Проблема пассажирских перевозок в Ненецком округе, особенно в период массовых отпусков, по-прежнему остается актуальной. Купить сегодня билет не по самой дорогой цене, чтобы вылететь или вернуться в Нарьян-Мар, очень трудно.
Не спасают сложившуюся ситуацию даже субсидированные авиабилеты, которые, мягко говоря, должны стимулировать перевозчиков. Эта мера дает компаниям определенную возможность увеличить пассажирские потоки и, как следствие, ввести в расписание движения самолетов дополнительные рейсы, хотя бы на время летних отпусков. Многочисленные жалобы от населения поступают в адрес руководства региона с незавидным постоянством. Они-то и стали поводом очередного совещания, которое провел на днях заместитель главы администрации НАО по строительству, транспорту, энергетике и ЖКХ Юрий Тельтевский с представителями заинтересованных структур.
Главная тема обсуждения касалась реализации соглашения о субсидировании пассажирских перевозок в межрегиональном сообщении. Напомним, в марте нынешнего года между Управлением строительства и ЖКХ НАО и авиакомпанией ЗАО «Норд-авиа — региональные авиалинии» было заключено соглашение о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом. То есть, принятый документ дает возможность незащищенным слоям населения приобрести билет по минимальной стоимости, разницу же авиакомпании возмещает окружной бюджет.
Как было отмечено на встрече, за пять месяцев действия соглашения ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» по субсидированным тарифам было перевезено более 4600 пассажиров. Это молодые люди в возрасте до 23 лет и пенсионеры. Стои-мость авиабилета из Нарьян-Мара в Архангельск, Амдерму и обратно для этой категории граждан составила не более четырех тысяч рублей. Чтобы покрыть расходы авиакомпании, из бюджета НАО было выделено свыше 23 миллионов рублей.
В рамках вышеназванного соглашения компания берет на себя обязанность и предоставляет в салоне эконом-класса на каждом выполняемом ею авиарейсе не менее десяти мест по субсидированным тарифам. Остальные же места, а это еще порядка тридцати, распродаются по экономически обоснованным тарифам, стоимость которых, по словам представителей компании, колеб-лется от 6,5 до 13 тысяч рублей с учетом топливного сбора. Исходя из логики и условий соглашения, выходит, что округ компенсирует авиаперевозчику 50 процентов от тарифа, включающего топливный сбор, но не более 5000 рублей.
– Основная идея субсидирования заключается в замещении дорогого тарифа путем предоставления субсидий для молодых людей в возрасте до 23 лет и пенсионеров окружными деньгами, то есть, должно происходить высвобождение более дешевых билетов и для других категорий граждан. Однако этого почему-то не происходит, – подчеркнул на встрече Юрий Егентьевич. – Тарифы для граждан, не подпадающих под субсидирование, остались на прежнем уровне. Сложной ситуация остается до сих пор и с вылетом из Нарьян-Мара и обратно, нет билетов. Наверное, если возникают проблемы с нехваткой мест, у авиакомпании должна быть возможность заменить воздушные суда?
– Увеличивать сегодня количество рейсов по маршруту Нарьян-Мар — Архангельск и обратно нет необходимости, поскольку к сентябрю ситуация стабилизируется, – говорит коммерческий директор ЗАО «Норд-авиа – региональные авиалинии» Виктор Мартыненко, отвечая на вопросы собравшихся. – Да, сегодня существует дефицит кресел на линии Архангельск – Нарьян-Мар, компания это понимает, поэтому в связи с сезонностью спроса 28 августа поставила дополнительный борт, чтобы снять напряженность. На этом рейсе могут улететь все желающие. У нас с округом конструктивные отношения, мы всегда готовы идти навстречу.
Однако... На ряд вопросов, которые были заданы на совещании, представитель «Нордавиа» отвечал довольно уклончиво. Возможно, некоторые из них касались коммерческой информации компании...
Много вопросов, прозвучавших на встрече, касались тарифов, действующих сегодня в «Нордавиа». Кроме субсидированного, например, компанией разработано специальное тарифное предложение для работников бюджетных организаций, которые финансируются из местного, регионального и федерального бюджетов. Кстати, по информации компании, действие тарифа «Бюджетный» распространено также на студентов, курсантов, учащихся общеобразовательных школ и пенсионеров. Цены по этому тарифу на разные направления у компании, скажем, демократичные, из Архангельска за 2700 рублей можно улететь в Питер или Москву, а вот в Нарьян-Мар попасть из Архангельска или обратно по бюджетному тарифу будет почти в два раза дороже – 5200 руб-лей. Но билеты по такому тарифу раскупаются заблаговременно, их количество слишком ограничено...
Есть, разумеется, и тайм-лимит у каждого тарифа. Куп-ленный за сутки до вылета билет, как правило, будет стоить значительно дороже. Обоснованием для применения дорогого тарифа всегда служат условия. Чем дешевле тариф, тем строже условия. Все зависит от того, за какой период приобретаются билеты. Компания не продает их по фиксированным тарифам, существует тарифная сетка. В зависимости от спроса, перевозчик может свои предложения регулировать, ведь это коммерческая структура. Авиакомпания может продавать как дорогие, так и дешевые билеты.
Кстати, с авиакомпанией «ЮТэйр» у округа заключено аналогичное соглашение. Эта компания за пять месяцев перевезла 716 пассажиров по маршруту Нарьян-Мар – Архангельск и обратно и получила из бюджета 3 миллиона 580 тысяч. Выходит, вместе с «Нордавиа» по субсидированным тарифам они перевезли 5,5 тысячи человек. А всего на эти цели из бюджета уже заплачено 26 миллионов 780 тысяч рублей. Параллельно с окружной помощью, полеты в НАО субсидируются и из федерального бюджета.
Итак, многие вопросы остались открытыми. Участники совещания, к сожалению, так и не получили ответы, почему при таких объемных бюджетных компенсациях дешевых билетов на каждый рейс оказывается недостаточно, каким образом формируется тарифная сетка, ценовая политика авиакомпании... Ведь решение этих проблем могло бы помочь жителям Ненецкого округа чувствовать себя более комфортно. Нельзя же мириться с тем, чтобы в регионе, из которого «только самолетом можно улететь», монополизировавшие право на перевозку пассажиров компании решали свои финансовые проблемы за счет пассажиров НАО. Ни для кого сегодня не секрет, что слетать из Нарьян-Мара до Архангельска и обратно стоит столько же, как если бы мы решили отправиться из Москвы или Питера в бразильский Рио-де-Жанейро! До сих пор действует правило: будете платить столько, сколько нарисуем, на упряжке в Архангельск не поедете.
В завершение встречи заместитель главы региона Юрий Тельтевский поручил сотрудникам управления запросить тарифную сетку авиакомпании на период повышенного спроса авиабилетов, чтобы понимать, когда компания получает сверхприбыль и каким образом регулирует предоставление мест по лояльным тарифам. Также на основании анализа представленной информации и динамики перевозок будет принято решение об изменении условий субсидирования авиакомпаний.