Вы здесь

«Лёд» и пламя

Олег Трофим – первый режиссер из округа, чей фильм «Лёд» вышел во всероссийский прокат на днях. Творческий путь уроженца из Ненецкого автономного округа проследил корреспондент «НВ».

Фамилия Трофим в округе известная, прославленная. Дело отца семейства, барда Бориса Трофима, продолжил старший сын Рустам. Он фронтмен группы Downcast, окончил РГУ нефти и газа имени Губкина по специальности инженер-энергетик. Средний сын Арсений – известный пианист и композитор. А вот младший Олег выбрал иной путь. Но тоже связанный с музыкой.
– Я думал поступить на актера, но мама посоветовала попробовать режиссуру, – рассказывает наш собеседник. – Она удивительно точно помогла мне и братьям определить свои судьбы, за что я ей благодарен.
В институт молодой человек поступал, будучи не до конца уверенным, хочет ли там учиться. На втором курсе даже хотел все бросить и уйти, как братья, в музыку. Но совет мамы не торопиться, и привитая с детства привычка преодолевать трудности, сделали свое дело. Студент втянулся в учебу и теперь счастлив, что остался в профессии.
– Музыкальная школа в нашей семье была приравнена к общеобразовательной. Считаю, что нужно отправлять детей на всевозможные кружки, на любые дополнительные занятия. Если у ребенка не лежит душа к определенному делу, то мучить его не надо. Найденные таланты детей, наоборот, стоит развивать, – делится секретами Махпрат Мухиддинова мама Олега.

С юга на север
Уроженка Южной Киргизии в свое время променяла, как она сама выражается, крайний юг на крайний север. Работа в геологоразведочной экспедиции в Ненецком округе принесла ей не только радикальную смену климата, испытания суровыми условиями, но и любовь всей жизни, семью.
– Приехала в округ в 1977 году, Борис – двумя годами позже, – вспоминает Махпрат. – Нас познакомила моя подруга. Мы подружились. Потом Борю забрали в армию. Он вернулся в 1982-м, а год спустя мы поженились. Фамилию его я тогда не взяла. Подумали, что Махпрат Трофим будет звучать как-то странно.
…Пока мы разговариваем, по телевизору начинается реклама фильма «Лёд». Ради этих коротких роликов, которые Махпрат уже видела не один десяток раз, она смотрит федеральный новостной канал.
Генеральный продюсер проекта – Фёдор Бондарчук. С идеей снять фильм он обратился к Олегу Трофиму, когда тот уже сделал себе имя на клипах для Тимати, L’One, группы «Каста». С Бондарчуком нашего героя познакомил друг – оператор Михаил Милашин, тем самым проложив ему путь в большое кино.
Однако признание пришло не сразу.
– В НАО я прожил до 16 лет, – рассказывает краткую биографию наш герой. – Потом поступил в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения на режиссера. Поскольку с детства я много занимался музыкой, то выбрал своим профилем музыкальные видео. После университета с друзьями переехал в Москву. Там продолжил работу над клипами и рекламой.
В 2013 году Олег устроился режиссером в компанию Hype Production, специализирующуюся на съемках рекламы и музыкальных видео. Тут он и смог проявить себя. Опытные кинематографисты из команды Бондарчука решили, что будет здорово, если молодой режиссер и хороший клипмейкер снимет картину по сценарию Андрея Золотарёва и Олега Маловичко. Ведь в фильме «Лёд» изначально подразумевались музыкальные вставки, клипы. Очевидно, чтобы вся кинолента смотрелась органично, доверить ее производство надо одному человеку.
– Любовь к музыке помогает немного по-другому воспринимать звук и картинку, – говорит режиссер. – Моим коллегам и друзьям, наверное, виднее. Они говорят, что у меня есть особенный, специфический стиль, связанный с ритмом, монтажом и тем, как звуковое полотно взаимодействует с визуальной частью.
С вопросом, как воспитать талант, обращаемся к маме Олега. Почти все время, пока мы разговариваем, она рассказывает о сыновьях как об одном целом. Но у каждого – свои особенности.
– Ребята дополняют друг друга, их объединяет семейный дух, – говорит Махпрат. – Олег – обаятельный, спокойный. Еще будучи ребенком, тонко чувствовал и глубоко сопереживал. Во время взросления проявились упрямство, ершистость и одновременно нежность, ласковость. При этом он подвижный как ртуть. На секунду отвернешься, его уже нет, он бог знает где.
Эта мгновенная реакция оказалась очень полезной в работе. Сейчас, просматривая старые семейные видеозаписи, материнский взгляд подчеркивает до этого не бросавшиеся в глаза качества сына. Артистичность – на камеру он всегда что-то изображал. Музыкальность – рано начал петь, играть на гитаре. Четкость сознания – всегда знал, что ему нужно сделать. Творческий потенциал в нем просто бурлил.
– В детстве у нас ничего особо не было, мы часто развлекали себя сами, – вспоминает Олег Трофим. – Были кружки, музыкальная школа. Но глобальных вещей, которые мы видели по телевизору, не было. Поэтому появилась большая миссия – выбраться на Большую землю. Сделать, добиться, научиться. Родной город воспитал во мне стремление двигаться вперед.

Работа – любимое дело
Но вернемся к кинематографу. Работа над фильмом – процесс долгий. Съемочная группа хотела создать живую историю, о простых людях, вспоминает Олег. Поэтому местом действия выбрали Иркутск.
– Тема провинции, маленького города, простых людей и контраста со столицей мне очень близки и знакомы, – говорит он. – Я точно также жил в Нарьян-Маре – маленьком красивом удивительном месте и потом уехал жить в большой город. Эта линия в сюжете мне приятна и ясна. Я знал, как с этим быть и как об этом рассказать. Поэтому мы нашли такие красивые локации – город Иркутск и озеро Байкал. Нашли новую холодную Москву с кучей соблазнов, линий, которые уводят нашу героиню с изначального пути.
Как признается Олег, на профессию режиссера сейчас огромный спрос, современная киноиндустрия очень молода, подвижна. В ней требуются специалисты, люди с определенным подходом, с идеей, с энергией.
– Счастлив, что работа – это мое любимое дело, – признается режиссер. – Нет ощущения что ты ходишь как на каторгу, мучаешься… Нет! Делаешь проекты классные, придумываешь, импровизируешь. Это все очень увлекательно. Бывают технические сложности, где их нет. Но это не сложно, это – круто!
Что касается работы, то Рустам, Арсений и Олег ее не боятся. В детстве отец часто был в разъездах, мама трудилась на двух работах. Ребята без проблем брали на себя домашние заботы.
– Детей мы приучали к порядку, труду, – делится мама троих сыновей. – Они по очереди мыли посуду, убирали в квартире и подъезде, носили воду, готовили. Обязанности делили поровну. Всегда повторяла ребятам – чем больше вы умеете, тем легче вам будет в жизни. Ленивому человеку тяжело чем-либо заниматься, заставлять себя делать даже самые необходимые вещи. Трудолюбие, работоспособность – это основополагающие качества, которые надо развивать в ребенке.
Сейчас все сыновья живут и работают в Москве. Недавно мама режиссера сама побывала в Первопрестольной на премьерном показе фильма «Лёд», пообщалась с актерами, друзьями сына.
– Там было много известных людей, – отмечает Махпрат. – Как рассказал Олег, они подходили, искренне восхищались его работой. Мне, как матери – это, конечно, приятно. Надеюсь, российскому зрителю понравится этот фильм. Ведь это здорово, когда кино приносит радость людям. Могу сказать точно, как человек видевший все работы сына: в этом фильме – он, его стиль, дух и энергия. Его творческая особенность – чувство красоты. При этом в его работах есть глубина, а значит, смысл.
Что касается Олега, то он признается: один раз втянувшись в кинематограф, от него уже сложно отказаться.
– Сейчас я работаю над другим фильмом, – говорит Олег Трофим. – Но не собираюсь забывать про музыкальные видео – это моя страсть, моя любовь. Думаю, никогда не отпущу этот жанр. Однако кино для меня теперь, конечно, стало самым главным. Раньше понимал, что это интересно и круто, но чувствовал, что не готов, держал себя на дистанции. Сейчас, завершив этот проект, я понял, что кино – самый настоящий наркотик. Привыкаешь с первого дня и на всю жизнь.