В победном 45-м на экраны советских кинотеатров вышел знаменитый фильм «Небесный тихоход» – о буднях пилота ночного бомбардировщика По-2.
Именно на таком самолёте пришлось сражаться нашему земляку Иосифу Павловичу Глазачеву – по призванию учителю, а в годы войны отважному военному лётчику.
Начало его биографии, как и у миллионов сверстников, обычное. Родился в крестьянской семье, учился в школе-семилетке, потом в Шенкурском педагогическом техникуме (1933–1936).
Древний Шенкурск – его родной город, где прожил до 18 лет.
В 1936 году он получил аттестат учителя начальных классов и по распределению отправился в Ненецкий национальный округ, в Большеземельский район, в отдалённый посёлок Сявта.
Здесь была небольшая начальная школа, в которой Иосиф Павлович и начал преподавать. Молодой учитель прижился в тундровом посёлке – первые два года работал учителем, затем ещё два года – заведующим.
В октябре 1940 года Глазачева, как и многих коллег, призвали в Красную армию. Начинал он службу под Мурманском, в составе 14-й стрелковой дивизии. В феврале 1941 года красноармеец Глазачев прошёл отбор и стал курсантом 2-й Чкаловской военно-авиационной школы штурманов.
Сыграло роль и хорошее здоровье, и приличное по тем временам образование.
Следующие два с лишним года курсант Глазачев проходил учёбу по военной специальности – штурман. В июне 1943 года после распределения попал служить в 615-й ночной бомбардировочный авиаполк, здесь совершил первый боевой вылет.
В октябре 1944 года его, уже опытного штурмана, перевели в 17-й ночной бомбардировочный авиаполк, воевавший на знаменитом самолете У-2 (По-2). Вот, здесь и началась боевая «страда».
Про лейтенанта Глазачева и его товарищей Юрий Визбор написал эти строки:
Зовёт нас небо постоянно
И защитить себя зовёт.
И вот летит – хоть деревянный,
Но все-таки военный самолёт.
От пуль он защищён не слишком,
Построен не на долгий век.
Его пилот – совсем мальчишка,
Но все-таки военный человек.
Совсем на вид негероический был сам самолёт У-2 (По-2) – маленький биплан, рейки, перкаль да фанера, мотор мощностью 125 лошадей, скорость 100-120 км/час.
В ВВС Красной армии По-2 называли лёгкий ночной бомбардировщик. Основными боеприпасами, сбрасываемыми с По-2, были фугасные бомбы ФАБ-100 и ФАБ-50.
На бомбардировщик подвешивалось либо две «сотки», либо четыре бомбы калибра 50 кг.
Кроме того, при бомбометании использовались ампулы, снаряжённые смесью «КС». Их загружали в фанерные кассеты с взрывателем.
На заданной высоте после сброса взрыватель срабатывал, кассета открывалась и шарики рассеивались на значительной площади, выжигая всё при падении на землю.
Широко использовались для поражения живой силы противника и осколочные бомбы. Задача ночных бомбардировщиков – наносить беспокоящие удары по противнику. Kaffeemühle (кофемолка), Nähmaschine (швейная машина, из-за типичного звука мотора) – так солдаты вермахта называли По-2, доставлявшие массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.
Фронтовая песенка подчёркивала эту особенность маленьких самолетов:
Почти пешком по небу
Летят едва-едва
И раз – «У-2», и два – «У-2»,
И три «У-2».
Лейтенант Глазачев совершил в годы войны на небесном тихоходе 223 боевых вылета с общим налётом 251 час, сбросив на врага 451 бомбу общим весом более 33 тонн.
Уничтожал автомашины и зенитки, портил железные дороги и шоссе, громил огневые точки и блиндажи.
223 раза он поднимался навстречу смерти – ведь даже одной зажигательной пули хватало, чтобы этот почти бумажный самолёт вспыхнул. Как говорили пилоты ночной авиации – 8-9 секунд и он сгорал дотла.
А немецкие солдаты, ненавидевшие «рус фанер», вели огонь из всех стволов, пытаясь ухватить русский самолётик прожекторами и расстрелять.
Искусство штурмана в ночных условиях – точно вывести самолёт на цель, сбросить бомбы и вернуться (при минимуме ориентиров) обратно.
В 1944-1945 гг. 17-й ночной бомбардировочный Оршанский ордена Суворова авиаполк активно участвовал в операциях по разгрому немцев в Восточной Пруссии. Сопротивление вражеской группировки было окончательно сломлено только в апреле 1945 года после взятия штурмом Кёнигсберга и Пиллау.
Как отмечало командование: «Тов. Глазачев с большой охотой и умением выполняет боевые задания в трудных метеоусловиях, за что имеет ряд благодарностей».
В конце войны отважного офицера наградили двумя орденами – Красной Звезды (29 апреля 1945) и Отечественной войны 1-й степени (30 мая 1945).
После демобилизации Иосиф Павлович вернулся в родную Сявтинскую школу, был назначен заведующим Большеземельским райотделом народного образования (1947–1950).
Но его не влекла чиновничья стезя, и он вскоре вернулся к учительскому столу.
Затем многие годы трудился на должности директора в сельских школах Ненецкого округа. После выхода на заслуженный отдых уехал в Архангельск.
Юрий Канев,
член окружного общества краеведов.