступать в инженерный вуз.
– Он же у нас мастер спорта! – присоединяются к разговору одноклассники.
Я удивляюсь, а Алексей смущается и подтверждает:
– Да, по зимнему полиатлону.
Я крепко жму ему руку, желаю удачи и иду дальше.
У входных дверей хмурит брови учительница Татьяна Балмасова.
– Тоже волнуетесь? – задаю я ей дурацкий вопрос. Татьяна Петровна пропускает его мимо ушей. Она расстраивается, что до начала экзамена осталось всего ничего, а некоторые ученики задерживаются.
На ЕГЭ, конечно, никто не опоздал, но некоторые умудрились прибежать в последние минуты.
Двадцатилетние Сергей и Александр – выпускники прошлых лет, они тоже пришли попробовать силы на ЕГЭ. Александру это необходимо, чтобы поступить в институт, хочет выучиться на программиста.
А Сергей танцует в ансамбле «Юность Севера» и собирается стать профессиональным хореографом.
– Мне готовиться к ЕГЭ помогали друзья, думаю, что у меня все получится! – говорит Сергей.
По правилам журналисты имеют право присутствовать во время вскрытия конвертов с заданиями. Воспользовавшись им, я в сопровождении дежурного прошла в аудиторию № 2. В кабинете царит приятная прохлада, светло и просторно.
На пороге участников ЕГЭ встречает организатор Асия Полякова и общественный наблюдатель Игорь Латкин.
– Я и в прошлом году был общественным наблюдателем. Ничего сложного. Мы следим за порядком, чтобы соблюдались все правила сдачи экзамена, чтобы преподаватели не подсказывали, а экзаменующиеся друг с другом не переглядывались и не перешептывались, – рассказывает Игорь Латкин.
Часы показывают ровно десять.
Асия Полякова ободряюще улыбается и еще раз напоминает о правилах поведения на экзамене. Она читает подробную инструкцию и отвечает на вопросы.
Девушка с предпоследней парты подняла руку, оказывается, она забыла гелиевую ручку, но учительница сразу же решает проблему.
Асия Николаевна спокойна и доброжелательна. Выпускникам явно передается ее уверенность, и они легко включаются в работу.
В класс приносят конверты с заданиями, организаторы демонстрируют, что конверты запечатаны. Их вскрывают на глазах у наблюдателей и раздают документы выпускникам. Прежде чем перейти к тестам, необходимо заполнить бланки. Образец – на доске. С момента, когда все формальности закончены, начинается отсчет времени: на все про все – три с половиной часа.
Меня просят удалиться. Перед тем как покинуть кабинет, я поворачиваюсь и громко шепчу:
– Ни пуха ни пера!
В ответ слышу громкий выдох и пожелание:
– К черту!..
Все будет хорошо.