Вы здесь

Арифметика переработки

Разнообразие ассортимента и высокое качество продукции АО «Мясопродукты» на протяжении многих лет обеспечивают ей устойчивый спрос, отражая, по сути, покупательские предпочтения нарьянмарцев. Все вроде хорошо, но, несмотря на гастрономические пристрастия, у населения возникают вопросы относительно цен на местную продукцию. Горожане часто спрашивают, почему, мол, наши колбасы дороже тех, что завозят в округ извне? Из чего складывается ее стоимость, интересует многих. Наш сегодняшний разговор с генеральным директором АО «Мясопродукты» Тамарой Крицкой пойдет именно об этом.

– Давайте говорить начистоту, – начала беседу с журналистами «НВ» Тамара Борисовна. – Мы как никто другой заинтересованы в том, чтобы наш регион по праву гордился предприятием, поэтому стараемся охватить как можно большую покупательскую аудиторию, удовлетворяя потребности людей с разным достатком. Но не надо забывать, что мы являемся акционерным обществом, производственная и финансовая деятельность которого направлена на получение прибыли. Поэтому, чтобы развиваться, предприятие должно быть рентабельным. Дело тут не в погоне за длинным рублем, а в формировании цены, которая устанавливается на основе затратного механизма, то есть себестоимости продукции, и учета рыночных элементов – спроса и предложения.
Основную статью затрат – 54% себестоимости – составляют сырье и вспомогательные материалы, поэтому любые колебания закупочной цены на мясное сырье сразу влияют на себестоимость. Как, например, в прошлом году, когда закупочная цена на оленину поднялась со 135 до 160 рублей за килограмм. Это, собственно, и послужило причиной для повышения цен на мясную продукцию в декабре 2015 года. Хотя, надо сказать, что стоимость выросла не на 18%, как закупочная цена на мясо, а на 8–10%, в зависимости от вида продукции.
Вместе с тем, постоянно повышаются цены и на сырье, которое приобретается за пределами округа – свинина, говядина, шпик. Это примерно 400 тонн сырья в год. Свинина и шпик являются непременными ингредиентами в составе многих мясных изделий. Но основным сырьем по-прежнему остается оленина. Это диетический продукт считается деликатесом. В среднем туша оленя весит 25–30 килограммов, примерно треть составляют кости, хотя на закупочной цене это никак не отражается.
Какая-то их часть, безусловно, идет в переработку, но большую нам приходится утилизировать, что тоже влечет определенные затраты, только топлива при кремации – 4,5 рубля на каждый килограмм костей. Выходит, если мы закупаем 900 тонн мяса, порядка 250 тонн от этого объема составляют кости, часть из которых комбинат продает не по закупочной цене оленины, а по 15 рублей за килограмм, а оставшиеся 100 тонн подлежат утилизации.
– Чем же отличается наше производство от московского, питерского или, скажем, новгородского?
– Мы живем на cевере, поэтому производить продукцию здесь гораздо затратнее, чем, предположим, комбинату в Подмосковье. Объясню почему. На Большой земле производитель может позволить себе закупать сырье по мере необходимости (на неделю, месяц) и для этого больших вложений не требуется. Нам же сырьем нужно обеспечить себя на год, потому как убойная кампания – это сезонное мероприятие. А значит, для расчета с поставщиками мяса сразу нужны немалые оборотные средства. Их, к сожалению, у нас не хватает, предприятие вынуждено брать кредиты, что в дальнейшем только увеличивает себестоимость продукции.
Влияют на цену продукции и расходы, связанные с проведением убоя, содержанием убойных пунктов в течение всего года, доставкой мяса из населенных пунктов округа в Нарьян-Мар, а также с круглогодичным хранением мяса на холодильном складе, и, конечно же, с выплатой заработной платы. В структуре расходов эта статья тоже весомая и составляет не менее 30%. Работники АО «Мясопродукты» имеют необходимый социальный пакет: все северные надбавки, оплата льготного проезда в соответствии с законодательством РФ. У производителей в других регионах таких затрат нет.
– Покупая у оленеводов мясо в рассрочку, нет ли сегодня опасности в том, что мы можем вернуться к истории двухлетней давности, когда мяса было закуплено мало и объемы не покрывали потребностей округа?
– Опасности такой нет. В этом сезоне мы планируем закупить 860 тонн оленины, договоры на поставку с оленеводческими хозяйствами уже заключены. По условиям договоров некоторым поставщикам уже перечислены авансы. Выручка за 9 месяцев составила 412 млн рублей. За этот период нами реализовано: колбасных изделий – 491 тонна, мясных полуфабрикатов – 273 тонны, мяса фасованного – 44 тонны, мясных консервов – 163 тысячи банок, мясорастительных консервов – 37,5 тысячи банок. Объемы производства и реализации, конечно, меняются. Мяса, например, в этом году реализовано было больше.
Финансовые сложности сегодня у всех, но жизнь не стоит на месте, и мы продолжаем работать на перспективу. В течение года мы разработали и выпустили 33 новых вида продукции, общим объемом 54 тонны, выручка реализации по ним составила почти 27 миллионов рублей. Среди них и кулинарные изделия: блинчики, фаршированные мясом. Поэтому в ближайшее время планируем расширять мощности кулинарного цеха, стараемся производить такие продукты, которые были бы доступны для покупателей с разным достатком. Речь не идет о деликатесной продукции, она дорогая и каждый день ее на стол не поставишь. Кстати, не все жители нашего региона любят оленину, и мы делаем колбасу, которая имеет в составе говядину, свинину и даже мясо кур, поэтому и ассортимент разный. Подстраиваемся практически под каждого потребителя, нам это просто необходимо.
Что касается разговоров о том, что наша продукция гораздо дороже привозной, думаю, они явно преувеличены. Ведь покупая, условно говоря, в любом магазине упаковку сосисок за 100 рублей, никто не задумывается, сколько она весит. Если, предположим, 200 граммов, то в целом килограмм должен стоить не менее 500 рублей. Выходит, привозные ничуть не дешевле наших сосисок, качество которых вам гарантировано. Более того, на наших упаковках с продукцией вы всегда найдете информацию о весе, составе и стоимости товара. Мы никого не обманываем и не используем хитрые маркетинговые ходы.
– Расскажите о новой линейке выпускаемой продукции. Многие знают, что весной на комбинат приезжал австрийский технолог Гюнтер Яшке. Пользуется ли спросом колбаса, приготовленная по его рецептам?
– Должна признаться, что пользуется. Гюнтер – известный технолог в мясной индустрии, большую помощь оказал нам в плане повышения квалификации работников комбината, обучал их прямо в процессе производства, устраивал потрясающие мастер-классы. У него довольно интересные подходы к производству колбасы. По его рецептуре мы выпускаем сегодня колбаски «Саляmini», колбаски с сыром для гриля, колбаски «Тюринские», оленину горячего копчения «Намнелада намза». Кстати, последний вид продукции по его рецептуре никто в России кроме нас не производит. Так что это настоящий гастрономический шедевр. Почти все виды его колбас полюбились нашим жителям, и каждый, уверена, нашел свой продукт. Правда, после дегустации мы немного изменили рецептуру австрийского шефтехнолога, решили сделать его колбасы менее острыми и перчеными.
– Понятно, что на севере расходы на транспорт и заготовку сырья слишком высоки. Какие меры предпринимаете, чтобы снизить это бремя?
– За последние полтора года на предприятии проведена большая работа по оптимизации. Во-первых, изменена структура производства и минимизирована рабочая сила. Консервный цех перевели на сдельную оплату труда, высвободились рабочие места. В результате оптимизации в целом по комбинату за девять месяцев мы сэкономили порядка 10 млн рублей, в том числе 7 млн рублей за счет фонда оплаты труда.
Однако сегодняшние реалии вновь грозят предприятию увеличением расходов. В частности, это касается вывоза отходов производства. С 1 декабря закрываются очистные сооружения на Бондарке, придется осуществлять вывоз отходов на городские очистные сооружения. В год комбинату это обойдется порядка 2 миллионов рублей. Помимо этого, к 2019 году комбинату необходимо построить локальные очистные сооружения, проект нужно подготовить в течение года, цена вопроса – тоже в пределах трех миллионов. Возникла, к сожалению, еще одна статья расходов – реконструкция трансформаторной подстанции, поскольку прежняя не соответствует действующему законодательству в плане технических параметров. По этой причине сейчас мы вынуждены оплачивать электроэнергию по тройному тарифу. За шесть месяцев уже заплатили свыше 3 миллионов рублей.
– С точки зрения объема выручки, выигрывает ли комбинат при реализации социального проекта «Высокий возраст»?
– Этот проект начал работать с 1 августа, и при его разработке не было целью увеличение выручки, мы стремились оказать социальную поддержку пожилым жителям нашего округа. С начала действия проекта объем покупок по картам составил 2,7 млн рублей, сумма скидки – 230 тысяч рублей.
Конечно, существуют определенные проблемы, но мы прилагаем все усилия для того, чтобы предприятие не просто работало, но и развивалось в условиях нынешней экономической ситуации и потребностей рынка.
Сейчас планируем купить новую матрицу на пельменный аппарат, и будем выпускать пельмени «Малышок» с различной начинкой для детей. Также в ближайших планах – расширить ассортимент выпуска консервов и выйти на рынок за пределы региона. Уже готовится документация на производство поджарки и гуляша в различных соусах, тефтелей, сосисочного и ветчинного фаршей. При наличии финансов хотим приобрести новую закаточную машину для консервации, чтобы крышки на банках выпускались уже по европейским стандартам – с ключом.