Вы здесь

В списках значатся

Венера Андрияновна Безумова (в центре) на могиле отца в Новой Ладоге

Девятое мая. Новоладожское братское кладбище. Две пожилые женщины склонились над памятными плитами, установленными здесь совсем недавно, в канун Дня Победы. Вот и еще два имени вернулись из небытия и засияли золотыми буквами на двух мраморных досках, расположенных рядышком: Андриян Дмитриевич Безумов и Николай Дмитриевич Кожухов – два земляка, два воина, которых после гибели приютила как родных ладожская земля.

Женщины возлагают цветы, гладят ладонями согретые выглянувшим солнцем плиточки, не могут сдержать слез. Да и к чему их сдерживать? Наконец-то они могут поплакать на могилах своих отцов, о чем болела душа их матерей всю жизнь, с той самой минуты, когда каждой из них вручили извещение из местных военкоматов с лаконичными, но не понятными сердцу словами: « Пропал без вести».

Семья Безумовых получила эту горькую весть в 1942 году, а Кожуховых – в 1944-м. До поисков ли было женам пропавших без вести на фронте мужей, когда на руках и у одной, и у другой трое детей? Шло время. Дети выросли. Им, как и матерям, не давал покоя один вопрос: « Где похоронен отец?». У Венеры Андрияновны Безумовой так же, как и у Марты Николаевны Бабушкиной, дочери Николая Кожухова, путь поисков был долгим и поначалу безрезультатным, но они упорно продолжали делать запросы в военкоматы и архивы. Конечным пунктом поисков оказался город Новая Ладога Ленинградской области.

С дочерями погибших воинов я встретилась рано утром 9 Мая в мэрии, в кабинете Тамары Кирилловны Васиной, которая от имени администрации пригласила их посетить наш город. Марта Николаевна Бабушкина приехала с дочерью Светланой и внуком Ваней из Архангельска, а Венера Андрияновна при поддержке своей знакомой Светланы Александровны Кузнецовой – из Заполярья, из города Нарьян- Мара Архангельской области. Так судьба в знаменательный день – День Победы неожиданно свела на ладожской земле двух землячек. Более того, из разговора выяснилось, что их соединяют и родственные узы. Для меня эта встреча оказалась также волнительной: в Нарьян-Маре я родилась и училась в школе, с этим городом связана жизнь моих родных. Из Нарьян- Мара в 1941 году ушел на фронт и мой отец – Сугоняев Михаил Павлович. Так что всем нам было что вспомнить, о чем поговорить… Но впереди наших гостей ожидало самое главное – посещение Братского кладбища, родных могил, и они, конечно, очень волновались. Прошу их рассказать, хотя бы коротко, свои непростые семейные истории.

Венера Андрияновна Безумова до выхода на пенсию работала почтовым работником в старинном селе Великовисочном, история которого насчитывает 450 лет. Корни рода Безумовых произрастают из Великого Новгорода, чем Венера Андрияновна очень гордится. «А сколько Безумовых повыбили разные войны – не сосчитать, – сокрушается она, – в последнюю, Отечественную, когда призвали отца, вместе с ним из села ушли на фронт шесть человек с этой фамилией. А мне так и не довелось увидеть папу, я родилась в июне 1942 года, через месяц после его гибели».

В семье сохранилась поблекшая от времени похоронка, да и похоронкой ее не назовешь, скорее, извещение, присланное из Ненецкого окружного военкомата, в котором было написано: «Находясь на фронте, пропал без вести». Как погиб Андриян Безумов, об этом его вдове рассказал вернувшийся с войны земляк из соседнего села Оксино. Они служили в одном батальоне, который в составе 7-й армии Карельского фронта оборонял рубеж на реке Свирь, между Ладожским и Онежским озерами. В тот роковой день они шли в атаку бок о бок. Андриян Безумов на его глазах был убит прямым попаданием осколка от разорвавшегося снаряда. Снаряд угодил в половинку его жизни: в тот год ему исполнилось 40 лет.

Свет не без добрых людей. Найти документальное подтверждение места захоронения отца Венеры Андрияновны Безу-мовой помогла учительница, местный краевед, Вера Семёновна Буркова. Накануне Нового 2014 года на имя Веры Семёновны пришло письмо из военного комиссариата Ленинградской области за подписью комиссара П. Земляного, который сообщал: «В электронной базе воинских захоронений по Ленинградской области числятся бойцы обозначенного воинского подразделения, погибшие в мае 1942 года и захороненные в братской могиле города Новая Ладога».

Свой крестный путь совершила и Марта Николаевна Бабушкина. Она архангелогородка, бывший учитель литературы, до сих пор сочиняет стихи, многие из них – о войне, задевшей черным крылом и ее семью. Ее отец Николай Дмитриевич Кожухов был призван в ряды Военно-морского флота в октябре 1942 года и проходил службу в Ладожской военной флотилии, которая, как мы знаем, обеспечивала жизнедеятельность Дороги Жизни. В 1943 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Эта медаль была учреждена 22 декабря 1942 года и являлась одной из первых советских медалей военного времен. Награда значимая, но и она не стала оберегом от пули. Старший краснофлотец, пулеметчик Николай Кожухов погиб в декабре 1943 года, не дожив до своего тридцатилетия. Дома, в Архангельске, его ждали жена и три маленькие дочери. Извещение с жесткой формулировкой: «Пропал без вести» семья получила только в августе 44-го, и вплоть до 2013 года его считали без вести пропавшим. Лишь после того, как были рассекречены архивные документы Министерства обороны СССР, родные, наконец, смогли узнать о месте его захоронения: Братское кладбище в Новой Ладоге.

На торжественном митинге, посвящённом Дню Победы, Венера Андрияновна Безумова и Марта Николаевна Бабушкина выразили горячую благодарность мэру Новой Ладоги Сергею Викторовичу Гордину за оказанную помощь по увековечению памяти своих погибших отцов.

Каждый год, благодаря поискам музейных работников, сотрудников городской администрации и других подвижников-ладожан, безымянные могилы воинов, павших за нашу родину, обретают свои имена. Еще многие и многие из числа тех, кто погиб на нашей ладожской земле, защищая Ленинград и побе-режье Ладожского озера от врага, ждут своего воскрешения в нашей человеческой памяти.

Мария Сугоняева,

газета «Провинция», г. Волхов