Подходит к завершению летняя экспедиция «Мангазейский морской ход», следующая из Архангельска в Сибирь
Команда отважных мореходов на поморском карбасе «Матера» успешно преодолела большую часть сложнейшего пути.
Вперёд, за мечтой!
Под колокольный звон и дождь из столицы Поморья в начале лета в своё главное путешествие отправилось судно «Матера», созданное по технологиям многовековой давности – без единого гвоздя, а вместо мотора – лишь натянутые паруса и вёсла гребцов.
Перед экспедиционной командой была поставлена задача – за два с половиной месяца преодолеть в общей сложности около трёх тысяч километров вдоль берегов Северного Ледовитого океана к месту расположения легендарной пушной столицы Сибири – Мангазеи.
Путь, которым современные путешественники хотели пройти, изначально был рассчитан на самых смелых энтузиастов. Пик его популярности пришёлся на XVI век, уже в 1619 году хождение «Мангазейским морским ходом» было запрещено под страхом смертной казни, а к концу XVII века и его опорный пункт – город Мангазея – пришёл в упадок и растворился в дебрях Сибири. Так что в 2024 году спросить дорогу им, по сути, было особенно не у кого.
Руководитель проекта, его главный идеолог и идейный вдохновитель Евгений Шкаруба считает большой удачей иметь возможность изучать сохранившиеся исторические документы, карты и книги.
Одна из них – «Путешествие на «Щелье», повествующая об экспедиции, совершённой в 1967 году потомственным помором, рыбаком и охотником Дмитрием Буториным и журналистом Михаилом Скороходовым. Тогда путешественники прошли морским ходом из Архангельска в Мангазею на карбасе «Щелья» – и это единственное известное современное повторение легендарного средневекового маршрута.
Однако, как отмечает капитан «Матеры»: «Михаил Евгеньевич и Дмитрий Андреевич шли в своё время в Мангазею под мотором, а мы рискнули в своем авантюризме настолько, что хотим пройти весь путь под парусами, волоком и на вёслах».
Что такое Мангазейский морской ход?
«Мангазейский морской ход» – это торговый путь, который в XVI веке был проложен поморами от Русского Севера к Сибири: от Северной Двины до Тазовской губы и далее по реке Таз до города Мангазея.
Мангазея – первый русский заполярный город в Западной Сибири, опорный пункт оживлённой магистрали, по которой шла торговля пушниной. Жизнь города, который потрясал своим богатством средневековых путешественников, продлилась всего 77 лет, после чего он был оставлен и надолго забыт.
И хотя сейчас его судьбой занимаются уже археологи, путь от Русского Севера до Сибири стал одной из важных страниц в истории нашей страны.
Во-первых, потому что открытая первопроходцами дорога послужила колоссальному расширению и экономическому развитию Русского царства, а во-вторых, потому что смелость и отвага поморов-путешественников, идущих «встречь солнцу» морями, реками, озёрами и сухопутными волоками, потрясала и вдохновляла многих путешественников вплоть до настоящих дней.
Загоревшись этой благородной идеей, Шкаруба и его единомышленники летом 2023 года в Архангельске, а затем в Москве строили, а точнее, шили еловой вицей – без гвоздей – традиционный поморский карбас «Матера» и прошли на нём от Великого Устюга до Архангельска под парусами и на вёслах.
И вот сейчас команда мореходов, исследователей, учёных и художников повторяет путь средневековых первопроходцев-освоителей в «златокипящую Мангазею», отправившись через Белое, Баренцево и Карское моря – одной из самых опасных и трудных дорог, ведущих с севера на восток.
Об основных этапах экспедиции, её участниках и задачах проекта рассказал руководитель клуба «Морские практики», капитан судна Евгений Шкаруба:
– В нашей экспедиции участвуют два историка, антрополог, научный журналист, собиратель древностей, оператор-фотограф, блогер, главный строитель самых больших строек. Практически все они – морские практики с опытом хождения под парусом. Это специалисты, которые исследовали движение «Матеры» по маршруту, снимали фильм об экспедиции, встречались с местными жителями, читали лекции, вели дневники и управляли судном.
Экспедиция разбита на шесть этапов – по две-три недели. Маршрут следования: Архангельск – Горло Белого моря – Зимняя Золотица – Ручьи – Койда – Мезенский залив – Канинский полуостров – Чижа – Канинский волок – Чешская губа – Индига – Святой Нос – Поморский пролив – Русский Заворот – Печорское море – Варандей – платформа «Приразломная» – Вайгач – Югорский Шар – Амдерма – Карское море – Усть-Кара – Байдарацкая губа – Ямал – Бованенково – Ямальский волок – Саяха – Обская губа – Тазовская губа – Тазовский – Мангазея.
Участники понимают все риски и опасность маршрута.
– Что страхует нас в походе? – размышляет Евгений Шкаруба. – Прежде всего это опыт и знания, на которые опирается каждый капитан, принимая решения. А если технически, то с нами в экспедицию вышло судно сопровождения – отличный большой катамаран «Товарищ». Плюс у нас есть все современные средства связи: рации, навигаторы с картами, спутниковая тарелка и трекеры, чтобы наши близкие и все, кто наблюдает за проектом, могли видеть, где мы находимся.
Зачем всё это, вновь задаёт вопрос капитан судна:
– Взялись, так теперь уж надо. А если серьёзно, то Мангазейский морской ход и освоение Сибири – это, действительно, важная страница в жизни нашей страны. Интерес представляет, во-первых, само повторение исторического маршрута от Белого моря к Сибири, а во-вторых, идея пройти этот путь на деревянном карбасе без мотора. Мало кто сейчас ходит в море на деревянных лодках, и мало кто повторял этот маршрут.
Встречи, расставания
Как и планировал Евгений Шкаруба, получилось не просто путешествие. Карбас «Матера» стал одновременно плавучим лекторием и музеем. В ходе длинного и сложного похода участники останавливались в деревнях и сёлах, стоящих по берегам на пути их маршрута, устраивали встречи с местными жителями, рассказывали о поморах-первопроходцах, истории Севера и освоении Сибири, технологиях традиционного деревянного судостроения и мореходства от средних веков и до наших времён.
На одной из таких встреч побывала и я, корреспондент газеты. В доме культуры посёлка Индига для всех желающих команда экспедиции провела свой лекторий «Краеведение мечты и открытий».
Шторм, бушевавший на море, вынудил команду задержаться в посёлке на несколько дней.
Описывая природные особенности, один из членов команды сказал, что был сильно впечатлён местным ландшафтом:
– На какое-то мгновение показалось, что мы находимся в окрестностях Норвегии, с её изумительными пейзажами на фоне скал и невероятным цветом изумрудных лайд. Очень добрые и тёплые эмоции остались от общения с жителями посёлка.
А что дальше?
– Скоро мы начнём строительство музея народных лодок на одном из островов в дельте Северной Двины рядом с Архангельском. До сих пор мы находились в центре города, а теперь у нас будет своя база у воды. Это расширит возможности Товарищества поморского судостроения и клуба «Морские практики». Часть флота перебазируется к воде. Появится клубное помещение. Здесь удобно будет проводить карбасные регаты. И главное – появится музей, куда мы будем собирать народные лодки, материалы о народном судостроении Поморья. Жители и гости Архангельска смогут посетить музей, покататься на карбасе по ближайшим островам, – поделился своими планами Евгений Шкаруба.
Справка
Начиная с 2020 года на верфи Товарищества в Архангельске построено более десяти традиционных поморских судов. На этих парусных лодках с Севером ежегодно знакомятся десятки человек со всей России.
Когда верстался номер
Евгений Шкаруба: «23 августа в 10.59 по местному времени мы прибыли в Мангазею! Впервые за последние несколько дней без бечевы и почти без весёл – парусным ходом. Благодарю всех, кто принимал участие в нашем проекте: кто строил, готовил лес, собирал карты, дарил комбезы и палатки, грёб, ставил и убирал паруса, толкал льдины и варил кашу. Команды «Матеры» и «Товарища» – вы не подвели! Слава Богу – все живы и здоровы. За Мангазею. Ура!».