Вы здесь

Ненецким красавицам на радость

На минувшей неделе методисты окружного Этнокультурного центра обучали искусству пошива национальной одежды

Инга Артеева
Каждая из рукодельниц – участниц обучения, следуя всем правилам, шила нойця –
лёгкую суконную одежду удивительной красоты из ярких отрезов разноцветного сукна.
В то же время эти узорчатые кардиганы, подвязанные плетёными поясами, ещё и очень практичные. Не зря наши прабабушки шили их веками, а секреты мастерства передавали по наследству.
Обучение вели методисты отдела декоративно-прикладного творчества Этнокультурного центра Маргарита Латышева и Надежда Дуркина.
– Мы дополняем друг друга, – говорит Надежда Яковлевна. – Техническая обработка, крой – это на мне, а Маргарита Егоровна учит всем нюансам национальной культуры, всё расскажет про орнамент и цвет.
– Существуют свои запреты и правила, как в любой народной культуре, – подтверждает Маргарита Егоровна. – В оформлении нойци должно быть обязательно нечётное количество цветов – либо три, либо пять и так далее. У традиционной русской куклы никогда не рисовали лицо, так же и у нас – вместо головы у куклы укко используется клюв птицы, она должна быть безликая. И все эти нюансы необходимо соблюдать.
Шьётся нойця (иногда говорят паница) обязательно из сукна. Это особенный материал, со своим нравом, характером и особенностями.
– Это нетканый материал, но и полностью валеным его назвать нельзя, тут смешаны две техники, – рассказывает Надежда Дуркина. – Сукно представляет собой сбитые волокна. В обычной ткани, к примеру, легче определить направление кроя. А здесь нет жёсткого каркаса, сукно более живое по структуре.
Изготовленный из натуральной шерсти материал и по стоимости недешёвый. Но участницам проекта его предоставили организаторы курсов – окружной Департамент внутренней политики и Этнокультурный центр. Специалисты департамента пригласили представительниц коренных малочисленных народов на обучение. За машинками трудились рукодельницы из посёлков Нельмин Нос и Красное, сёл Ома и Несь.
Нина Аркадьевна Бобрикова приехала из Омы. Раньше шить национальную одежду ей не доводилось. Теперь, когда технология кроя и пошива тради-
ционной одежды освоена, можно и ателье открывать:
– Машинку даже освоила. У меня дома была, но только ручная, электрической очень боялась. Думала, что пальцы отхватит, так быстро она работает! Теперь и на оверлоке научилась работать, и нитку заправлять.
Её сестре, Анжеле Аркадьевне, ремесло швеи знакомо, она уже не первый год помогает односельчанам: кому молнию поменять, кому шубу ушить. Но и ей было чему поучиться:
– С сукном не работала. Тут много своих нюансов, надо раскраивать, утюжить, всё по правилам. Если технологии не знаешь, и ткань испортишь, и не сошьёшь ничего.
Сёстры приехали из района Канинской тундры, но паницы для шитья выбрали малоземельские, как и почти все остальные участницы курсов. Все хотели орнаменты на готовом изделии, а на канинских их нет, только цветные полосы. Отличие же одежды Большеземельской тундры – чёрный цвет подола. Такую ноичку шьёт себе Надежда Выучейская из посёлка Красное. Она работает заведующей мехпошивом СПК «Харп», а в свободное время поёт в вокальной группе «Ненэй сё».
– Раньше работала только по меху, а тут всё совсем другое, поэтому мне сложновато, – рассказывает женщина. – Мы одеваем наших оленеводов, шьём нюки для чумов, бурки, малицы, тобоки. Кто что закажет, то и делаем, работы много. В городе очень много заказчиков, иногда даже не успеваем. У меня всего три человека работают, я четвёртая.
Не только в мастерской мехпошива СПК «Харп» оказывают услуги по пошиву национальной одежды для населения. Казалось бы, все должны щеголять в малицах, однако дело обстоит совсем не так.
– Чтобы ходить по улице в национальной одежде, – такого нет. Вот я, например, надену, и на меня все будут смотреть и удивляться. Тут по посёлку со скандинавскими палками ходила, и то все смеялись, мол, а лыжи-то у тебя где? В деревне у нас это диковинка, – смеётся моя собеседница.
Вот и рукодельница из Неси Ольга Ардеева планирует носить обновку на праздники или выступления. Девушка работает в Доме народного творчества села Несь, поездкой на учёбу её поощрили за активное участие в выставках по ненецкой культуре:
– Паницу шила в первый раз. До этого рукодельничала, бурочки племянникам шила. Научили родители – Леонид Петрович и Мария Николаевна, они у меня всегда шили и для семьи, и на продажу. Раньше в оленеводстве работали, а теперь уже давно живут в селе.
– Желание у людей ходить в одежде своего народа есть, – говорит Надежда Дуркина, – и это хорошо. Проект для жителей окружных сёл у нас проходит уже во второй раз, и всегда участницы очень довольны, что теперь умеют шить национальную одежду.
– Весной мы проводили курсы по шитью сарафанов, рубах, на следующий год будут шить коми сарафаны. Для всех желающих по субботам, в отделе декоративно-прикладного творчества работает клуб «Мел не», – приглашает Надежда Яковлевна. – Всегда можно прийти, посоветоваться, проконсультироваться, что-то сшить.