Вы здесь

Петербургские ученые выяснили, почему среди оленеводов много сильных шахматистов

5 декабря 2014 - 13:39
Нарьян-Мар, 5 декабря.

Этнографы петербургской Кунсткамеры (Музей антропологии и этнографии) выяснили причины широкой популярности шахмат и мастерства игроков среди оленеводов Сибири – Алтая, Эвенкии, Чукотки, Таймыра.

«Популярность игры объясняется ее слиянием со старинными культами и профессиональной деятельностью оленеводов. Шахматы пришли в Сибирь двумя путями – с их родины Индии, через Монголию, и с русскими путешественниками, и стали повсеместным увлечением среди народов Сибири, занимающихся отгонным скотоводством», – рассказал ТАСС заведующий отделом этнографии Сибири Кунсткамеры Владимир Давыдов.

По его словам, во время исследования распространенности шахмат среди северобайкальских эвенков он обнаружил, что в шахматы играют все без исключения оленеводы, которых он встречал. Паузы в работе между перекочевками оленьих стад располагают к шахматной игре, пояснил исследователь.

Она обычно начинается после обеда и чая. «Кроме шахмат, в ходу нарды, шашки, игральные карты, но в шахматы – а на местном наречии название игры звучит как “шатра” – играют обязательно и на очень хорошем уровне. Нередки случаи, когда оленеводы обыгрывали шахматистов, имеющих разряды. Я и сам неоднократно проигрывал моим собеседникам из числа оленеводов», – рассказал исследователь.

Владимир Давыдов уточнил, что полевые исследования выявили отождествление оленеводами баталий на шахматной доске не с военными сражениями, как у жителей городов, а с «ежедневной работой оленеводов, где важно уловить мельчайшие детали погоды, предугадать, куда пойдут олени, откуда могут появиться хищники и где лучше расставить на них капканы». Отдыхая, оленеводы продолжают за шахматной доской оттачивать профессиональные навыки.

В ходе исследований ученые сделали вывод, что связь между шахматными фигурами и традиционными фигурками из хлебного мякиша, толокна, теста, глины и сыра, которые традиционно использовались жителями южной и северной Сибири для обращения к божествам по праздникам или в случае болезни, а также для удачи на охоте, не случайна.

«Набор ритуальных и шахматных фигур один и тот же – мужчина (король), женщина (королева), кони (конь), коновязь (ладья). Они олицетворяют домохозяйство, – говорит Владимир Давыдов. – Связь между ними идет через образ жизни оленеводов: и домашний быт, и игру они связывают с природным ландшафтом и происходящими на нем событиями – погодными сложностями, борьбой с хищниками, стремлением оградить дом и стадо оленей от неприятностей».

Помимо мировоззренческих и религиозных причин, феномен повсеместной популярности шахмат среди оленеводов ученые объясняют также и советской традицией образования, когда шахматные кружки были доступны каждому ребенку.

«Два пути проникновения шахмат в Сибирь, их отождествление с профессиональными буднями и связь с культовыми фигурками вкупе с сильной советской шахматной школой объясняют как чрезвычайную популярность шахмат среди оленеводов, так и их мастерство», – заключил Владимир Давыдов.

Исследования на Алтае, на севере и юге Сибири проводились на протяжении семи последних лет, в том числе при грантовой поддержке Российского научного фонда. Итоги полевых работ и выводы ученые представили сегодня в форме лекции «Ход конем: неклассическая история шахмат» в здании петербургского отделения Русского географического общества.