Вы здесь

Рыбачить разрешается

Лето для многих северян – излюбленное время активного отдыха на природе. Многие проводят свободное время еще и с пользой, например, за рыбной ловлей. На языке закона такой отдых называется любительским рыболовством и регламентируется рядом правил. О них корреспондент «НВ» поговорил с главным консультантом отдела по рыболовству окружного Департамента агропромышленного комплекса и экологии Юрием Спорыхиным.

Правила в НАО хорошие

Поводом к разговору стали тревожные замечания читателей «НВ» о том, что рыбаков загоняют в жесткие рамки, и скоро едва ли не каждый любитель рыбной ловли будет квалифицирован как браконьер. Это совсем не так, поспешил успокоить встревоженных жителей округа Юрий Спорыхин:

– В сфере любительского рыболовства у нас многое разрешено. Запрещается только ловить с искусственной наживкой и на семужье-нерестовых реках. Можно использовать живую наживку, червяка, опарыша, муху. Разрешается ловить ставными сетями с ячеей не менее 36 миллиметров, высотой не более трех и длиной не более 50 метров на одного рыбака-любителя в заливах и курьях реки Печоры частиковых рыб – так называемую «серую» рыбу. Вот если я поеду как рыбак на Сазоновскую курью, поставлю свою сеточку, могу спокойно ловить сорогу, окуня и щуку. А попадется мне пелядь или сиг, я должен их выпустить. Потому что если подъедут с проверкой и обнаружат эту рыбу, то придется ответить.

Если же вдруг рыбак-любитель хочет принести домой более серьезный улов, например, белую или даже красную рыбу, это тоже не запрещено. Но тут необходимо будет купить путевку стоимостью в одну тысячу рублей за сутки. Этот документ дает право выловить одну рыбину семги и десять горбуш, а также установленное количество белой рыбы. Места ловли определены правилами.

– Городской участок у нас – не доезжая деревни Макарово, – поясняет Юрий Николаевич. – Кто-то любит рыбачить на Чайкино, это тоже недалеко от Нарьян-Мара – 24 километра, меньше часа на современном катере. То есть можно рыбачить, и я как рыбак, как житель Ненецкого округа, не вижу никаких препятствий для этого. Все, кто читает наши правила – из Коми, из Архангельской области, говорят: у вас прекрасные правила, вы даете порыбачить людям, не нарушая правил рыболовства. Поэтому, кто поднимает такие вопросы, просто не владеет информацией.

Спиннингами, закидушками, жерлицами, удочками можно рыбачить без путевки. Кроме того, не потребуют этого документа с граждан, зарегистрированных в прибрежных сельских населенных пунктах, им можно ставить сеть размером три на 50 метров на одного рыбака. В тундровых озерах всем жителям Ненецкого округа и Нарьян-Мара можно ловить без путевки, рассказывает Юрий Спорыхин:

– Ограничения на вылов рыбы у нас, в основном, сезонные. А с декабря и до распыления льда этих ограничений нет. В этом году Печора открылась в середине мая. Можно было полтора месяца ловить все, кроме нельмы, семги, горбуши. Попалась – выпусти. После 30 июня тоже можно рыбачить, но только в заливах и курьях. По-моему, прекрасно можно обеспечить семью, если хочешь. Да, ограничения есть, но ведь нельзя пускать все на самотек. Нужно оставить нашим детям, внукам, правнукам, чтобы в Печоре сохранились ценные породы рыб. Хватит того, что загрязняется Печора, ухудшается экология, браконьерским промыслом подорваны запасы сиговых.

Дорогое русло

Разговор постепенно переходит к экологическим проблемам последних десятилетий. Печора местами заметно мелеет, хищная серая рыба истребляет молодь сиговых – ситуация оставляет желать лучшего, согласен и собеседник «НВ»:

– До развала СССР на весеннем промысле, с распыления льда, в дельте реки Печоры работало 48 рыбопромышленных бригад, отлавливавших серую рыбу. Они вычищали русло, делалась мелиорация, прочищались протоки, вырубалась трава, удалялись засоры. Инспектора-ихтиологи контролировали проведение мелиоративных работ, в Голодной губе проводили отлов ерша, нагиша, саурея. Сейчас этого нет, это затратно и никто не хочет этим заниматься.

– Проблема с руслом реки может быть решена только соответствующими федеральными ведомствами?

– Это не так, мелиоративные работы может проводить любой: индивидуальный предприниматель, физическое лицо, – объясняет Юрий Николаевич. – Надо составить и отправить свой план мелиоративных работ на будущий год для согласования. Очень много таких работ проводится в Республике Коми и в Архангельской области, на юге России.

Но у нас никто этим не занимается, потому что углуб-ление фарватера – очень затратные работы, миллионы, десятки и сотни миллионов рублей. В 2011 году мы хотели прочистить горло Голодной губы. Делали запрос в Гидромеханизацию, оказалось, нужно 112 миллионов рублей. А там ведь небольшой участок: ширина 40 метров, глубина – до трех метров, длина – 800 метров. Раньше средства поступали по госзаказу, ведь русло прочищали для морских судов. В настоящее время проведение дноуглубительных работ относится к полномочиям Российской Федерации и округ не может их проводить за счет окружного бюджета.

…Печальные последствия этого можно увидеть уже сегодня. Когда позволял фарватер, Ненецкий рыбакколхозсоюз пригонял в округ свой сейнер с морской рыбой, выгружая треску, пикшу, зубатку, палтус. И 100 тонн продукции на округ спокойно хватало, и в продаже всегда была треска в масле, другая морская рыба холодного и горячего копчения. Сегодня эту же рыбу, в гораздо меньшем объеме, привозят зимником и реализуют продукцию через «Аргус».

О рыбзаводе, рыбокомбинате и рыбоперерабатывающем цехе

– Пожалуйста, расскажите о нынешнем состоянии дел с проектом рыбзавода, строительство которого некоторое время назад активно обсуждалось, а потом вдруг разговоры об этом сошли на «нет».

– Проект все еще существует, нет только средств на его реа-лизацию, – говорит Юрий Николаевич. – Округ выполнил свои обязательства по проекту, разработал проектно-сметную документацию. В 2014 году мы ее приняли, хороший проект был. А строить его планировало Росрыболовство на федеральные деньги. В проекте государственной программы развития на 2013–2020 годы она была. А потом, когда эту госпрограмму принимали, ситуация в стране изменилась, денег не стало и эту строку сократили. Округ же не может взять на себя такие затраты, 670 миллионов рублей – только строительство без содержания. Это очень большие деньги, округ не потянет. Теперь проектно-сметная документация у нас лежит. Три года она еще будет «живая», потом ее нужно будет переделывать, корректировать. Дай бог, если найдутся деньги.

По словам Юрия Спорыхина, работа по развитию рыбопромышленности в НАО ведется постоянно. Так, недавно шла речь о возрождении рыбокомбината для нужд жителей округа и Нарьян-Мара. Сегодня его масштабная стройка заморожена, поскольку нынешнее руководство посчитало, что в условиях кризиса это слишком большие объемы. Но земля осталась за Департаментом природных ресурсов, и 30 июня Управление ЖКЖ и строительства округа объявило конкурс на разработку ПСД и последующее строительство рыбоперерабатывающего цеха, сообщает Юрий Николаевич:

– Мощность будет поменьше, не шесть тысяч тонн сырья в год, а полторы тысячи. Но этого достаточно, чтобы обес-печивать жителей Нарьян-Мара свежей продукцией, рыбой в вакуумной упаковке, кулинарными изделиями и копченостями. Консервного цеха не будет, потому что ими у нас и так магазины обеспечены, и себестоимость консервов высокая. Цех будет построен полностью на окружные деньги, и мы тут ни от кого не зависим.