Вы здесь

Рядовые будни скорой помощи

Как выглядит ключ к жизни и кто такая Анна – довелось узнать накануне Дня сострадания, который отмечается в мире ежегодно 28 ноября

Только не говорите, что эта дата, придуманная в Индии, глубоко чужда православным, как и заморский Хэллоуин. Сострадание и милосердие –
базовая опция для большинства человеческих существ независимо от национальности и вероисповедания.
Спросите, как выглядит линия жизни у манекена-тренажёра для сердечно-лёгочной реанимации? Скажу по секрету, что точно такая же, как и у живого человека, причём достаточно глубокая и длинная. Сразу понятно, что безымянному манекену в отделении скорой медицинской помощи Ненецкой окружной больницы уготовано существование долгое. Не одному поколению медиков в прямом смысле придётся приложить руки, чтобы оживить бездушный аппарат.
– Положите одну ладонь на грудину, вторую ладонь кладите сверху, – показывает основные этапы проведения непрямого массажа сердца фельдшер скорой помощи Роман Суровский. – Держите руки прямо в локтях и ритмично нажимайте сверху…
Если всё сделать правильно, то манекен «оживёт» – датчики выведут на монитор соответствующие показатели. Таких человекообразных тренажёров в одном из помещений отделения скорой помощи – два. Внешне выглядят как обычные русские мужики в трениках, но называют их по европейской моде – Аннами.
– Мы своим манекенам имена не даём, – улыбается фельдшер. – Но во всём мире тренажёры, на которых обучают приёмам сердечно-лёгочной реанимации, называют «Воскреси Анну» или просто Анна. Прообразом манекена послужила посмертная маска утонувшей в Сене безымянной француженки. А имя тренажёру дал норвежец – владелец фирмы игрушек, впервые сделавший специальную куклу для обучения медиков.

Кино не для всех

Выяснилось, для того, чтобы сделать пластмассовой Анне искусственное дыхание, потребуется специальный ключ к жизни. Это простейшее портативное устройство для искусственной вентиляции лёгких методом от рта ко рту. Так что, дорогие читатели «НВ», забудьте всё, что показывают в сериалах. Никаких долгих поцелуев в уста сахарные и душераздирающих выкриков: «Живи! Не покидай меня!»
– Сериалы про скорую помощь не смотрю, – морщится Роман Суровский. – С души воротит, когда вижу на экране далёкую от реальной жизни выдумку. Впечатление, что консультанты от фонаря говорят, что делать актёрам, изображающим медиков. На экране порой неправильно делают элементарное искусственное дыхание, то есть теряют время и шансы пациента на жизнь. Неверно назначенные лекарства, непонятные дозировки –
просто переключаю телеканал.
Новый герой «Линии жизни» Роман Суровский родом из Архангельска. Много лет отработал в областной столице на одной из станций скорой медпомощи. В детстве даже не мечтал работать в этой сфере, медиков в роду не было. На жизненный выбор повлияла мама.
– Она поставила перед выбором: или медицина, или Академия МВД, – вспоминает мужчина. – И на первом курсе Архангельского медколледжа понял, что это моё. Первый вызов на скорой в деталях помню до сих пор. Это был тяжёлый приступ бронхиальной астмы. Первый самостоятельный опыт для новичков-фельдшеров всегда стресс. И голос дрожит, и мысли путаются, это нормально. Спокойствие, умение брать себя в руки и оперативно делать свою работу приходит с опытом.

Понедельник – день тяжёлый

Знакомство с работой городской скорой состоялось в понедельник. Интересно, насколько тяжелым он бывает для сотрудников экстренной службы?
– У нас нет праздников и выходных. И жизнь не тянется с понедельника до пятницы, как у офисных работников. Вот я сейчас сижу и с вами беседую, а через пять минут могу уехать на вызов, – говорит Роман Суровский. – Вечер пятницы, выходные и праздничные дни практически всегда аврал. А новогодние праздники полный набор: люди бьются, режутся, обостряются хронические заболевания. Переели, перепили, а потом поджелудочная железа падает в обморок после трёхдневного поедания прошлогоднего майонезного салата.
Как рассказал заведующий отделением скорой медицинской помощи Игорь Муратов, в региональной статистике вызовов лидируют заболевания сердечно-сосудистой сферы (30–35%). На втором месте – органов дыхания (30%), на третьем – травмы (20%). Всё остальное: неврология и различные психо-поведенческие расстройства. Существует естественный сезонный рост заболеваний.
…Вдруг по громкой связи раздаётся «Бригада номер один, на выезд!» и с Романом Суровским пришлось на время расстаться. Корреспондента «НВ» не взяли – постороннее лицо и мест в спецавтомобиле лишних нет.
Круглосуточную вахту несут три бригады: врачебно-фельд­шерская и две фельдшерские. Буквально пара шагов из тёплого комфортного кабинета и выходишь прямо в гараж, где стоят машины скорой. Красота, не то, что раньше в старой гнилой деревяшке: в морозы батареи на аппаратуре не разряжаются, растворы и лекарства не замерзают.
Зимой на выезде работают три полноприводных «Соболя», летом – три заднеприводных «Газели». Все автомобили оснащены специальным современным оборудованием. В каждом салоне – мини-реанимационное отделение, а носилки-каталки, как в иноземных сериалах – легко складываются и раскладываются. А ветераны службы помнят эпоху разбитых холодных «буханок» и пуленепробиваемых советских каталок. В салоне авто медикам приходилось буквально ползать на коленях, чтобы оказать помощь больному.

Неспокойной вам ночи

Старший фельдшер Дмитрий Митин в отделении скорой медицинской помощи работает уже 28-й год. Он продолжатель династии медиков.
– Моя мама, Вера Васильевна, проработала 45 лет в медицине, была главной медсестрой, родная сестра Наталья в медицине двадцать с лишним лет, – говорит Дмитрий Геннадьевич. – И за почти три десятка лет моей работы я каждый раз иду на смену, как на праздник – и я нисколько не преувеличиваю. Здесь адреналин, общение с людьми, возможность реально помочь людям. Порой есть элемент чуда, когда помогаешь человеку вернуться к жизни. Тогда чувствуешь, что всё не зря. Какие есть профессиональные приметы и ритуалы? Никогда не желаем коллегам спокойной ночи!
Пока очередная бригада скорой на вызове, беседуем с диспетчером Галиной Сергеевой. На её столе – монитор, рядом рация, с помощью которой она связывается с фельдшерской бригадой. Также на столе три городских телефонных аппарата и мобильный телефон. Порой Галина Ивановна напоминает многорукого индийского бога Шиву, когда страждущие начинают практически одновременно звонить по номерам экстренной службы – только успевай принимать вызовы да пополнять базу данных. Вдруг за окном мелькает машина – бригада скорой возвращается обратно.
– 12.11, – засекает время возвращения диспетчер. И на станции вновь воцаряется тишина. Говорят, что труднее всего ждать и догонять...

 

Пока верстался этот номер
Семья Торцевых благодарит бригаду скорой в составе Николая Алёшина и Натальи Бобрецовой за высокий профессионализм, оперативно оказанную помощь дорогому для нас человеку во вторник, 26 ноября.