Вы здесь

Золотой человек, каких мало!

Такой Наталию Васильевну запомнят многие поколения нарьянмарцев / Фото автора

Ушла из жизни медсестра окружной детской поликлиники добрая и отзывчивая Наталия Васильевна Клестова, Профессионал с большой буквы, любящая жена, мама, бабушка.

Более сорока лет она посвятила работе в медицине. Все эти годы лечила маленьких нарьянмарцев, вырастила не одно поколение горожан. 

Наталии Васильевне можно было позвонить в любое время дня и ночи. Всегда безотказная, она спешила на помощь всем: детям и старикам, соседям, просто знакомым. Любимой работе отдавала себя без остатка. Всех вокруг старалась утешить, ободрить, поддержать добрым словом. Как несправедливо, что так рано ушла... 

Но правильно сказал мудрец, люди не уходят, они просто перестают быть рядом и продолжаются в детях и внуках.

Материал о Наталии Клестовой был опубликован в «Няръя­на вындер» десять лет назад. Сегодня он вновь на страницах окружной газеты в память о Наталии Васильевне. 

 

Забота не по рецепту

 

«– Дети такие наивные, такие умницы и всегда скажут правду: «Да ты же, мама, не давала мне эти таблетки и микстуру не давала!». А мама, может быть, народными средствами лечила, травками поила, она знает, что нужно её малышу. И ещё точно знаю, что все дети очень любят родителей, какими бы те ни были. Больше скажу, дети из семей социального риска к ним даже больше привязаны. Придешь иногда, а мама выпившая, лежит на диване, но малыш её оправдывает: «Тетя Наташа, мама спит, устала». Всегда боишься, только бы не поранить душу ребёнка, но с такими родителями приходится разговаривать жёстко, – вот так кратко, но ёмко рассказывала о трудовых буднях участковая медсестра детской поликлиники Наталия Клестова.

У истинного медицинского работника рабочий день не ограничивается часами приёма в поликлинике и визитами к больным на дом. Довольно часто к Наталии Васильевне обращались во внерабочее время, и она не умела отказывать. Почему? Объясняла просто: люблю детей и стариков.

– У мамы были старые родители, и здесь они доживали свой век. Кстати, мой дед Андрей Гурь­евич Рочев всю жизнь проработал в «Няръяна вындер». Поэтому пожилые и маленькие для меня одинаково беспомощны. И если кому-то нужно сделать уколы, иду всегда с радостью, и пообщаешься, и заряд энергии получишь, – признавалась Наталия Васильевна.

Наша героиня родилась в Мурманске. Единственная дочь в семье воспитывалась в атмосфере любви. Мама заведовала ателье, папа ходил в море, медиков в роду никогда не было. Но окончив 8 классов, не по годам самостоятельная Наташа решает выпорхнуть из семейного гнёздышка.

– В старших классах я увлеклась латынью. У нас была прекрасная учительница по немецкому, а латинские буквы с немецкими схожи. Даже на конкурсах по предмету занимала призовые места, – рассказывала о себе моя собеседница.

 

Карьера или счастье?

 

Легко поступив в Урюпинское медицинское училище Волгоградской области, она окончила его почти на отлично. Четвёрка по химии точно не помешала бы сразу поступить в мединститут и стать врачом. Об этом девушка и мечтала. Но судьба распорядилась иначе. И, наверное, в тысячу раз счастливее. Между карьерой и личным счастьем Наталия выбрала второе. И не прогадала. В юности у Наталии случилась большая любовь.

– В 76-м я приехала сюда и устроилась в ФАП Лесозавода, тогда и познакомилась с будущим мужем, влюбилась так сильно, что сразу вышла замуж. Я вообще считаю: кому какая дорога предназначена, тот такой и идёт. Очень люблю своих детей, мужа, а внуков просто обожаю. Дети говорят, мол, мама, тебе нельзя быть с внуками, ты их постоянно балуешь и все позволяешь! – рассказывала Наталия Васильевна о семье, и глаза искрились нежностью.

С детства Наталия любила рисовать, могла бы стать художником. Радовалась творческим успехам внучки, которой и передался её дар. А вот дети Клестовых по маминым стопам в медицину не пошли.

– Они сами выбирали свой путь, – говорила Наталия Васильевна. – Дочь окончила институт культуры, старший сын – высшее военно-морское училище, младший – технический университет.

Кстати, тяга к учению и у моей героини с годами не угасла. Учиться, повышать квалификацию медработник обязан каждые пять лет, и медсестра Клестова – вечная отличница.

– Сейчас учимся, получаем пятёрки и студенческие годы вспоминаются. Представляете, за годы учёбы у нас никого с курса не отчислили. Требования были строжайшие, спрашивали по полной программе, и это правильно, ведь нас готовили самостоятельно работать в ФАПах. Говорили: это в дипломе у вас – фельдшер, а, по сути, должны быть почти врачами, – вспоминала Наталия Васильевна.

Поработать за врача ей действительно пришлось. Были времена, когда в поликлинике Лесозавода не хватало терапевтов, и некоторое время молоденькая Наталия принимала взрослых больных. Но когда 30 лет назад она заняла должность детской медсестры, поняла – именно здесь её место, от работы с детьми она получает удовольствие и радость:

– Наблюдаешь за тем, как они подрастают, на твоих глазах делают первые шаги, произносят первые слова, какими становятся красивыми, умными – и радуешься! Прихожу, бывает, в дом, а там бабушка встречает и говорит: а мы вас помним, вы приходили к нашему сыну, а сейчас – к внуку!

 

Лучшее лекарство – доброта

 

Работа медсестры – ответственная и тяжёлая, а детской – особенно, она правая рука врача, обязана найти контакт с родителями и подход к каждому малышу.

– Это постоянная озабоченность, чтобы ничего не пропустить у ребёнка, конечно же, вместе с доктором. Очень важна с моей стороны и психологическая помощь. Вот и ищешь контакт, хочешь как лучше. Бывает, не получается, правда, редко, но я всё равно тяжело переживаю. Иногда так обидно! Погорюю дома, поплачу, с мужем поделюсь, но, ничего, потом всё проходит. Очень радуюсь, когда деткам-инвалидам могу помочь. Видишь, что помощь в точку попала, что есть результат – такое счастье, – делилась Наталия Васильевна.

Большинство ребятишек в кабинет к педиатру заходят с улыбкой, есть, конечно, такие, кто боится белых халатов, но с годами со своим участковым врачом и медсестрой дети становятся хорошими друзьями. Наталия Клестова долгое время работала с известным в Нарьян-Маре педиатром – Василием Петровичем Христолюбовым, которого обожали все дети. Позднее много лет лечила с Тамарой Семёновной Воробьёвой, врачевали со Степаном Филипповичем Талеевым.

Есть ребятишки, которые в кабинете педиатра частые посетители, другие с медиками встречаются только для того, чтобы поставить прививку или пройти медосмотр. От чего это зависит? Здесь может быть целый ряд факторов. И один из них, по мнению медсестры Клестовой, – обстановка в семье.

– Если спокойный уклад, дети растут в добре – это большой плюс. И, конечно, я всегда говорю, что ребёнка надо летом вывозить за пределы округа. Не обязательно ехать на дорогие курорты, можно и в деревеньке средней полосы хорошо отдохнуть. Чтобы малыш мог до трусиков раздеться, побегать по травке босиком, лишний раз ведёрко водички на себя вылить – это пойдёт на пользу! – делилась Наталия Клестова.

 

Секрет её мастерства

 

Самая трудная тема для участкового педиатра и медсестры – дети группы социального риска. Все мы знаем понятие трудные дети, но есть и трудные родители – пьющие мамы и папы. Приходилось медсестре Клестовой за годы работы общаться и с родителями-наркоманами. Но и с ними медработнику надо найти контакт, суметь не оттолкнуть их от себя, чтобы не навредить ребёнку, защитить его интересы, чтобы проконтролировать его развитие и помочь. Нередко работа медиков сопряжена с риском.

– На Сахалин, в Совхоз иногда и по два раза в день приходилось пешком ходить, но тогда молодая была, усталости не замечала. А вот бродячие собаки кусали несколько раз. И угрозы от пьяных мам, бывало, выслушивала. Но в основном принимают хорошо. Родители сейчас грамотнее стали. Тех, которые переживают за своих детей, большинство. А вообще всё зависит от воспитания, идёшь в семью, в которую приходила 20 лет назад, как они воспитывали своего ребёнка, так и сегодня растят внуков, – говорила медсестра.

Много лет назад мы встретились с Наталией Васильевной в её рабочем кабинете, за час до начала приёма. Оказалось, она всего пару дней назад вышла из двухнедельного отпуска, но уже успела соскучиться по работе. После, провожая меня, она произнесла:

– Иногда думаю, может, на пенсию пора, но потом понимаю: не смогу без работы. От детей получаю огромный заряд, а что дома? О своих болячках думать да тряпочки перекладывать. Нет, ещё поработаю. Коллектив у нас хороший, работа стареть не даёт. А молоденьким коллегам всегда говорю: надо очень любить своё дело, тогда обязательно все получится!»