Людмила Эдуардовна Хаймина – удивительный человек. Умная энергичная женщина, директор института математики, информационных и космических технологий САФУ, кандидат педагогических наук, заслуженный работник высшей школы, доцент. Закончила восьмилетку в Индиге Ненецкого автономного округа. Ее жизнь – пример, особенно для молодежи. В любые времена, какими бы они тяжелыми и сложными ни были, можно добиться успеха, сделать хорошую карьеру, стать авторитетным и уважаемым специалистом. Об этом ведут беседу главный редактор газеты «Няръяна вындер» Александр Мозговой и Людмила Хаймина.
– Я всегда гордилась своим поселком, – говорит Людмила Эдуардовна. – В округе это единственный населенный пункт, где есть висячий мост. В Индиге прекрасная школа, где уровень преподавания всегда был очень высоким.
В мою бытность ученицей директором была Тамара Николаевна Апицына, был сильный коллектив, очень интересные учителя. Вся жизнь проходила в школе, тут и учеба и общественная работа. Нравилась математика и... литература. Одно время увлекалась стихами. Мои стихотворения участвовали в различных конкурсах, однажды даже были напечатаны в газете «Няръяна вындер».
До сих пор коллеги, друзья присылают мне на корректировку свои материалы для публикации на сайте, в журналах. Они доверяют моему чутью с точки зрения языка. Видимо, дано. Если бы это развивалось, то, думаю, получилось бы не хуже, чем в математике.
Что в Индиге было отличительным по сравнению с городской школой? Жизнь проходила на небольшом пятачке земли. И ты с учителем соприкасаешься в день много-много раз – в магазине, в клубе, даже в бане. В начальной школе моим первым учителем была преподаватель, которая учила еще моего папу. С классным руководителем, учителем английского языка, регулярно ходили в походы. Так нам прививали любовь к родному краю. После своих пятидесяти лет я стала замечать, что меня тянет в Индигу. Корни там пущены, мое начало заложено там...
– Как получилось, что Людмила Хаймина стала математиком, а не литератором?
– Почему математика перетянула? Так сложилось. Литература стала для души.
Родительский дом был рядом с домом учительницы по математике. Мы могли с ней вечером сесть за стол и увлечься решением какой-нибудь заковыристой задачки или витиеватого уравнения. С ней было очень интересно, ясно и понятно – зачем делать сложнейшие вычисления, отрабатывать методику расчетов. В сухих цифрах виделась настоящая поэтика.
Сомнений в выборе вуза не было – только Архангельский пединститут. Прихожу в цент-ральный корпус. А дальше вроде как в шутку говорю подруге: какой факультет будет ниже этажом, туда и подам документы. Физико-математический факультет оказался ниже... В то же время интерес к литературе и русскому языку никогда не пропадал. Мне всегда хотелось пополнять себя, очень много читала, у меня большая библиотека. Сейчас времени на художественную литературу совсем нет. Однако стараюсь читать в дороге – в командировках, сегодня благодаря развитию информационных технологий существуют электронные книжки, куда вмещается огромное число произведений.
– В Индиге была только восьмилетняя школа...
– Поэтому обучение пришлось продолжать в Архангельске. Знания, с которыми я при-ехала туда, были ничуть не хуже, чем у городских ребят. Помимо совершенно шикарного преподавательского коллектива, в Индигской школе каждый сам стремился учиться.
Всегда говорю студентам: не важно, какую ты школу закончил – сельскую или городскую. Вечная аксиома: если стремишься к знаниям, то их получаешь. Буквально пару дней назад встречалась со студентами первого курса. Говорили о том, что невозможно научить человека, который поступил в университет, но учиться не хочет, получать знания не желает. Если главное – сдать зачет, экзамен и тут же выбросить все из головы, то кем хотите стать? Что укажете в резюме, когда будете устраиваться на работу? Что на выходе из вуза будете иметь?
Словом, любимая школа долго вела меня по жизни. Свою первую педагогическую практику я проходила в родной школе. Вела математику. Мы с ребятами ходили в походы, выдумывали какие-то экспедиции, сочиняли сценарии. Было интересно и ребятам, и нам, студентам–будущим учителям. Вместе со мной практику проходил Андрей Жданов.
На пятом курсе я перешла на заочную форму обучения, так как меня избрали секретарем комитета комсомола института.
– Вы расстались с математикой?
– С восьмидесятого по девяностый годы были отданы работе в комсомоле. Эта работа отнимала почти все время. Если некоторые стесняются комсомольского прошлого, то я горжусь тем периодом жизни. Сложилась, как специалист, умеющий работать с людьми, быть организатором.
Но всегда старалась не терять связи с университетом, все-таки математика – предмет очень серьезный, очень легко выпасть из процесса. Постоянно занималась преподавательской деятельностью. Не преподавала лишь пять лет, когда работала в Нарьян-Маре.
– Как так получилось?
– Вышла замуж в округ. В те годы было правильным: куда муж, туда и жена. Я выбрала семью.
Очень хотелось начать педагогическую деятельность, однако в городских школах вакансий учителей математики не было. Муж работал в аэропорту, то есть мы были географически привязаны к Нарьян-Мару, уехать никуда не могли. Пошла к коллегам в окружной комитет комсомола: за спиной был двухлетний опыт комсомольской работы, и я рассчитывала, что могу пригодиться. Мне повезло, место инструктора отдела учащейся молодежи оказалось свободным. Через пять лет стала вторым секретарем окружкома комсомола.
После этого мне предложили перейти на работу в обком комсомола. Сначала я перебралась в Архангельск, затем вся семья. В обкоме отработала два года. А потом вернулась к родной математике, в университет. В 1990 году стала ассистентом кафедры математики, закончила аспирантуру по методике преподавания математики, в 99-м в Москве защитила кандидатскую диссертацию. Тема была связана с прикладным характером школьного курса математики. Я рассматривала систему задач для основной школы, для мотивировки введения новых понятий в математике. Иными словами, чтобы дети решали задачи, приближенные к жизни, чтобы понимали – зачем учить математику.
– Где лучше: в Архангельске или Нарьян-Маре?
– Когда переехали из Нарьян-Мара в Архангельск, началась другая жизнь, другие проблемы. Например, кому ребенка забрать из садика? Муж работает в аэропорту, я в комсомольской круговерти. В округе с ребенком не было проблем: все рядом, взаимоотношения между людьми другие – соседи ребенка заберут, приведут к себе, накормят. Все друг друга знают. Если мы по-ехали на природу отдыхать, то берем с собой соседских детишек. В Архангельске все иначе. Хотя у меня сегодня тоже прекрасные соседи, очень надежные люди.
– Где живут ваши родители?
– Мама уже десять лет живет в Архангельске. Она работала радиооператором в аэропорту практически на одном месте. Папа по-прежнему курсирует по маршруту Архангельск – Ненецкий округ. Он долгое время трудился киномехаником, ездил по далеким селам, стойбищам оленеводов. Тогда кино несло культуру, наглядную информацию о жизни в стране, знакомило с шедеврами кинематографа. Кино приехало! То-то радости было! Затем папа работал в гидрографии, обслуживал обстановку на реках. Папа очень активный, ходил в походы, экспедиции.
Мне очень повезло, что родители до сих пор живы. Они у меня – трудяги.
– Как давно вы были в Нарьян-Маре?
– Весной на три дня летала в округ: папа заболел, нужно было его поддержать. До этого прилетала четыре года назад, когда был юбилей округа. Вышла из самолета в Нарьян-Маре – это как глоток свежего воздуха. Ощутила мощный прилив чувств. Ходила пешком из Качгорта, по мосту, наслаждалась каждым метром, каждым мигом.
Нарьян-Мар очень изменился. Люди стали лучше жить, получать комфортабельное жилье вместо ветхого и уже малопригодного. Идет большое строительство, сносятся дома барачного типа, где жить невозможно. Заметила, что кусочки старого Нарьян-Мара сохраняются. Конечно, у старшего поколения есть ностальгия по Нарьян-Мару шестидесятых-семидесятых. Мне говорят, раньше было лучше, мол, идешь по деревянной Смидовича, и душа радуется.
...Каждый вспоминает свою юность с любовью: молодость – это прекрасная пора. Но сегодня есть и молодость, есть и комфортабельные квартиры с горячей и холодной водой, с ванной, лифтами, канализацией, качественным теплоснабжением. Поверьте, в редких российских регионах такие условия жизни. Я нисколько не удивилась, когда узнала, что Ненецкий автономный округ по уровню государственного управления назван лидером в России за 2012 год. За ним и Ямало-Ненецкий округ, и Татарстан, и Москва с Санкт-Петербургом.
Мне Нарьян-Мар показался уютным европейским городом с красивыми разноцветными многоэтажными домами, радующими взор северного человека. Быт очень современный: роскошный культурно-деловой центр, плавательный бассейн, ледовый дворец с искусственным льдом, лыжный стадион, спортзалы, современная медицина, новые детсады, школы... Пользуйся, не ленись!
Но ведь и в Индиге создаются хорошие условия. Каждый, кто, конечно, хочет, может их создать. У меня родной брат живет в Индиге, мы постоянно общаемся. Знаю, у многих в домах современные стиральные машины, есть газ, теплая вода, телевидение с сотней каналов... Здесь и строительство идет. Построена больница, продвигается вопрос со строительством школы. Последнее меня очень радует.
До Индиги всегда было не дозвониться по обычной связи. Теперь говоришь, как будто рядом сидишь. Звони в любую точку мира. Такое должно быть везде.
Проблем, впрочем, тоже немало. Наш округ – закрытый регион, он не связан с Большой землей ни автомобильной, ни железной дорогами. Только самолетом можно долететь. Или морем, или в морозы по зимнику. Попадать в Нарьян-Мар, а тем более в села – проблемно. Но для пенсионеров делают скидку за счет окружного бюджета, и билеты обходятся дешевле. Я за четыре тысячи рублей прилетала в Нарьян-Мар. Но многие не подпадают под льготы. Поэтому очень важно достроить дорогу для круглогодичного наземного сообщения. Если нынешнему руководству округа это удастся сделать, это будет колоссальным успехом и большой радостью для жителей округа.
Обнадеживают разговоры о будущем Индиги, строительстве там завода по производству сжиженного природного газа «Печора СПГ», морского порта, что может вдохнуть жизнь во весь регион. Надеюсь, мы увидим, как будет подниматься поселок: появятся новые рабочие места, понадобятся специалисты современных специальностей, будет, куда возвращаться молодым после обучения в институтах и других учебных заведениях.
Я хорошо знаю губернатора Игоря Фёдорова. Когда мы встречаемся, он рассказывает о развитии экономики округа. Знаю очень многих из команды губернатора. Например, Андрея Рудова по коммунарским сборам, ставшими стартовой ступенькой роста для многих будущих руководителей предприятий, учреждений, политиков. Это люди, о которых можно сказать: они себя сделали! И отдают свои знания и опыт для развития округа.
– Как учатся студенты из Ненецкого автономного округа?
– Общая проблема для выпускников школ связана с меньшим количеством учебных часов по ряду дисциплин. Студент стал послабже. Но мы к этому готовы, у нас есть факультативные курсы. Нужно отметить, что ребята из Ненецкого округа приезжают с хорошими знаниями. Они очень трудолюбивые, воспитаны самой жизнью, тяжелой на Крайнем Севере.
У меня душа открыта для ребят из округа. Понимаю, что им сложнее всего. Ведь у них нет возможности поездом или на автобусе съездить домой – за картошкой, продуктами, просто увидеться с родителями. Всегда стараюсь им помочь. Я хорошо знаю Амдерму, Каратайку, Оксино, Виску, Коткино... Много знакомых до сих пор живут в этих поселках. Мне ребята открываются. Беседуешь со студентами и понимаешь, что иногда проблемы возникают от того, что им, молодым, хочется самим все решать, и чтоб не было вмешательства родителей в их судьбу.
Звонят студенты, звонят родители. Причем, с моего факультета, и не с моего. Откуда только мой номер телефона узнают! Беседы занимают много времени, которого катастрофически не хватает.
... Преподавать – это мое. Львиная часть жизни отдана работе с молодыми людьми. Человек хорош там, для чего он учился, к чему себя готовил, к чему стремился, в чем он находит если не удовольствие, то удовлетворение. Мне очень нравится работать с молодыми. Они очень пытливые, ничего не принимают на веру. Приходится очень многое познавать, интересоваться новыми информационными технологиями, в общем, учиться вместе с молодежью.
... Когда мы ездили в Индигу, у меня всегда было желание задержаться там до 1 сентября. Хотелось вновь испытать прежнее чувство радости от этого праздника. Хотелось прийти в школу, посмотреть на учеников, пообщаться с учителями. Нынешний директор школы закончил наш факультет, есть учителя – выпускники других факультетов нашего университета. Всегда есть желание помочь родной школе, подсказать, как решать ту или иную проблему. Стрелка компаса моей души глядит в сторону Индиги...