МАРЕМЬЯНА РОМАНОВНА ГОЛУБКОВА
01.03.1893 – 08.09.1959
Печорская сказительница, член Союза писателей СССР
Родилась Маремьяна в маленькой деревушке Голубково Пустозерской Печорского уезда Архангельской губернии в семье батрака. Детство было безрадостным: отчим был недоволен чужими детьми, и пришлось матери отдать Маремьяну «в люди»: с восьми лет девочка нянчила чужих детей за небольшую плату, а между этим «летом и на пожню, и сёмгу плавать,...зимой к морю-сетки метать...».
В шестнадцать лет выдали насильно замуж за человека, которого в глаза не видела. Муж оказался жестоким и грубым, бил жену смертным боем. Уже в ту пору полюбились Маремьяне песни. Чувствовала она, что песней можно душу утешить. От тяжёлой работы да от обид уходила девушка к светлым родникам народной песни. А вскоре и сама начала складывать плачи. Через два года тяжёлой семейной жизни Маремьяна Романовна ушла от мужа-изверга, рыбачила, вязала сети, бралась за мужское дело - за путину. Там познакомилась со своим вторым мужем: Фома Голубков имел от первой жены пятнадцать детей и был старше Меремьяны на тридцать лет. В двадцать два года Маремьяна Романовна начала новую жизнь. Фома был работящий, жене слова худого не говорил. Маремьяна занималась большим хозяйством и детьми: в новом замужестве она родила 17 детей, а выжило лишь шестеро: 5 сыновей и дочка.
После смерти мужа, оправившись от горя и долгой болезни, училась в школе ликбеза: исполнила свою детскую мечту. В период коллективизации вступила в колхоз, не чуралась никакой работы, участвовала в общественной жизни деревни. И по-прежнему любила песни, чувствовала, что «...на каждую думу песня сама прибежит да ответит». Обладая незаурядной памятью, М.Голубкова знала множество песен, пословиц, поговорок, сказок, старинных частушек. Весь свой большой запас произведений устного народного творчества называла «песенной книгой».
В конце 30-х годов 20 века в редакции окружной газеты «Няръяна вындер» работал молодой поэт, журналист, фольклорист Николай Павлович Леонтьев, который записывал «печорскую старину». Записал от Маремьяны Романовны плач по её второму мужу, и понял, что перед ним человек большого таланта. Позднее Маремьяна Романовна переехала в Нарьян-Мар, и началось совместное творчество сказительницы и поэта. В газетах "Няръяна вындер", "Правда Севера", в альманахе "Север" появляются сказы Маремьяны Романовны. Среди них особо выделялись: "Я не жизнь жила - горе мыкала", "Сила храбрая, красноармейская", "Про выборы всенародные", "Среди тундры город вымахал" (о Нарьян-Маре). Жгучей ненавистью к фашистам преисполнены сказы "Проклятие Гитлеру", "Пусть падут слова материнские" и другие. Всего записано около 400 песен, причетов, частушек, загадок, поговорок, плачей.
Николай Леонтьев, уже проживая под Москвой, через Всесоюзный Дом народного творчества пригласил Маремьяну Романовну в столицу, чтобы на основе её творческого материала написать рассказы или повесть. Оеснью 1940 года М.Р.Голубкова приехала в Москву, а через три месяца была написана повесть «Два века в полвека». В основу повести легли события жизни писательницы, её рассказы, дополненные наблюдениями и записями Леонтьева.
Вторая совместная повесть Голубковой и Леонтьева - «Оленьи края». В основу легли подлинные события участия авторов в экспедиции по поиску нефти в Большеземельской тундре.
Трилогия «Мать Печора» завершается одноимённой повестью о мирном труде печорских рыбаков в послевоенное время. Голубкова использовала в трилогии огромное песенное и сказочное богатство нашего Севера. Вся книга расцвечена жемчужинами самобытной русской народной речи.
В 1946 году М.Р. Голубкова стала членом Союза писателей СССР.
В последние годы она жила в Москве в крохотной комнатушке на улице Горького, принимала участие в общественной жизни: выступала перед писателями, фольклористами, композиторами. Её песни исполнял хор имени Пятницкого, многие произведения записаны на грампластинки.
М.Р. Голубкова умерла 8 сентября 1959 года в Москве. Похоронена в Архангельске на Вологодском кладбище.
НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ЛЕОНТЬЕВ
17.02.1910 – 19.02.1984
Журналист, поэт, прозаик, собиратель фольклора, переводчик
Родился в крестьянской семье в селе Верхние Матигоры Холмогорского уезда Архангельской губернии. В Архангельске окончил школу 2-й ступени и 3 курса лесотехнического техникума. Начал печататься в архангельских газетах. По словам будущего писателя, он «бредил наяву» легендами, сказками, скоморошинами, что перенял от деда, который был великим мастером «плести небылицы». Поступил в МГУ, чтобы получить литературное образование, но учиться не пришлось из-за материальных трудностей. Работал в технических должностях в Архангельской области, Казахстане, Таджикистане, в том числе литсотрудником и в составе геологических изыскательских партий.
В 1936 г. едет с семьёй в Ненецкий национальный округ изучать северный фольклор. Разъездной корреспондент, затем заведующий отделом культуры и быта окружной газеты «Няръяна вындер». Путешествует по печорским деревням, слушает сказы и песни, ведет записи. Участвует в работе литературного кружка «Заполярье», созданного в редакции газеты в 1934 г.
В 1937 году в селе Голубково Николай Леонтьев встретил сказительницу Маремьяну Романовну Голубкову. В газетах «Нарьяна Вындер», «Правда Севера», в альманахе «Север» появляются сказы М. Голубковой сначала в записи, а потом и в литературной обработке Леонтьева. Впоследствии многие из них вошли в подготовленный Н. Леонтьевым и изданный в 1939 г. в Архангельске сборник «Печорский фольклор» и в более широкое издание печорских былин и песен, составленное Н. Леонтьевым и выпущенное Северо-Западным книжным издательством в серии «Русский Север» в 1979 г.
В 1938 г. Николай Павлович был приглашён на работу в Москву, в ТАСС, редактором Северо-Западного отдела, откуда в 1940-м перешёл на работу консультантом во Всесоюзный дом народного творчества.
С 1941 г. участвовал в Великой Отечественной войне, был тяжело ранен. Вернулся в Нарьян-Мар, в 1944 г. переехал в Архангельск. До 1946 г. работал в геологических экспедициях за полярным кругом.
В 1946 г. опубликована его поэма «Михайло Ломоносов». В соавторстве с М. Голубковой написаны три сказовые повести – «Два века в полвека» (1946), «Оленьи края» (1947) и «Мать Печора» (1950). Все его поэтические сборники — «У песенных родников», «Отогретая земля», «Матвей Перегуда», «Золотых слов мастер», вышедшие за годы жизни в Москве, отличаются богатством языка. Успешно занимался переводами. В последние годы жизни перевел роман ненецкого писателя В. Ледкова «Месяц малой темноты».
Н.П. Леонтьев умер в Калининграде Московской области.
Сколько удивительных ярких имен подарил нам двадцатый век, сколько судеб человеческих выплеснули на берега времени волны жизни нашей. У шведского поэта Бьенгта Похянена в легенде «Река времени» есть такая фраза: «Река времени вечна, она течет от своих истоков к Великому Океану человеческой памяти. Ее воды уносят в вечность наши глаза, голоса и лица. Исчезают страны и народы, а она продолжает течь в бесконечном пространстве, и никто не сможет повернуть вспять бурную и ласковую, жестокую и спасительную реку времени».
Мимо нас проносятся лики прошлого: в этой галерее есть и Иван Выучейский, и Александр Проурзин, и Аркадий Евсюгин, и Иван Тайбарей и Афанасий Лымин, и Анд-рей Хатанзейский… Художники и писатели, учителя и первые врачи, именитые оленеводы и строители нашего заполярного города, десятки, а может, и сотни людей, составлявших некогда лицо эпохи преобразований, эпохи социалистического строительства на Крайнем Севере.
Как бы ни менялось наше отношение к революционным преобразованиям, строчки из песни не выкинешь. Все это было в нашей истории: и первые революционеры, и репрессии, и ГУЛАГ. Все – от взлетов до падений – это наша с вами история, путь через тернии, который каждый человек, даже если он движется в составе Великой Армии, всегда проходит в одиночку, потому что это – путь к истине!
У известного философа Эммануила Канта есть такие слова: «Когда люди позволят тропе памяти зарасти бурьяном, они никогда не смогут отыскать правильного пути и погибнут от собственного невежества и высокомерия».
Каждому из нас очень важно понять, что именно память является для человечества тем исцеляющим эликсиром, благодаря которому мы остаемся людьми, а не приматами, скачущими по деревьям.
В истории нашего края было много имен, которые и сегодня произносятся с нескрываемым уважением, звучат не в контексте «веселого разгуляя», а в печальном шелесте Печорского плача. Одно из таких имен – имя Маремьяны Романовны Голубковой. Казалось бы, об этой незаурядной женщине уже сказано и написано так много, что нового в ее биографии вряд ли кому удастся найти.
Что видали мы... только хлеб один да с водицею
Ее судьба уже давно стала своеобразным символом эпохи. Двадцатый век подарил ей жизнь, полную страданий и лишений. Первого марта 2013 года ей исполнилось бы 120 лет.
Родилась Голубкова в деревне Голубковка, которой сейчас уже нет на карте округа. Маленькое поселение на десяток дворов располагалось в трех километрах от села Оксино, поэтому недавние торжества, приуроченные к дням памяти сказительницы, проходили именно здесь.
Вот как сама Маремьяна Романовна рассказывала об этом: «Жизнь моя в детстве и юности была горькой и безотрадной. До семи лет по миру ходила, а с семи лет до девятнадцати на чужих людей здоровье вкладывала. Семнадцати лет не исполнилось – отдали меня против воли в Пустозерск замуж. До самой свадьбы не видала жениха в глаза. Бил меня муж смертельно… Ушла от мужа. Жить было трудно. Вышла замуж за человека в летах. Родила семнадцать детей, но выжило лишь шестеро: Павел, Андрей, Клавдий, Степан, Николай и Евдокия».
Маремьяна Романовна всегда вспоминала с огромной печалью о тех детках, которые умерли при рождении или не дожили до году. Из-за прежних жизненных тягот подорвалось здоровье, поэтому сохранить своих «детушек», которые родились слабыми, ей не удалось.
Всю свою душевную боль, всю нерастраченную любовь и тоску по лучшей доле сказительница вкладывала в песни-плачи.
Песнями всю жизнь я себя утешала
«Пою и как будто забываюсь: старые печорские песни вспоминаю, сама, что на ум ляжет, пою. Что по душе придется, запоминаю! Так вот свои сказы и в памяти сохранила».
В 1936 году в нашей газете «Няръяна вындер» были напечатаны первые строки произведения Маремьяны Романовны. Записал их на слух корреспондент «НВ» Сергей Барэнц. Сейчас трудно сказать, было ли это настоящее имя журналиста, или его творческий псевдоним. Но именно этот человек впервые записал от руки и опубликовал сказ Маремьяны Голубковой.
Сама сказительница в это время еще «едва преодолевала азы ликбеза». В предисловии к тексту сказания написано: «Трудящимся Ненецкого национального округа хорошо известна талантливая сказительница Нижнепечорья Маремьяна Романовна Голубкова. Сейчас наша славная землячка живет в Сольвычегодске, где проходит курс лечения на местном курорте. В середине августа, как сообщили нам в отделе народного творчества комитета по делам искусств при Архоблисполкоме, Маремьяна Романовна вероятнее всего выедет в Москву, где побывает на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке».
А после обращения к землякам в газете напечатан сказ Голубковой, который начинался словами:
– Широка ты, дороженька колхозная,
Дружна работушка народная.
Дружно все живут, любо-весело,
Все колхозы растут
больше-набольше.
Все работы идут верно-наверно!
…
Кто артистом,
а кто учителем –
В академии да советскоей
Никому пути не заказаны,
Никому пути не отказаны.
По колхозной прямой
да по правильной,
Теперь нашим глазам
все открылося,
Что построено,
что поставлено –
Школы светлые, дома отдыха,
Для здоровья курортно
леченьице,
Театр, кино для весельица
И столовые для питаньица...
А по синему морю корабли идут
В Мать-Печорушку
да ко пристани,
К Нарьян-Мару
большому городу –
Нарьян-Мар по Печорушке
славится,
Красным городом величается.
Корабли к нам идут
со продуктами,
С разноцветными со товарами...
Да расскажут нам гости мудрые
Про счастье свое про колхозное.
Это счастье по душе для нас,
По душе для нас по сердечушку...
С этой поэмой о счастье Маремьяна Романовна как раз и поехала в Москву, выступала там, вызывая у слушателей, большинство из которых были как и она сама, выходцами из народа, неподдельный восторг и овации. «Матушка» – так во время концерта обращались к ней благодарные слушатели, а ей в то время едва исполнилось сорок три года.
Я пела сказ, а он слышал меня сердцем
В 1937 году в деревню Голубковку, где жила с семьей Маремьяна Романовна, приехал молодой журналист, поэт и фольклорист Николай Павлович Леонтьев. Он поинтересовался, нет ли в деревне сказительниц и песенниц. Крестьяне ему сказали: «Одна у нас песенна книга-то. Это рыбачка-колхозница Маремьяна Романовна. Поди к ней».
Так состоялась встреча Леонть-ева с Голубковой, встреча, которая сыграла особо счастливую роль в судьбе и сказительницы, и писателя.
«Когда я записывал от нее причитания по ее второму мужу, – пишет Леонтьев, – я был потрясен. Это было настоящее произведение, рассказанное взволнованным языком поэта… Я понял, что передо мною человек большого таланта и огромной душевной силы».
Знакомство Голубковой и Леонтьева вскоре переросло в творческое содружество, правда, еще далекое от соавторства. После первых сказов, напечатанных в газете «Няръяна вындер», появляются ее произведения в «Правде Севера», в альманахе «Север» – сначала в записи, а потом и в литературной обработке Николая Леонтьева.
Среди них особо выделялись произведения: «Я не жизнь жила – горе мыкала», «Сила храбрая, красноармейская», «Про выборы всенародные», «Среди тундры город вымахал» (о Нарьян-Маре).
Жгучей ненавистью к фашис-там преисполнены сказы «Проклятие Гитлеру», «Пусть падут слова материнские».
Всего от Голубковой было записано около 400 песен, причетов, сказов и плачей. Маремьяна Романовна считается признанным мастером именно плачей – особого литературного жанра, в котором находила выражение ее удивительная способность к импровизации.
Будучи уже известной сказательницей, Маремьяна Романовна добросовестно трудилась в колхозе, активно участвовала в общественной жизни сел Голубковка и Оксино. В годы войны она даже вступила в коммунистическую партию. Приняли ее в КПСС с распростертыми объятиями: еще бы, она в те годы давно уже стала символом освобожденной женщины России.
В 1942-м Николай Леонтьев ушел на фронт, воевал, вернулся по ранению. Вновь нашел Голубкову, и их совместная работа была продолжена.
Талантливая сказительница и профессиональный литератор трудились настолько органично, что нередко было трудно определить, где текст Голубковой, а где он переплетается с художественным словом писателя и поэта Леонтьева.
В 1946 году соавторы публикуют первую повесть «Два века в полвека», после ее издания Маремьяну Голубкову принимают в Союз писателей СССР. Уже позднее появятся повести «Оленьи края» (1947) и трилогия «Мать-Печора» (1950).
Каждое из этих произведений не просто автобиографично, потому что пропущено через сердце и душу сказительницы, но и на сто процентов близко каждому жителю Припечорья, кто любил до боли сердечной наши «оленьи края».
В конце сороковых по всему СССР был пущен клич на создание народного эпоса, прославляющего нашу страну, Москву, партию. Со всей страны в Москву собирают знатоков и авторов сказов, поэтов из народа. Сюда приезжают восточные поэты Джамбул и Ахмади. В списке будущих авторов «гимна стране» есть и Маремьяна Голубкова. Тогда ей удалось составить 11 юбилейных величальных сказов. Вместе с нею уже в своем жанре и стиле работали и другие женщины и мужчины разных национальностей.
Жить бы мне теперь да жизни радоваться!
В середине пятидесятых Маремьяна Романовна оседает в Москве. Надеется, что ненадолго. Здоровье пошаливает, дает знать о себе прежняя тяжелая жизнь. Она, будучи членом Союза писателей, поселяется в Доме отдыха литераторов (Дом Литфонда СССР) вместе с тремя такими же немолодыми женщинами. На старой фотографии они запечатлены вместе. Позднее Голубковой даже выделяют отдельную комнатку в Москве. В 58-м – за год до смерти – она в последний раз приезжает на родину. Долго ходит по берегам Печоры, посещает могилы родных, бродит по улочкам Голубковки и Оксино, с которыми связана вся ее жизнь, прощальным взглядом окидывает стаи гусей, улетающих с милого Севера в сторону южную.
Кажется, она чувствует, что это ее последнее свидание с родной сторонушкой. В Москве ее здоровье резко ухудшается, у нее обнаруживают рак, оперировать который уже нет смысла. Голубкова понимает это и завещает себя кремировать и похоронить в Архангельске: здесь живет ее дочь Евдокия.
Маремьяны Романовны не стало 8 сентября 1959 года. Ее прах похоронили, следуя завещанию, на Вологодском погосте Архангельска. Рядом с нею сейчас покоятся профессор-биолог Иван Перфильев, изучавший 20 лет природу островов Ледовитого океана, президент Новой Земли Тыко Вылка, и позднее был похоронен ненецкий поэт Василий Ледков.
Март 2013 года в НАО проходит под знаком Маремьяны Романовны Голубковой. Дни памяти известной самобытной сказительницы, воспевшей наш северный край, свою большую Родину и эпоху, в которой ей суждено было жить, начались в начале марта в селе Оксино, а завершатся в Нарьян-Маре 24 марта в КДЦ «Арктика». Здесь в 14 часов откроются «Маремьянины встречи» и будет показан спектакль Тельвисочной театральной студии «Слово–силушка большая».
В Архангельске возле могилы сказительницы в день ее рождения состоялся небольшой митинг с возложением цветов.
И воспоминания людей, знавших Маремьяну Романовну, и добрые слова ее внуков-правнуков, ныне живущих в Нарьян-Маре, чтение ее сказов – все это посвящается светлой памяти нашей землячки, описавшей свою жизнь так: «Я не жизнь жила – горе мыкала, а потом подняла гордо голову, зажила жизнью новой, советскою! Что ни день, то радость великая! Новой жизнью такой жить бы жить весь век... Целый век проживешь – не нарадуешься!».
Фото из семейного архива Евгении Степановны Корсаковой, внучки М.Р. Голубковой
Жива душа Маремьяны
Выпуск № 28 (19940) от 19 марта 2013 г.
Первого марта на Вологодском кладбище в Архангельске состоялось возложение цветов и венков к могиле знаменитой печорской сказительницы Маремьяны Голубковой в честь 120-летия со дня ее рождения. Организатором выступило ненецкое землячество «Тосавэй» под руководством Ивана Ивкина.
В морозный день у пантеона знаменитых жителей Ненецкого округа, сразу за афганским мемориалом, где похоронены Илья Константинович (Тыко) Вылка, Василий Николаевич Ледков и Маремьяна Романовна Голубкова, собрались члены ненецкого землячества и архангельская интеллигенция – поэты, библиотекари, студенты, представители власти. Управление культуры Заполярного района НАО прислало корзину с цветами, которая была возложена к могиле Маремьяны Голубковой.
– Человек живет, пока его помнят потомки, – говорила руководитель Архангельской организации Союза писателей России Елена Кузьмина. – Все наши северные сказительницы заслуживают долгой памяти, и Маремьяна Романовна в том числе.
– С произведениями Маремьяны Романовны я знакомился одновременно с печорскими сказами и былинами, то есть с истоками ее творчества. Нижнепечорская земля, ее родина, является кладезем для фольклористов, именно там сохранялось былинное, исконно русское слово, – отметил представитель Министерства культуры Архангельской области Андрей Барзенин.
Среди пришедших почтить память сказительницы был и Александр Владимирович Голубков. «Мой прадед Фома вторым браком был женат на Маремьяне Романовне. У него от первой жены было пятнадцать детей, а от Маремьяны – семнадцать… семеро ушли на фронт, пятеро – погибли. Моя веточка идет от первой жены, кровного родства с Маремьяной нет. Но мои родители, мой дед знали ее и общались с ней. Прадед Фома умер в 1934 году, и Маремьяна Романовна десятерых одна поднимала. А годы были сложные – коллективизация, война».
В войну Маремьяна Романовна жила в Нарьян-Маре. Рассказывают, хор Пятницкого нередко исполнял на ее слова песню о том, «как скала стоит против ветра страшного, германского» наша страна.
А две ее «скалы» – сыновья Андрей и Павел, остались на войне, одна за другой пришли похоронки в 42-м году… И горечь этих утрат сквозила во всех ее плачах. Этот жанр, который ее прославил как талантливого импровизатора, был вскормлен всей ее жизнью, нелегкой долей простой женщины и многодетной матери. «В нерадостный день заверну я слезу в слово печальное…» Этим она жила. Все богатство ее души перетекало в устное поэтическое слово.
– В Нижнепечорье Маремьяну Романовну помнят и чтут, – рассказал собравшимся член совета землячества «Тосавэй» Юрий Романов. – В Заполярном районе в прошлом году состоялся конкурс молодежных проектов, и одним из победителей стал проект молодежи села Оксино «Маремьянина вотчина». К увековечиванию памяти знаменитой землячки подключилась и администрация МО «Пустозерский сельский совет» во главе с Людмилой Вокуевой. Там, в Оксино, надо создать дом-музей Маремьяны Голубковой. Память о таких людях должна сохраняться для потомков.
Об этом же говорил журналист и писатель Виктор Толкачев: «В Архангельской библиотеке имени Добролюбова открывается мемориальный кабинет Фёдора Абрамова, где будет жить слово его и душа. Так почему бы и нам не подумать о создании дома-музея сказительницы Маремьяны Голубковой в Оксино, в ее родных местах, чтобы сохранить память и наследие для потомков?»
Этот вопрос я переадресовала начальнику Управления культуры, молодежной политики и спорта администрации Заполярного района Елене Вергуновой.
– У нас очень много задумок, связанных с именем Маремьяны Романовны Голубковой, – отмечает Елена Ивановна. – В эту работу активно включились молодежь Оксина, землячество деревни Голубковки. Денежные средства, выигранные по конкурсу, ушли на организацию съезжего праздника. А 1 марта в Оксино состоялся литературно-музыкальный праздник «Маремьянин дом», и Людмила Вокуева объявила конкурс на лучший эскиз знака, посвященного нашей сказительнице.
По словам Елены Вергуновой, есть идея создать пешую «Маремьянину тропу», ведущую из Голубковки в Оксино, где установить скамейки, есть задумка провести просветительское мероприятие «Маремьянин теплоход», это будет концерт-рассказ.
А вот по поводу музея все сложно. Как выяснилось, дома Маремьяны Романовны в Голубковке не сохранилось, осталась только часть сруба. Там есть дом ее родственников, где готовы принимать туристов. Но поскольку в Оксино скоро начнет строиться библиотечно-музейное здание, то есть идея назвать его «Маремьянин дом» и в нем разместить мемориальную комнату знаменитой землячки.