Вы здесь

Пятнадцать скрипок «Страдивариуса»

На репетиции царит душевная творческая атмосфера / Фото автора

Вчера, 13 декабря, все повелители смычка и последователи великого Паганини отметили профессиональный праздник – Всемирный день скрипки.

Этот инструмент по праву считается одним из самых популярных в мире, и в нашем заполярном крае у него тоже есть свои поклонники.

Три года назад при Дворце культуры «Арктика» образовался первый в культурной истории региона ансамбль скрипачей «Страдивариус», руководит которым педагог и музыкант Елена Ружникова.

По словам Елены Сергеевны, мечта о музыкальном оркестре пришла к ней ещё в детстве:

– Считаю, что мне очень повезло, в нашем дворе, где мы играли, было всегда много детей. Самостоятельно организовывали концерты: читали стишки, сценки ставили, пели песни для родителей и соседей. Мне тогда хотелось добавить в нашу программу какой-нибудь ансамбль. Ещё до музыкальной школы часто думала об этом. Заходила в магазин, где можно было купить гармонику, барабаны, маракасы, какие были у нас в саду.

Когда пришла пора поступать в музыкальную школу, на баян девочку не взяли – была очень хрупкая. На следующий год в город приехала преподаватель по классу скрипки, и первые шаги на пути к мечте были сделаны.

– Тогда, конечно, плохо понимала, куда я пришла, что это за инструмент, – говорит преподаватель. – Как и большинство северных детей из маленького города, я никогда не слышала её звучания, ведь телевизоры в домах только начали появляться. К тем, у кого они были, ходили всем двором, сидели на табуретках и даже на полу...

Учительница, Любовь Павловна Трипук, девочке очень понравилась. Душевная, интеллигентная, она приехала из Ленинграда, наверное, ей непросто было с детьми, которые толком ничего не видели и не знали. Но благодаря её терпеливому характеру, дети легко перенимали любовь к искусству и осваивали такой непростой инструмент.

В Архангельском музыкальном училище, куда моя собеседница поступила после окончания школы, скрипку преподавал Вилли Ицхакович Зельцер. Именно он показал студентке весь мир классической музыки.

– Это было удивительное время, – вспоминает Елена Ружникова. – Услышала, как скрипка звучит в камерном и симфоническом оркестрах, он объяснил, как нужно работать с музыкой, со звуком…

После училища Елена Ружникова приехала работать в нарьянмарскую музыкальную школу.

Это был 1986 год. Прошло 37 лет, Елена Сергеевна место работы не меняла. Под её руководством ансамбли учеников давали концерты в школе и на предприятиях, ребята выезжали и за пределы округа.

– На конкурсе в Архангельском музыкальном училище ансамбль нашей школы даже занял первое место, а там комиссия очень строгая, уровень высокий. Сейчас много платных конкурсов, где призовые места получают все, кто хочет, тогда такого не было. Сегодня от музыкантов ждут в первую очередь шоу, а когда ты играешь на скрипке, нельзя допустить ни одного неверного движения, должен быть сосредоточен на игре.

Объясняя это, Елена Сергеевна берёт в руки скрипку и показывает, как музыкант и инструмент во время игры составляют единое целое. Кисть и пальцы левой руки находятся там, где родится звук, этот импульс передаётся исполнителю, который пропевает каждую ноту композиции, и уже оттуда идёт к правой руке, держащей смычок.

– Мы не просто водим смычком по струнам, – говорит музыкант. – Так получится только скрип, можно даже попробовать. Скрипка отзывается именно на то, что музыкант поёт в своей душе, только тогда звук будет светлым и чистым.

Три года назад основным местом работы Елены Сергеевны стал Дворец культуры «Арктика», где она создала ансамбль из юных скрипачей. Над названием долго не думали: Антонио Страдивари, который всю жизнь посвятил поиску своего предназначения и не останавливался перед трудностями (а их было немало в его судьбе), стал примером для молодых музыкантов. Поэтому его имя и легло в основу названия – Страдивариус.

Сегодня пятнадцать скрипок «Страдивариуса» – именно столько ребят занимается у Елены Сергеевны – украшают многие и многие мероприятия Дворца культуры.

Пока мы беседуем, юные музыканты находятся тут же. Они только что отрепетировали своё выступление и уже готовы к выходу на площадку. В руках – пухлые нотные тетради, где, как птицы на жёрдочках, сидят пока молчаливые ноты. Совсем скоро случится волшебство, и они, повинуясь прикосновению смычка к струнам и внутреннему пению музыкантов, полетят к зрителям, наполняя сердца чудом встречи с искусством, вдохновением и желанием быть достойными этого чуда.