Вы здесь

А как по Суле по реке…

По щучьему веленью...

Наверное, у самых счастливых людей на земле по жизни есть такое увлечение, которое не проходит с годами. И даже выход на заслуженный отдых их не очень огорчает, ведь появляется дополнительная возможность реализовать свои пока ещё неосуществлённые мечты. 

 

Неисправимый следопыт

Пристрастие к рыбалке и самостоятельным путешествиям у Юрия Орлова, в прошлом офицера ФСБ, что называется, в крови. Он даже начинает хандрить, когда долгое время не выезжает на природу. Работая в НАО, Юрий Николаевич много лет мечтал сплавиться по заповедной и легендарной северной речке Суле. Речке хоть и небольшой, но своенравной и порожистой. А ещё, по словам знатоков, природа там красоты необычайной. Настоящая тайга, не исхоженная праздными туристами. Когда Орлов вышел в отставку, его мечта сбылась. Специально, чтобы совершить сплав по Суле, он с группой единомышленников приехал в округ из Ульяновска, где теперь проживает. 

Команда собралась вполне профессиональная – инженер-электрик, медицинский работник и он – офицер ФСБ в запасе. 

– Нас из Нарьян-Мара вертолётом забросили в верховье реки, – рассказывает Орлов, – десантировались мы в район нижней Каменки. Стояли два дня. Знакомились с местностью, ловили хариусов. Но рыбалка была такая – поймал рыбку, поцеловал, выпустил. Природа просто изумительная. Олени дикие носятся, лоси иногда выходят, глухари летают. Даже медвежьи следы видели свежие, а вот самих косолапых не встречали. Там нет тундры. Там тайга. Настоящая, с буреломами, непроходимая порой. 

 

На зависть экстремалам

С нижней Каменки на заранее подготовленной резиновой лодке путешественники добрались до самой Сулы. Два следующих дня были теплыми и тихими. Можно было не торопясь и с остановками наслаждаться этими местами. Закидывали спиннинг, ловили щук и огромных окуней, которых оказалось очень много. 

– И вот, – вспоминает Юрий, – мы подошли к какой-то теснине. Течение реки стало заметно сильнее. Начинался участок с перекатами, протоками, порогами. Вот где были бы счастливы побывать экстремалы – байдарочники. 

Герои этого похода в полной мере испытали все прелести такого перехода, так как местами приходилось тянуть лодки на себе. По словам Орлова, выглядели они словно герои знаменитой картины Репина. Только вместо Волги – Сула. Ни дать ни взять – бурлаки на Суле. Увидели путешественники и самый знаменитый завораживающий водопад Падун. 

– На него можно смотреть часами, и скучно не становится, – делится впечатлениями Юрий, – он каждую секунду меняется. Твой взгляд как магнитом притягивают эти водовороты и стремительный ход огромных масс воды. Далее мы выходили к очередному порогу, цепляли лодку на себя и тянули ее бечевой по протокам. А иногда, когда этого сделать было нельзя из-за больших свалов рельефа, шли на лодке, орудуя что есть силы вёслами. Удача была на нашей стороне, и мы всё прошли без больших неприятностей. 

 

В храме природы 

…За каждым поворотом – поистине живописные картины, достойные кисти лучших пейзажистов. Хотелось подольше задержаться в том или ином месте, чтобы всё рассмотреть, насытиться первозданностью и величием природы. А ещё путешественники наткнулись на одно место, где с ними произошло совсем непонятное событие. 

– Стрелка компаса начала просто с ума сходить. Стала вертеться как шальная. Мы, конечно, сразу сообразили, что здесь какая-то аномалия, но какова ее природа – неизвестно. Далее нам встретился каньон, где река течёт будто в ванне из розового мрамора. И берег сам, и ложе реки – всё из мрамора! Красота удивительная. 

Юрия Орлова как истинного следопыта привлекли древние окаменелости, которые насчитывают многие миллионы лет. После небольшого исследования Юрий Николаевич сделал вывод, что когда-то, в незапамятные времена, в этих краях было самое настоящее тёплое море. Об этом вполне явственно говорят найденные им окаменелые кораллы самых разных форм. И множество ракушек, впрессованных в камень. 

– Нашёл один камень, – говорит наш собеседник, – в котором впечатан скелет рыбы. Природа нас поражала на каждом шагу. 

 

От Щучьей до Нарьян-Мара 

Когда через какое-то время путешественники приплыли к речке с говорящим названием Щучья, которая впадает в Сулу, их застала непогода. По словам Орлова, команда к такому повороту событий была готова, но природа разбушевалась не на шутку. Задул ураганный ветер, как из ведра полил дождь, и вскоре вода в реках прибыла на полметра. Немного переждав, любители рафтинга на вёслах направились в сторону старинного красивого села Коткино. Передох-нули, пополнили запасы топ-лива для мотора, воды и еды и взяли курс на Нарьян-Мар. По Суле прошли до Великовисочного. Вышли на Печору и через Лабожское пришли в окружную столицу. 

 

Туристы едут самоходом 

По словам Юрия Орлова, много желающих совершить поход по таким труднодоступным местам нашего округа. Люди едут сюда самостоятельно. Чтобы испытать себя, насладиться нетронутой первозданной природой. 

– Туристическая тема в НАО, в частности, маршруты по Суле развиваются уже сами по себе, – говорит он. – Те, для кого активный отдых привлекателен, сами находят возможность побывать здесь. Нам встретились две команды. Они шли снизу вверх в отличие от нас. Паромом до Харьяги, там через Гусинец выходили на Коткино и потом на Сулу. Байдарочники. Первая группа была из Перми. Вторая из Москвы. Пермяки на момент встречи с нами шли уже 47 суток. Они по реке Щучьей поднимаются вверх и волоком перетаскивают байдарки на Белую. Затем по ней идут до Индиги. Так что маршруты каждая команда прорабатывает для себя индивидуально. Как, собственно, делали и мы. 

 

Чья эта земля?

Конечно, по ходу экспедиции группа Орлова наблюдала кое-где и не очень приятное положение дел. В одном месте картина, представшая перед глазами путешественников, была просто удручающей и вызвала глубокое чувство досады. Так у речки Щучьей, видимо, кем-то из местных организована стоянка на регулярной основе. Даже заложено место под строительство бани. Но кругом мусор. 

В другом месте на берегу был обнаружен охотничий домик. Там, по словам Юрия Николаевича, просто свалка. Бутылки, банки, разный хлам разбросан вокруг избы. 

– И если такое варварское отношение к природе – дело рук местных горе-рыбаков и охотников, то это очень печально. Люди не понимают, что творят, – заключил он.

В то же время порадовало, что вся линия берега, вплоть до Коткино, чистейшая. Даже следов от кострищ не наблюдается. Ни бумажечки. 

– Я знаю, какова обстановка с чистотой природы вокруг Нарьян-Мара. Несмотря на то, что регулярно кто-то организует десанты по уборке территорий, мусора меньше не становится, – рассуждает Юрий Орлов. – Потому что, следуя известной поговорке, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Здесь уникальная, очень хрупкая природа. Возьми лопату, копни, и сразу песок под тонким слоем. И всё это требует особо внимательного и трепетного отношения. Ведь когда земля будет в порядке, то и люди заживут в ладу с собой и окружающим миром.