Прошло 55 лет со времени нашего выпуска из Нярьян-Марского педагогического училища, ныне социально-гуманитарного колледжа. В связи с этой датой хотелось бы поделиться воспоминаниями о дорогих учителях и однокурсниках.
Человек в Космосе!
Вот строгая, внешне суровая, слегка прихрамывающая, в строгом костюме светло-серого цвета Александра Николаевна Петракова – директор. Твёрдость и требовательность её и всех наших учителей, установленные порядки, как в урочное, так и во внеурочное время мы принимали с пониманием и уважением. Говоря об Александре Николаевне, не могу не вспомнить, как один яркий эпизод разрушил укоренившийся стереотип о её суровости. Большая перемена, 12 апреля 1961 года. Преподавателей и учащихся собирают в актовом зале. Входит Александра Николаевна, но не такая, как мы её привыкли видеть, а взволнованная, с сияющими глазами и светящимся лицом.
С какой-то особой торжественностью и радостью она сообщает: «Человек в Космосе! Наш! Советский! Гагарин Юрий Алексеевич!»
Восторг, ликование, гордость за страну – мы первые в космосе!!! Может кому-то не понравится, но выскажу своё мнение. Как умели мы тогда искренне радоваться! Каждый, радуясь, ощущал себя частицей большой страны, большого дружного народа! Как жаль, что эта общность теперь не ощущается, все теперь поодиночке, каждый за себя – эгоизм и эгоцентризм нарастают. Неужели навсегда?
Голова дана, чтобы думать
А вот сменивший Александру Николаевну на посту директора – Матвеев Александр Васильевич, роста выше среднего, худощавый, от ранения на фронте одно плечо несколько ниже другого. Ходит медленно, говорит тихим голосом, глаза добрые, излучают тепло. Преподаёт у нас на курсе тригонометрию и историю КПСС.
На истории партии всё у него выверено, ни одного лишнего слова, только суть. То же и на тригонометрии, но от функций, формул, уравнений в головах сумбур, общее напряжение. Однако умело вплетённые в общую нить урока математические ребусы, загадки, пословицы, оживляли его занятия, настраивали на работу. Улыбаясь, он любил повторять: «Голова человеку дана, чтобы думать. Так вот и думайте».
Запомнилось, как в сентябре 1962 года он попросил меня зайти к нему в кабинет и предложил поехать поработать в Каменку до конца первой четверти – заменить учительницу, вышедшую в декретный отпуск. Отметил, что это будет началом моей трудовой деятельности, мне откроют трудовую книжку, последующая учёба в училище войдёт в трудовой стаж, и, как знать, может этот период станет таким нужным и важным при выходе на пенсию.
Навряд ли последний аргумент был определяющим в моём решении принять такое предложение. Кто в восемнадцать думает о пенсии? Воспитаны мы были так, что сначала думали о Родине, а потом о себе. И это не высокие слова! На следующий же день я уехал в Каменку.
Студент – учитель
Сделаю небольшое отступление. С грустью, но только по-доброму вспоминаю, как приходилось жить и работать учителям в те далёкие годы. Жилья не хватало, да и не было. Подселяли в семьи, где и сами хозяева жили в тесноте, семьи у всех были большие.
В Каменке я поселился в семье моих дальних родственников, у которых было десять детей. Из них пятеро жили с ними, а остальные учились уже не в Каменке. Кухня-прихожая и небольшая комната (горница), в которой по бокам были поставлены две кровати. На одной спали хозяева, а на другой я с двумя их ребятишками, трое спали на полу. Кровать на кухне была занята старенькой бабушкой. И в этой тесноте царила атмосфера доброты и тепла.
Постоянные житейские лишения не только не озлобляли, а сближали всех, делали их непритязательными. Обстоятельства сложились так, что мне пришлось остаться в Каменке после первой учебной четверти и проработать всё первое полугодие. В январе я сдал экстерном экзамены и зачёты.
После Каменки мне довелось работать в Виске, Оксино, Оме и жить в условиях, мало отличающихся, но в той же атмосфере заботы и тепла. А в Каратайке три года с семьёй прожить в колхозной гостинице…
Это были Учителя!!!
Но разговор здесь не обо мне, а о педучилище, учителях тех лет, наиболее ярких событиях, об однокурсниках…
О преподавателях много воспоминаний выпускников опуб-ликовано в книге Т. А. Дуркиной «Нам новые вершины открывать». Поэтому упомяну только некоторых.
Любимый всеми за уроки красоты, добра, человечности учитель рисования, талантливый художник Семён Иванович Коткин. К октябрьским и майским праздникам город расцвечивали десятки транспарантов на фасадах домов с призывами и лозунгами.
Под руководством Семёна Ивановича, а нередко и с его участием мы, несколько мальчишек с разных курсов, принимали самое активное участие в подготовке транспарантов с призывами. Они ежегодно обновлялись. Вот несколько из них: «Слава человеку труда!», «Народы всех стран, решительно боритесь за всеобщее и полное разоружение!», «Да здравствует дружба и сотрудничество народов Англии, Соединённых Штатов Америки, Франции и Советского Союза в интересах торжества Мира во всём мире!»
Римма Александровна Коткина, жена Семёна Ивановича, преподавала общее землеведение, географию. Всегда одетая по моде, элегантная, высочайшего класса преподаватель, требовательная, увлечённая своим предметом, неутомимая труженица. Порядок в кабинете, порядок в хранении наглядных пособий, географических карт. Увлечённость её своим предметом во многом определила мой дальнейший выбор: я закончил географический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Владимир Степанович Муравьёв вёл у нас педагогику и психологию. Жил в комнате, где сейчас кабинет директора. Приходил на уроки чаще в кителе и галифе цвета хаки, на ногах – хромовые сапоги. Короткая стрижка, седина. На его уроках мы вели конспекты. Говорил медленно, объясняя, выделял главное и просил записывать. Нам было забавно, что оценивая наши ответы по пятибалльной системе, он говорил: «Хорошо, я вам очень плохо поставлю» или «Хорошо, я вам хорошо поставлю»…
Владимир Васильевич Коканов преподавал физику. В элегантном, всегда безупречно от-утюженном костюме и рубашке. Талантливый и влюблённый в свой предмет, он за год-два создал замечательный кабинет физики. Помню, как с ним готовились к полному солнечному за-тмению 15 февраля 1961 года, читали об этом явлении, вместе коптили кусочки стёкол, через которые с крыльца педучилища со стороны ул. Выучейского и наблюдали за ним. Стояла ясная погода, дневные часы. Тень Луны медленно стала наползать на Солнце, пока полностью не закрыла его. Стало темно как в сумерки, показалась солнечная корона, завыли собаки… А после обсуждали увиденное. Неполные солнечные затмения можно было наблюдать на нашей территории 1 августа 2008 года, 20 марта 2015 года. Но то, что нам посчастливилось увидеть в феврале 1961 года, было настолько впечатляющим, что кажется – это день сегодняшний или вчерашний. Через много лет мы встречались с Владимиром Васильевичем в Архангельске, где он работал заведующим гороно, а я – заведующим окроно. С большой теплотой и какой-то грустью он вспоминал училище, коллег, помнил многих выпускников.
Такие дорогие имена
Ананий Иванович Безумов пришёл в училище, когда мы учились на последнем курсе. Уроки он у нас не вёл, но запомнился тем, что часто заглядывал к нам в комнату общежития на первом этаже училища, что за брандбауэрной стенкой. В ней с 1961 года жили со всех курсов сельские мальчишки, человек 15. Теснота, поставить табуретку было негде, поддерживать порядок не всегда удавалось.
И если в такие моменты появлялся Ананий Иванович, то с возмущением замечал: «Живёте как бурсаки! Быстро за уборку! Проверю через полчаса».
Ко второму его приходу наводился порядок не хуже, чем в солдатской казарме.
Инна Михайловна Бессонова вела у нас литературу и коми язык. Ею был организован танцевальный коллектив. Выступали не только в училище, но и в клубе геологов в Качгорте, в клубе морского порта. Сценических костюмов не было, танцевали в том, в чём ходили. Когда организовывался ненецкий танцевальный коллектив, Инна Михайловна порекомендовала четверых ребят с нашего курса зачислить в его состав. В первой постановке «Добрый великан» под руководством танцмейстера из института им. Герцена Т. Петровой-Бытовой на сцене клуба «Моряк», наряду с ребятами из школы-интерната и работающими, были Канев Иван, Мальков Владимир, Мартюшевский Александр и я.
Попова Тамара Дмитриевна проработала у нас классным руководителем несколько месяцев и перешла работать в музыкальную школу. Строгая, но справедливая, она следила за учёбой и дисциплиной. На классных часах от неё доставалось неуспевающим, нарушающим дисциплину. Её заменила Хабарова Антонина Прокопьевна. Стиль отношений Антонины Прокопьевны отличался излишней мягкостью, пониженной требовательностью. Но она покоряла добротой, душевностью, вниманием. При ней два раза в год мы собирались, чтобы отмечать дни рождения. Девчата у неё дома пекли пироги ягодные, рыбные, шанежки, накрывали стол. За столом каждому имениннику вручался недорогой подарочек. Пели, веселились.
Все учили, увлекали
Утопающий в зелени кабинет Наталии Касьяновны Ивановой. Зимняя сказка! Немолодая, слегка сутулящаяся, с лёгким прищуром умных глаз, немногословная – образец корректности и тактичности. Вела она ботанику, зоологию, основы дарвинизма, анатомию, школьную гигиену. С ней ходили на весеннюю и осеннюю экскурсии в окрестности города для ознакомления с разнообразием флоры и фауны. Многие из названий растений помню с тех пор. Делали посадки картофеля на огороде, который был на месте дома милиции, что напротив училища на улице Выучейского. Выкапывали в сентябре, обеспечивая училищную столовую своим картофелем.
Марьяндышева Ида Михайловна – завуч и преподаватель детской литературы, обаятельная, всегда спокойная, со сдержанной улыбкой и от этого как-то по-особому красивой. Знающая, замечательная рассказчица – мастер художественного слова, обвораживала. Учились у неё только на четвёрки и пятёрки, хотя требования у неё были очень высокие.
Назову всех других преподавателей, что работали на нашем курсе в те годы: Александра Петровна Попова, Сусанна Гавриловна Попова, Анатолий Иванович Рожин, Матрёна Андреевна Селянинова, Вера Николаевна Шерстобоева, Геннадий Павлович Тоскунин, Геннадий Михайлович Дуркин.
Помню каждого из них. Это были Учителя!!! Все! Учили, увлекали своей любовью к нам и своей работе, бескорыстно и самоотверженно передавали секреты педагогического мастерства. Редкое сейчас слово энтузиазм, пожалуй, ставшее смешным в наши дни, как нельзя лучше выражает дух училища того времени.
Уже упоминал, что в училище в те годы часть комнат на первом этаже была отдана под жильё директора, учителей и технических служащих. Жили в пристройке, что слева от входа, напротив актового зала в конце коридора. Упомяну некоторых. Комендант Александра Александровна Лубнина, невысокая, плотная, седая, спокойная, с тихим голосом. Как-то мало была она похожа на коменданта. Труженицы-технички: Анна Фёдоровна Власова, низенькая, приветливая, улыбающаяся; Александра Васильевна Поспеловская (просто Шура), всегда серьёзная, на чём-то сосредоточенная; Марфа Ивановна Комарова, громкоголосая, нрава иногда крутого, но отходчивая. В фуфаечках, с охапками дров выше головы, с раннего утра (с перерывом в дневное время) и до позднего вечера они поддерживали тепло и порядок. За мизерную зарплату истопить по десять печей и убрать что-то около 400 квадратных метров площади!
Как молоды мы были
Жизнь в училище отличалась каким-то необычайно высоким, напряжённым ритмом. По 6-7 уроков каждый день недели, включая субботу. Вечерняя самоподготовка с 16 до 19 часов в классных помещениях для проживающих в общежитии, подготовка конспектов пробных уроков и внеклассных мероприятий, практика в школах, занятия физкультурой и спортом, музыкой, репетиции хора, танцевального кружка, подготовка вечеров отдыха к субботним дням дежурным классом…
Ежегодные сентябрьские однодневные походы к озеру Васькино. Уходили рано утром пешком. Впереди шла лошадь, везла в телеге пустые бочки. Доходили, разбивали лагерь, обедали, веселились и принимались за сбор ягод и грибов. Собирали всё подряд: бруснику, чернику, голубику, воронику. Заполняли ягодой бочки. Из ягод на кухне варили компоты, которые долго радовали нас.
Многое ещё можно вспомнить. Дорогое, хорошее, тёплое не забывается, продолжает согревать.
Как молоды мы были.
Как искренне любили.
Как верили в себя!
И в светлое будущее, и в свою Родину! И как жаль теперешнюю молодёжь, которой так непросто в хаосе современном найти верный путь.
Разлетелись навстречу судьбе
5 июля 1963 года мы получили дипломы в торжественной обстановке. Вместе с нами дипломы вручали и выпускникам двухгодичного отделения. Потом был ужин с дорогими нашими Учителями и родителями. А дальше, трогательно распрощавшись, разлетелись, разъехались навстречу своей судьбе. Мы очень дружно жили четыре года, поддерживая, радуясь успехам, огорчаясь неудачам. Все вместе, всё делили.
Не все остались в образовании, но в любой другой сфере жизни мы остались верными идеалам добра, любви, заложенным здесь нашими Учителями.
Грустно, но связь с годами прервалась. На 25-летие собрались только шестеро: из Северо-двинска – Эльвира Жилина и Света Семяшкина, из Ижмы – Миля Терентьева, из Омы – Валя Попова да нас двое из Нарьян-Мара – Зарема Коскова и я.
А на 55-летний юбилей выпуска не собрались. Горько, печально, но «иных уж нет, а те далече…», а кто просто болен.
Николай Филиппов,
ветеран педагогического труда