Для педагогов Максима и Екатерины Косенко школа посёлка Искателей стала вторым домом
Здесь началась история любви наших героев, когда были ещё подростками. Сюда же пришли работать учителями истории и обществознания. А в сентябре в первый класс родной школы пошёл их сын Клим. Как живёт семья преподавателей –читайте далее.
2005 год. Дискотека в актовом зале школы посёлка Искателей. За пультом диджея – девятиклассник Максим Косенко. Среди участников спектакля – десятиклассница Катя. Она ещё не знает, что этот парень, не сводящий с неё взгляда, в будущем станет мужем.
– Мы всё время учились рядом, ходили по одним и тем же коридорам, кабинетам. Но узнали друг друга только на этом вечере. Как будто и не виделись раньше, не замечали, – вспоминают супруги.
Стали дружить. Оказалось, что практически соседи: живут через пару домов. И столько общих интересов, тем для разговоров:
– Мы оба любили историю в школе. Идём домой с портфелями, какую-то тему обсуждаем, спорим. Странно это сейчас звучит, но так и было, – смеётся Максим.
Наука, которая изучает прошлое, настолько охватила подростков, что оба решили поступить на исторический факультет. Учиться уехали в Архангельск, экзамены сдавали в филиале Северного (Арктического) федерального университета в Нарьян-Маре. Правда, так получилось, что Максим был зачислен на юридическое направление. Но и эта профессия его поначалу привлекла.
Как здесь можно работать?
Город на Двине молодым нравился, но планов остаться здесь они не строили: всегда хотели вернуться домой. Катя ещё студенткой решила, что если и будет учителем, то только в родной школе:
– Я вообще не видела себя педагогом. Всё боялась, вдруг что-то не так скажу, дети будут смеяться. На последних курсах проходила практику в искательской школе, мне так понравилось! Вела уроки у шестиклассников и девятиклассников. Поняла, что смогу, справлюсь. Потом уже на пятом курсе, на каникулах, заглянула в школу: узнать, есть ли вакансия. Директором тогда была Дина Савватьевна Стрельцова, она обрадовалась, что я пришла. Оказалось, у них как раз свободна ставка!
Так 1 сентября Екатерина Владимировна взяла в руки мел, посадила за парты учеников, и слова «достаём двойные листочки» прочно вошла в её лексикон. Максим тем временем устроился на работу в суд. И чем глубже погружался в юридическую практику, тем больше понимал – ошибся с выбором профессии.
– Слушал рассказы жены о работе. У неё столько творчества! А я с бумагами. К тому же семью вижу пару часов в сутки: прихожу домой – и снова работать. Объём дел был большой. А им с сыном уже спать ложиться. Мне хотелось быть ближе, – вспоминает Максим.
А супруга придёт с уроков, всё в красках рассказывает: «Он вот как рассказал, представляешь! А знаешь, эта девочка так сделала!». Столько эмоций, глаза горят.
– Хотя порой я завидовала Максиму, что у него такая тишина и покой на работе. Первые полгода в школе я ходила с круглыми глазами, думала, как здесь можно работать?! Обстановка поначалу кажется дикой, очень шумно. А теперь на новеньких учителей смотрю, говорю: «Ничего, и ты привыкнешь», – смеётся Екатерина.
Муж всё больше заряжался энергией, которую несла в дом жена. И решил... получить второе высшее образование – педагогическое! Вот уже три года преподаёт вместе со своей избранницей.
Мозаика диалогов
Когда общие интересы любящих людей сливаются в совместную работу – происходит творческий бум. Поначалу педагоги ни дня не проводили без обсуждения уроков, вместе готовились к занятиям.
Дополнять друг друга – правило, которому в семье Косенко следуют негласно. Кажется, Екатерина и Максим даже не замечают, как ловко их диалог переключается с темы на тему. Со стороны кажется, будто большая красочная мозаика собирается по мелким кусочкам.
– Исторические вопросы мы часто обсуждаем. Особенно, если что-то интересненькое узнали, всегда надо обсудить. Максим любит что-то военное: смотрит про оружие, Первую мировую, Вторую мировую войны. Ещё нравятся викинги, самураи. Даже открытый урок про Японию провёл, так зарядился! – гордится мужем Екатерина.
– А у тебя любимая эпоха – дворцовые перевороты. Ты в ней отлично разбираешься! – поддерживает Максим. – Да и вообще, вроде столько времени учишься, читаешь, что-то узнаешь – и всё равно открываешь для себя каждый раз новое. Удивительно!
– Согласна! А ещё какую-то информацию ты понимаешь со временем.
– Да, была одна точка зрения, а потом подрастаешь, обуреваешь опытом – и думаешь уже по-другому.
– О, на классах так бывает. Вроде бы преподаёшь у детей одного возраста, но одни по программе идут, а другие такие вопросы задают, как-то нестандартно на тему смотрят. И ты тоже меняешься, сидишь потом, думаешь. То есть сам класс может навести на какую-то мысль, поменять твоё мнение.
К сложностям привык
Сейчас мозговые штурмы случаются, когда кто-то из семьи педагогов готовится к открытым урокам или особенным занятиям. Преподаватели шутят: после работы с детьми хочется прийти домой и просто помолчать.
Максим признаётся, главной сложностью в новой профессии для него стал именно поток людей: один выполнил задание и хочет ответить, второй тоже тянет руку, третий спрашивает не по теме, а двое отвлеклись и болтают. Столько имён, характеров. Все разные: тихие, громкоголосые, озорники и сорванцы, прилежные и послушные... К тому же на плечи молодого учителя сразу легло классное руководство:
– Думаю, пока освоюсь на новом месте. Но так сложилось, что 5 «А» (сейчас уже седьмой) стал моим классом. Предыдущая работа у меня была непростая, так что к сложностям привык. Да и Катя мне во всём подсказывала и помогала.
У Екатерины опыт классного руководителя уже был. Ещё шестиклассниками она взяла детей, которые в этом году стали «золотым выпуском» искательской школы: одиннадцатый класс ребята окончили с золотыми и серебряными медалями, отлично сдали государственные экзамены.
– Да, этот класс у меня был очень хороший. Умненькие дети. Мы много времени проводили вместе вне школы: собирались в выходные и смотрели разные фильмы, потом обсуждали; ходили в походы (самый масштабный был на Демидовку) с полной туристической амуницией, готовкой еды на костре и рыбалкой. Пару раз ездили в Тельвиску на игры-викторины по теме Великой Отечественной войны. Когда летом прощались, – все плакали. И я, и дети, и родители, –
вспоминает Екатерина.
– Да что уж там, даже я плакал! Так трогательно это было, – поддерживает Максим.
Большая школьная семья
Утро в семье педагогов начинается как у всех. Первой встаёт мама, готовит завтрак, будит сынишку. Клим открывает глаза к семи утра. Маленькие ножки встают с кроватки, топают на кухню. Папа – ночной житель, все дела он предпочитает делать вечером. Перекусил на ходу – и вот все трое спешат в школу. Расходятся по своим кабинетам, на перемене встречаются в столовой, улыбаются друг другу в коридорах.
– Профессия учителя не даёт тебе много свободного времени. Но в школе мы стали ближе друг к другу. Клим к нам иногда прибегает на переменах, дети его уже все знают, – отмечает Максим.
– Мои пятиклассники говорят: «Ваш сын нам уже как брат». Увидят его, кричат: «Клим, здорово!», – подхватывает Екатерина. – Я очень переживала, как ребёнок освоится в первом классе. Он у нас мальчишка характерный, в садике адаптировался долго. А тут всё прошло легко. Потому что мы были рядом.
Педагоги Максим и Екатерина Косенко признаются: ученики стали для них семьёй. Классному руководителю важно всегда быть на связи, поговорить с родителями, ответить на вопросы. Кажется, домой приходят лишь переночевать и побыть с одним ребёнком.
– Зато какой опыт общения с разными детьми! Тебе надо сделать так, чтобы хорошо было всем, чтобы на уроке никто не скучал, не отвлекался. Стараемся. В конце четверти проводим чаепития, к Новому году класс украшаем, – делятся моментами школьных дней преподаватели.
Учитель и мама года
И как всё успевать? В этом году Екатерина участвовала в конкурсе «Учитель года». На региональном отборе стала победителем, отправилась на федеральный этап.
– Окружной конкурс для меня не был напряжённым. Я спокойно подготовила открытый урок, хотя класс мне попался не примерный, а такой – хулиганистый! Но возможно поэтому занятие получилось более живым. Дети вели себя естественно, что-то спрашивали. Потом на мастер-классе предстояло показать, что такое интересненькое делаю со своими детьми. У меня была тема про развитие критического мышления. И ещё надо было провести педсовет по патриотизму, – вспоминает собеседница.
Победа для неё была радостной и неожиданной. А вот подготовка к финальному этапу – трудоёмкой, хлопотной:
– Я долго продумывала урок, саму идею: как сделать оригинальнее, интереснее. На самом этапе было нервозно. Многие приезжали с командами, их поддерживали, успокаивали. А я была одна. В следующий тур не прошла, но лучше узнала себя, набралась опыта. Думаю, все учителя должны хоть раз на таком конкурсе побывать.
Сил на этом непростом пути придавала семья. Муж взял на себя все обязанности по дому: готовил, прибирал, следил за сыном. Клим тоже приободрял, по-своему.
– Он переживает, когда мама уезжает. Спрашивает: «Куда опять? Кто тебя отправил? Давай я скажу, чтобы так не делали, и ты осталась дома», – пересказывает Максим.
– Да-да, никому нельзя уезжать! Ни маме, ни папе, – подтверждает первоклассник.
Расскажи мне про восток
Если к «Учителю года» Екатерина всё придумывала сама (так было проще), то к педагогическому дебюту Максима пара готовилась вместе. Историк участвовал в конкурсе молодых преподавателей «Прорыв года».
– Был просто поток мыслей! Начали с одной идеи, потом появилась другая, всё переделали. Темой открытого урока было культурное развитие Японии. С миру по нитке собирали реквизит: кимоно, маску, одна из учениц даже принесла катану. Всё прошло отлично! Дети – красавцы, вели себя хорошо, работали с учебником, с представленным материалом. Это оценило жюри. И я по итогу остался доволен, – вспоминает Максим.
Жена дополняет: «Но ведь поначалу не хотел пробовать!». Столько сил требует подготовка к занятиям. А кажется, чего там – 40 минут от звонка до звонка...
Лес, спорт и творчество
И всё же не вся жизнь учителей проходит в стенах школы. Они любят выбраться за город: пройтись по осеннему хрустящему мху или полюбоваться иголочками инея на заснеженных деревьях. Много читают. Стараются посещать культурные мероприятия. Слушают музыку.
– Клим часто ходит с бабушкой в музей или библиотеку. Недавно победил в олимпиаде по краеведению в школе. Приходит, а мне что-то взгрустнулось. И говорит: «Мама, чего ты расстраиваешься? Посмотри-ка, что мне сегодня дали!». И протягивает грамоту за первое место. На все вопросы правильно ответил, кажется, даже сам удивился, – гордится мама.
Дважды в неделю у супругов есть время на собственные увлечения. Максим посещает в спортзал, Екатерина занимается в хоре.
– Катя у нас вообще мастер на все руки! За что ни берётся – всё у неё получается. Она и рисует, и поёт, в музыкальной школе училась – на фортепиано играет и на укулеле, – муж искренне восхищается женой. – Скучно жить одной работой и сидеть без дела. Порой времени на всё не хватает, но как-то успеваем.
Главное правило Косенко – слушать и слышать друг друга. Заботиться. Всегда помогать, не оставлять другого без поддержки. Ведь вместе можно справиться со всем.
И приснится школа
Летом семья уезжает на море. Туда переехали родители, есть свой участок. Много дел в доме, в саду.
– Вот так копаешься в земле, на свежем воздухе – и отходишь от суеты школьных будней. Такая смена обстановки и нужна, чтобы отдохнуть. Но уже под конец лета хочется в школу: по детям соскучились, даже забываем, как их зовут, – раскрывает секреты учительского отпуска Екатерина.
Она признаётся, чем дольше не преподаёт – тем чаще ей снится школа. Когда сидела в отпуске по уходу за ребёнком, по ночам видела, как ведёт урок, спешит на перемене в кабинет:
– Это знак, что мне надо возвращаться. Девять месяцев я провела в декрете, а потом Максим меня сменил. Я так этого хотела! Даже была репетитором, помогала ребятам готовиться к экзаменам. В сентябре сыну ещё не было года, а я вышла с горящими глазами, хотелось работать и работать!
– А я с большим удовольствием сидел с ребёнком. И понял, какой это труд. Кажется, чего там, с дитём нянчиться. А тут свои заморочки, – уточняет Максим.
Впереди январские каникулы. Их семья проведёт дома: будут все вместе гулять с любимой собакой Никой, чаёвничать, общаться. И чем ближе будут подкрадываться рабочие дни, тем вероятнее, что приснится школа.