Очередной эксперимент с новыми технологиями по укреплению грунта на дороге в поселок Красное ожидаемых результатов не дал. Вместо ровной и безопасной трассы автолюбители вновь получили экстремальный аттракцион. Репортер «НВ» вместе с активистами Общероссийского народного фронта попытался разобраться в хитросплетениях дорожной деятельности.
Нарьян-Мар – Красное – единственная в регионе автомобильная дорога между столицей НАО и сельским населенным пунк-том. На ремонт лишь нескольких ее участков за три минувших года потрачено несколько сотен миллионов бюджетных рублей. Безрезультатно. По-прежнему каждая поездка по 40-километровому участку – серьезное испытание и для водителей, и для пассажиров. Согласно грустной статистике Управления ГИБДД по НАО, только в нынешнем году на трассе из-за крайне низкого качества полотна произошло свыше 20 дорожно-транспортных происшествий.
Стабилизация в условиях непогоды
Пару лет назад на самых проблемных отрезках дороги генподрядчик «Нарьян-Мардорремстрой» решил применить новую технологию: с помощью химических реагентов превратить заполярный песок в нечто похожее на асфальт. Чиновники «загорелись» красивыми перспективами.
В августе прошлого года тогдашнее руководство единственной дорожной структуры округа рапортовало о начале применения химических реагентов – полифилизаторов для стабилизации грунта при ремонте дорожного полотна в Красное. При смешивании с эмульсией песок становится твердым. Благодаря такой смеси грунтовая дорога не разрушается под колесами даже большегрузных самосвалов.
В теории эта новация должна была снизить стоимость работ и увеличить срок службы полотна.
– При этом плотность обработанного грунта со временем только растет, – заверяло руководство Нарьян-Мардорремстроя, прогнозируя с оптимизмом: «вплоть до полной водонепроницаемости, что приводит к увеличению допустимых нагрузок на дорогу».
В качестве субподрядчика для проведения работ по укреплению грунта на проблемных участках была выбрана московская компания ООО «КСК Дорстрой». Опыта столичные дорожники в применении новой технологии, действительно, набрались. Технология работает в России уже более 10 лет. Рос-автодор и Московский автодорожный институт (МАДИ) начали адаптировать новую технологию в 2006 году по поручению Правительства России.
– За это время на федеральные деньги было построено около 47 дорожных объектов в 30 регионах России, – рассказал «НВ» заместитель директора по строительству «КСК Дорстрой» Евгений Нестеренко. – Работы вели и ведем повсеместно – от Калининграда до Колымы. Проект сопровождают ученые МАДИ. Все, что мы делаем, фиксируется в научном ведомстве. Они накапливают этот опыт в пробирках, в формулах, в испытаниях. И если для нас это работа, то для них – наука. Ученые МАДИ обобщают информацию и выдают ее уже как руководство к действию для других проектов.
Технология прошла государственные испытания, получены сертификационные документы и допуски для участия в дорожных работах на территории страны.
По данным Росавтодора, начиная с 2007 года, в России при использовании этой технологии построены и отремонтированы участки автомобильных дорог в Московской, Свердловской, Челябинской, Нижегородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Татарстане и других регионах. ОАО «РЖД» также успешно использовало полифилизаторы при строительстве земляного полотна на участке дороги Шереметьево-2 – Савёловский вокзал.
Убитая, но опасная
Действительно, красиво звучит: новые технологии, полифилизатор, укрепление грунта, стабилизатор. Но в проекте на территории НАО все пошло наперекосяк. Проблемные участки на дороге в поселок Красное в этом сезоне поплыли даже еще больше, чем в предыдущие годы. А летом трасса стала лидером антирейтинга убитых дорог, составленного в рамках проекта Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог». Дорога набрала больше всего голосов и негативных комментариев от жителей региона.
Вместо радужных надежд и твердой грунтовки на испытуемом участке дороги получилась сплошная непроходимая каша. В конце минувшей недели в штабе регионального отделения Общероссийского народного фронта прошло оперативное рабочее совещание с участием представителя компании «КСК Дорстрой» – подрядной организации, ответственной за эксперимент с химическими реагентами.
Как рассказал в ходе встречи Евгений Нестеренко, полученная смесь из полифилизатора и природного грунта должна была застыть за считанные дни. Но этого не произошло. Вместо твердого полотна – месиво. Специалисты субподрядной организации, которые занимаются в эти осенние дни «стабилизацией» дороги, говорят, что всему виной – плохие погодные условия. Проливные дожди не дали схватиться химическим реагентам.
– Мы должны эту работу, конечно же, делать в теплый период года, – объясняет Евгений Нестеренко. – Потому что по технологии необходимо уплотнять грунт при оптимальной влажности. То есть влажность должна быть для грунта порядка 10-12%. Но поскольку постоянно шли дожди, то уплотнить дорогу мы не можем. Но в том и прелесть нашей технологии, с помощью химреагентов дорожное полотно уплотнится. Когда сойдет снег, все будет хорошо.
Контракт с московскими дорожниками «Нарьян-Мардорремстрой» заключил не в начале лета, когда по логике самое время приступать к земляным работам в Заполярье, а лишь 27 августа. Кроме того, по мнению «фронтовиков», все работы ведутся хаотично, без подготовки соответствующего проекта по ремонту дороги.
– Основная проблема и основная причина всего происходящего – это то, что дорога ремонтируется без проекта, – говорит председатель исполкома регионального отделения ОНФ в НАО Матвей Чупров. – Те виды работ, которые проводились по замене полотна и по замене одежды дороги, относятся к разделу капитальных. И поэтому они должны проводиться на основании проекта, который должен был пройти экспертизу. К сожалению, этого не было сделано. Ремонт дороги проходит в рамках общего содержания. Деньги контролируются, наверное, недостаточно четко. И мы видим сегодня результат.
Летом – болото, зимой – сплошной занос
Летом 2017 года региональное отделение ОНФ в НАО подготовило официальный запрос в Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта с просьбой разъяснить ситуацию, сложившуюся на транспортной артерии.
А вот выдержка из официального ответа профильного департамента:
«Ремонт автомобильной дороги г. Нарьян-Мар – п. Красное выполняется с 2015 года. Основные виды выполняемых работ: отсыпка земляного полотна, поднятие снегозаносимых участков, укрепление откосов, восстановление дорожной одежды, ликвидация пучинистых участков, стабилизация грунта земляного полотна. В связи с тем, что капитальный ремонт этой автомобильной дороги не проводился, департаментом прорабатывается вопрос о разработке проектной документации на проведение капитального ремонта с последующей реализацией по этапам в 2018-2019 годах. В рамках заключенного государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования г. Нарьян-Мар – п. Красное в 2017 году планируется выполнить ремонт на участках данной дороги общей протяженностью 4,2 км. Срок исполнения – не позднее 31 октября 2017 года. Кроме того, в настоящее время выполняются проектные работы по следующим мероприятиям: ремонт водопропускных труб на данной дороге; реконструкция участка данной дороги (внутри п. Красное) протяженностью 1,5 км».
Ответ чиновников есть, а вот результатов никто не видит. Автолюбители, описывая нынешнее состояние дороги, в выражениях не стесняются. Самое деликатное из них: «дорога плохая и неровная».
– Как можно так строить дорогу? Деньги выделяются, но никто не контролирует. И как мы будем ездить по ней зимой? – возмущается житель поселка Красное, автолюбитель Антон Савчик.
Солидарен с земляками и председатель Приморско-Куйского сельсовета Леонтий Чупров, искренне переживающий за все проблемы родного поселка.
– Летом после дождя – болото, зимой после снегопада – сплошной занос, в котором дорожники, образно говоря, роют коридоры, – рассказывает Леонтий Михайлович. – Два года устраняли «пучинистость» дороги! Никто не знает, что это такое, но мужественно и целеустремленно с ней боролись. Это единственная в субъекте дорога между столицей НАО и сельским населенным пунктом. Новые технологии на ненецкой тундре подразумевают, что гравий – это отстой. Вначале и гравий был, но тонкий слой, затем его вдавили колесами груженых самосвалов. Может кто сталкивался с этой жидкостью белого цвета? После обработки ею земля не впитывает воду, и дорожное полотно превращается в канавы с водой. Ни один житель поселка Красное не верит, что ее ремонтируют для сельчан, тогда возникает вопрос – для кого? Это парадокс, но до ремонта дорога была лучше.
Между тем, эксперимент на дороге в Красное продолжается. На днях дорожники приступили к строительству второй полосы. Технология будет применена та же самая: дорожники укладывают щебень на обработанную химическим составом поверхность. Это так называемый защитный слой. Понятно, что застыть ему не даст повышенная влажность. Но дорожники вновь обещают, что за зиму полотно схватится и станет крепче.
– Нам необходимо получить устойчивый во всех смыслах профиль дороги, – рассказал в ходе оперативного совещания Евгений Нестеренко. – Наша добавка работает с любыми грунтами. Но многое напрямую зависит от местных погодных условий, а также от количества транспорта, от того, где щебень лежит. Толщина слоя – 5 сантиметров. Самое главное – правильно его уплотнить. Но, к сожалению, сейчас получается «втрамбовывание», когда верхний слой мягкий, и мы этот щебень туда замешиваем, химия уже в грунте. Сейчас от непогоды он расквашен. Для нас в эти дни важно отработать защитный слой. Мы абсолютно уверены, что технология рано или поздно сработает.
– Потрачено несколько сотен миллионов рублей, а то, что дорога стала лучше, жители Красного не заметили, – утверждает Матвей Чупров.
– Даже хуже стало. С дороги исчез гравий. В дождь не проехать. Эта дорога входит в топ-10 «убитых» дорог НАО. За лето дорожники обещали все исправить. Увы. Лето оказалось слишком коротким. Вывод: применение новой технологии по закреплению грунта – лишь очередной дорожный эксперимент в Арктике. Благо, скоро зима, и мороз превратит эксперименты в твердое дорожное покрытие.
Чем закончится трехгодичный эксперимент на дороге четвертой категории в поселок Красное, покажет только время. Редакция «НВ» вместе с активистами ОНФ продолжает внимательно следить за ситуацией.