Накануне 75-летнего юбилея Нарьян-Марского авиаотряда мне вспомнился момент, когда жители Хорей-Вера встречали первый самолёт
Тогда наш посёлок был совсем небольшим, жилых домов насчитывалось чуть больше 20. Идёт 1953/54 учебный год. На улице ясная и морозная погода.
В четвертом классе идёт урок русского языка. В кабинете холодно, но чернила в чернильнице талые, не замёрзли. Тихо, ученики пишут диктант. Закончив, дежурный быстро собрал тетради, положил их на учительский стол и сел на место.
До конца урока ещё остаётся время. И наша учительница, Варвара Семёновна Семяшкина, предложила:
– Ребята, давайте помечтаем о нашей будущей жизни. Не так далеко время, когда в Хорей-Вере появится большой новый магазин, с разным товаром, готовой одеждой и обувью, продуктами. В интернатской столовой будете кушать не по одному кусочку хлеба, как сейчас, а сколько захотите, без нормы. А ещё построят большую светлую тёплую школу. И в классе девочки будут в платьях и туфлях, а мальчики в костюмах и ботинках. В оленстадах ваши родители живут в чумах, но скоро каждая семья оленеводов будет иметь в Хорей-Вере свой дом с электрическим освещением.
В школе, интернате, каждом доме будет электричество. Не надо заправлять лампу керосином и чистить стеклянную трубу от сажи. Закончив школу в Хорей-Вере, продолжите учёбу в Хоседа-Харде, да не пешком пойдёте к 1 сентября, а полетите на самолёте. От Амдермы тоже не на оленьих упляжках будут добираться школьники до Хорей-Вера, а на самолёте. А закончив школу, разлетитесь по разным городам, кто куда. Кто-то станет врачом, строителем, учителем, трактористом, а может и лётчиком…
Мы слушали нашу учительницу открыв рот, не отводя глаз.
И вдруг послышался звук летящего самолёта! Как ветром сдуло детей из-за парт, все выбежали на улицу. Жители бросили домашние дела, стар и млад высыпали из домов, и смотрели на самолёт.
Сделав над посёлком два круга, стальная птица села на реку. Пробежав по твёрдому насту, остановилась напротив людей, стоявших на высоком берегу Колвы.
Тихо переговариваясь, сельчане стояли и наблюдали, что будет дальше. Из самолёта вышли два лётчика в шлемах и унтах. Они направились к людям.
Многие, забрав детей, поспешили домой. Кто знал, может, это не русские? Местные в те годы опасались чужаков, ведь ещё недавно была война.
Как было и как стало
Хорей-Вер находится в центре Большеземельской тундры, поблизости нет других поселений. Сегодня сложно представить, какого труда стоило добраться из тундры к началу учебного года. После празднования Ильина
дня – 2 августа – школьный няпой отправлялся в Хорей-Вер. Ехали не день, не два, даже не неделю, по рощам, болотам, по бездорожью, переезжая через каменистые реки.
А сейчас 2021 год. Вертолёт садится в каждую оленбригаду, забирает детей, не проходит и часа как школьники в Хорей-Вере!
После учебы в Хорей-Вере мы учились в Хоседа-Харде. К 1 сентября добирались туда пешком, за лошадью с проводником Павлой Степановной, по коми мы звали её почта Павла или пэрысь Павла. Она была уже немолодой, но хорошо ориентировалась на бескрайних просторах. Топали мы по тундре в тобоках, сшитых из оленьей шкуры мездрой наружу и засмолённой, или в обуви из тюленьей шкуры, редко кто щеголял в кирзовых сапогах.
Шли с остановками на ночёвку в деревушках Митрофан, Конко Вэр, Егор Вань. Уставшие и измученные комарами, мошкой, гнусом на четвёртый день добирались до Хоседы.
До регулярных авиарейсов в окружной центр пришлось ещё много всего пережить. Летом добирались на 2-3-местных самолётах и вертолётах, а ещё летали и гидросамолёты. В первое время они садились на реку у посёлка. Однажды гидросамолёт застрял на мели, всем посёлком помогали его вытаскивать – верёвками, лопатами, лошадями, кто чем мог. После этого случая гидросамолёты стали садиться на озеро в трёх километрах от посёлка, но и оно оказалось мелковатым, да к тому же коротковатым. Последний раз гидросамолёты садились на озере в семи километрах от посёлка, за зверофермой. В рейсовые дни пассажиры добирались туда пешком с утра пораньше, по бездорожью, с вещами, детьми, под комарами и мошкарой. Это были уже 60-е годы прошлого века. Одно мученье!
А в 70-е по призыву сельсовета, колхоза, парткома всё население Хорей-Вера безвозмездно трудилось на строительстве аэропорта и аэроплощадки.
Долгое время прилёт воздушного транспорта был праздником для хорейверцев. К каждому рейсу взрослые, дети, старики бежали, отложив дела. Многие просто из любопытства: узнать, кто прилетел, кто улетает, или просто полюбоваться на винтокрылую технику, на пилотов: в форме они такие красивые, подтянутые, необыкновенные!
Властям региона и авиапредприятия тех времён, конечно, пришлось приложить множество усилий, чтобы жители округа могли добраться из своего населённого пункта до Нарьян-Мара, в любую точку нашего округа.
Сегодня в посёлке две взлётно-посадочные полосы, сейчас мы не представляем жизнь без самолётов и вертолётов.
Пока никто из хорейверцев не стал лётчиком, но начальниками посадочной площадки посёлка работали многие. Продолжительное время трудились Валентин Ильич Беляевский, Анастасия Алексеевна Рокина, Алексей Григорьевич Рочев, Валентин Владимирович Ветлугин, Корней Абрамович Фризен и другие. С ноября 2017 года эту должность занимает Валентина Александровна Мальцева, женщина ответственная и серьёзная.
Жители посёлка Хорей-Вер поздравляют Нарьян-Марское авиапредприятие с юбилеем! Пусть небо будет всегда голубым и ясным, а погода – лётной! Здоровья вам, успехов и счастья!
Евдокия Алексеевна Беляева