Как Нарьян-Мар стал родным для художницы-керамиста из Владимира.
Когда мы задумывали рубрику «Я вырос в НАО», то сразу же решили, что не будем ограничивать её очевидными рамками – писать только про тех, кто родился в округе, прожил здесь большой отрезок жизни, а потом уехал или остался.
Нашими героями будут и те, кто не так уж долго задержался на Крайнем Севере, но при этом может сказать: «Я вырос в НАО личностно, профессионально, духовно». Взять того же Ивана Меньшикова. Он проработал в Нарьян-Маре всего два года, но оставил яркий след в истории региона: его именем названа улица в городе. В честь героев наших публикаций, скорее всего, не назовут улицу, но память о себе они оставили в мыслях наших земляков, а это дорогого стоит…
Из монастыря на север
В ноябре 2022 года в Ненецком краеведческом музее открылась выставка «Сувенирная история». Музейщики рассказывали о том, как выстраивался путь регионального сувенира – от глубокого прошлого до современности. Один из экспонатов представлял собой керамический светильник в форме… кита. Его сделала художница-керамист Юлия Штарева, которая два года проработала в керамической студии в Нарьян-Маре:
– Вернувшись во Владимир, я часто мысленно возвращалась в Нарьян-Мар. Но специально какую-то работу, посвящённую городу, делать не планировала. В процессе эксперимента с гончарным кругом получилась форма, напоминающая кита. Я подумала – что делать с ним дальше? И это уже наложилось на мои воспоминания о Нарьян-Маре. Возник интересный образ: кит как отдельный мир, на котором стоит Нарьян-Мар. Сюда же сложно добраться, поэтому это отдельный, самодостаточный, целостный и яркий мир. Северное сияние, домики, лодки. Нарьян-Мар словно маяк, который осветил мою жизнь в трудный момент.
После окончания колледжа и университета наша героиня 2,5 года проработала в керамической мастерской при женском монастыре в Ярославской области.
– За это время я стала ближе к природе. Можно было выйти из монастыря и оказаться в лесу. Когда этот период закончился, я вернулась во Владимир и не могла понять, что я вообще здесь делаю? Дороги, бетонные коробки домов, до леса очень далеко. Пыталась найти что-то идентичное жизни в монастыре на природе. Но два раза нельзя зайти в одну реку. Нашла ВКонтакте вакансию: в Нарьян-Мар требовался сотрудник в керамическую студию. На тот момент я не знала, где находится этот город. Стала узнавать и поняла, что такой вариант вполне подходит по моим запросам. Всё сложилось, и я приехала.
Заряжаться природой
Юлия проработала в Нарьян-Маре два года. Занималась творчеством, проводила мастер-классы, вместе с детьми и взрослыми делала из глины поделки – оригинальные кружки, тарелки, фигурки:
– Я оказалось права, меня здесь действительно отпустило. Нарьян-Мар гораздо ближе к природе, чем города Центральной России. И у меня ещё был супербонус – я жила в районе морпорта, и окна выходили на Городецкий шар. Всё время наблюдала закаты, восходы, в полярный день солнце висело круглосуточно. Помню, раньше из кельи монастыря тоже открывался прекрасный вид – на лес, сосны, речку.
Она всей душой полюбила северную тундру и выбиралась туда за творческой энергией при любой возможности. Брала велосипед и уезжала в свои укромные местечки:
– Мне нравится эстетика натуральной северной природы, заряжаюсь от неё для дальнейшего творчества. В тундре вдохновляет растительный мир – ягель, багульник. Люблю разглядывать маленькие детали. Всё это при определённом освещении наполняется какой-то магией. Необычные сочетания цвета и формы. Миниатюрные цветочки, ювелирные травинки. Их оттиски хорошо ложатся на глину: у меня много таких работ. Оленье стадо видела всего один раз, но это было удивительно. Да и всё остальное – северное сияние, морошка, озёра и реки НАО – в этом много красоты. Это находит отражение в моих работах. Мне нравится что-то придумывать, фантазировать, брать за основу северную природу.
На Севере Юля приобрела много друзей:
– В Нарьян-Маре люди мне показались гораздо добрее, приветливее и внимательнее. Мне было непривычно, что они неравнодушны к постороннему, казалось бы, человеку. Такое до этого встречала только в монастыре. Но там монахини, у них призвание такое. Но когда вернулась во Владимир, то поняла, что многое зависело и от моего состояния. Я приехала заряженная, и вокруг меня стали люди появляться позитивные, с доброй энергией.
Стиль жизни – бродить по свету
В 2021 году студия в Нарьян-Маре закрылась. Юля вернулась во Владимир и открыла там свою студию керамики – «Бродячая мастерская». Почему такое название? Потому что для нашей героини бродить по миру, путешествовать – это настоящий стиль жизни. Девушка активно пользовалась сервисом каучсёрфинга – люди предлагают пожить у себя бесплатно и сами останавливаются у таких же единомышленников:
– Идея каучсёрфинга витала ещё до Нарьян-Мара, но я не могла её воплотить в жизнь как принимающая сторона, хотя сама не раз останавливалась у людей именно таким способом. Через сообщество каучсёрфинга находила людей: это всегда были приятные знакомства, общение. Люди объединены идеями взаимопомощи и путешествий.
Юля сделала публикацию о том, что может принять путешественников на Крайнем Севере:
– Когда я выложила пост о Нарьян-Маре в сообществе – пошли восторженные комментарии, было много желающих. За всё время ко мне приезжали около пяти раз, некоторые путешественники впоследствии стали моими друзьями. У одного из гостей я потом уже останавливалась в Сыктывкаре, к другим ребятам приезжала в Тверь. Таким образом образуется сеть единомышленников, которые могут помочь с жильём в разных точках России и мира.
Однажды гости приехали в Нарьян-Мар отмечать Новый год.
– Я им оставила ключ в почтовом ящике, а познакомились мы, когда я вернулась с работы: к тому времени они уже накрыли праздничный стол. Это было так необычно и интересно. Люди, которых ты видишь первый раз в жизни, проявили заботу и всё подготовили, организовали чудесный праздник. Один из самых ярких моментов в моей жизни. Мы были на общей волне – в плане музыки, атмосферы. Получилось очень близкое микросообщество по духу и интересам, – рассказывает Юля.
Но не подумайте, в каучсёрфинге готовы принимать всех, кто попросится. Люди проходят фильтр на адекватность, также предпочтение отдаётся тем, у кого уже есть рекомендации из сообщества, опытным путешественникам:
– Во Владимире эту историю продолжать не стала. В Нарьян-Мар путешественники поедут только целенаправленно, а в средней полосе фильтр на адекватность настроить сложнее. Много случаев знаю от знакомых, когда люди вели себя нехорошо. Поэтому там я не рискую.
Этим летом Юля также решила побродить, но уже по протоптанной дорожке:
– Два года не была в НАО, занималась студией, требовалось много моего внимания, сейчас там всё поставлено на рельсы, и этим летом я снова приехала в Нарьян-Мар пожить и поработать тут до сентября. Я думала и думаю о том, чтобы сюда вернуться и открыть студию. Всё возможно…