Итоговое сочинение по литературе писали на прошлой неделе ученики 11-х классов российских школ. НАО был не исключением – экзамен сдавали 223 выпускника из нашего региона.
С 2014 года итоговое сочинение стало обязательной процедурой для всех выпускников школ. Правда, для школьников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено изложение. Результаты итоговых выпускных сочинений должны учитываться при поступлении в вузы наряду с ЕГЭ, а само сочинение становится допуском к основному единому государственному испытанию.
Сочинение одиннадцатиклассники писали в своих школах. Организаторами было заранее озвучено пять тематических направлений – время, дом, любовь, путь и Год литературы. При этом конкретно сформулированные темы стали известны только за 15 минут до начала испытания:
1. Когда хочется остановить мгновение?
2. Что дом может рассказать о своем хозяине?
3. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
4. Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
5. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
– В рамках заявленной темы выпускники должны были сформулировать свою позицию и аргументировать ее на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору. Количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал, – рассказали «НВ» в департаменте образования, культуры и спорта.
Рекомендуемый объем сочинения – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачет».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание из какого-либо источника. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу также выставляется «незачет».
Сразу после экзамена нам удалось побеседовать с ученицей 11-го класса школы № 5 Анной Артеевой.
Вот что она рассказала:
– Я выбрала последнюю тему, она мне показалась наиболее понятной. Честно говоря, я готовилась к темам по пути, по времени и по дому. Но когда увидела темы, решила писать по Году литературы, это мне показалось проще и интереснее. Можно было взять любое произведение, тема достаточно широкая, необходимо было правильно поставить проблему и ответить на вопрос: чтение – это труд или отдых? Я ответила, что это труд, потому что любое произведение должно быть осмыслено и проанализировано человеком, чтобы оно принесло пользу читающему.
Трудно ли было писать? Мне не очень. Мы шли на экзамен уверенными, поскольку были хорошо подготовлены, ведь на протяжении пяти недель мы писали сочинения, и, как говорится, рука была набита.
Экзамен длился 3 часа 55 минут. Работы оценивают школьные учителя по системе «зачет» или «незачет». Основными критериями оценки являются: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Результаты сочинения станут известны в течение двух недель.
Все, кто успешно справится с сочинением, будут допущены к ЕГЭ. Даты пересдачи для тех, кому это будет необходимо, также известны: первая среда февраля и первая среда мая.