Вы здесь

Первая. Универсальная. Семейная

Светлана Антонова и Анастасия Гусева. Мама и дочь – доноры НАО / ФОТО АВТОРА

Светлана Антонова и её дочь Анастасия Гусева – универсальные доноры, ведь их первая группа крови, в случае необходимости, подойдёт любому реципиенту

На счету у Светланы Юрьевны – 72 донации, 29 литров сданной крови и звание почётного донора России. У Насти – 12 кроводач и спокойная уверенность в правильности семейного «кровного» выбора.

Встречаемся в отделении трансфузиологии, в чайной. Здесь доноры обычно подкрепляются сладким чаем с печеньем перед ответственным мероприятием. Но прежде всего обращаются в регистратуру к Светлане Юрьевне. Спокойная строгая блондинка знает каждого в лицо и по имени, группе крови, «плюсам» и «минусам», антигенам и фенотипам.

Дочь точно так же начинает привычную процедуру – сначала к маме и только потом в заветный кабинет, где, сжимая красное резиновое сердце в руке, доноры отдают красную настоящую кровь тем, кому она очень нужна.

Радуюсь возможности поговорить «за жизнь» с коллегами по общему делу, которое чужих людей делает кровными родственниками.

 

Папина памятка

На вопрос о медицинских корнях Светлана Юрьевна улыбается и отрицательно качает головой:

– Папа всю жизнь в милиции проработал, а мама – в строительстве. Юрий Александрович и Тамара Ивановна Медведевы. Может, знаете? – собеседница уже ко мне обращается с вопросом.

Нет, не уверена, но точно помнят и знают читатели газеты, ведь в маленьком городе каждый человек на виду, особенно если тот на своём месте. С папой Светланы Юрьевны связана важная история, о которой чуть позже, а пока – о первой донации. Отсчёт донорской карьеры женщина ведёт с 1983 года.

– Училась в Архангельске на воспитателя. К нам в педучилище раз в семестр приходили кровь брать, – вспоминает собеседница, – талончики на обед давали, мы в столовую бегали. На втором курсе я уже сама в отделение переливания крови приходила.

Когда новоиспечённый воспитатель вернулась в Нарьян-Мар, о донорстве некогда было думать. По специальности в детсаду поработала недолго, активистку пригласили в окружком комсомола.

Памятный случай произошёл в декабре 1991 года. Тогда у Светланы Юрьевны родилась дочь Настя, а отец в критическом состоянии попал в больницу.

– Нужна была кровь первой положительной группы, как у меня, но я только что родила и не могла с папой поделиться, – с горечью восстанавливает события декабря женщина. – Тогда в окружкоме комсомола кинули клич, на помощь пришла моя подруга, бухгалтер Галина Ступина. В архиве я нашла её личную карточку, где зафиксирована дата донации – 23 декабря 1991 года.

Светлана Юрьевна показывает пожелтевший листок, на котором от руки вписаны разные показатели, в том числе группа 0(I)Rh+, экстренно, количество взятой крови – 200 и штамп «Безвозмездно. Оплате не подлежит».

– Папа умер 27 декабря, а Галина Владимировна стала Настиной крёстной, – продолжает рассказчица. – Вот так смерть и рождение кровно нас повязали.

 

Держу себя про запас

Вернуться в донорский строй Светлане Юрьевне помогла ещё одна подруга, сотрудница отделения переливания крови Анна Юльевна Болотова. Так, с 2002 года донор Антонова стала регулярно сдавать кровь, в основном «по экстренке».

Это та самая срочная донация, когда безотлагательно нужна кровь конкретной группы, резус-фактора, а зачастую и фенотипа – определённого набора антигенов.

– Звонили на работу, привозили на скорой в старую больницу на Ленина, 4. Не сравнить с нынешними условиями, – собеседница жестами показывает, как в небольшом кабинете по деревянной лесенке забирались на кушетку, ложились, сдавали нужную порцию живительной влаги и по той же лесенке осторожно спускались с постамента. – Теперь совсем иначе! Места много, всё красиво и правильно организовано.

Дальше следует рассказ об отделении, куда деятельный пенсионер Антонова, неожиданно для себя самой, устроилась после семнадцати лет работы главным хранителем фондов Пустозерского музея. Любовь к порядку, умение систематизировать информацию, бережно относиться к документам и людям – то, что надо для работника регистратуры.

Донации здесь стали делом будто даже обыденным. К 2019 году таковых накопилось сорок, а это значит, в НАО появился ещё один почётный донор России.

– Никогда не спрашиваю, кому кровь. Сейчас сдаю редко, держу себя на всякий случай, хотя всегда чувствую себя после донаций прекрасно, – с улыбкой поясняет скромная героиня. – Вызовешь троих на тромбоциты, а один не придёт. Что делать? Сама иду.

 

Дочки-матери

– Ругаю её, хватит уже, пора остановиться! – вступает в разговор Анастасия, но тут же добавляет, понимающе поглядывая на мать. – Пока здесь работает, всё равно будет сдавать.

Сама молодая женщина не сразу последовала маминому примеру.

– Когда тебе кто-то рассказывает, пусть даже мама, всё равно опасаешься и хочешь лично убедиться: как это выглядит? В каком кабинете? Не станет ли тебе плохо? – перечисляет Анастасия факторы, которые многим мешают сделать решающий шаг.

Отринув сомнения, однажды она всё-таки дошла до отделения трансфузиологии. Пробный анализ крови выявил интересный факт. Вместо предполагаемого положительного – обнаружился отрицательный резус! К тому же гемоглобин, который доноры зачастую старательно нагуливают до нужной границы, у новенькой был на достойной высоте.

Ценному кадру несказанно обрадовался завотделением трансфузиологии Леон Миносян.

– Поругал меня, что скрывала редкого донора, – смеётся Светлана Юрьевна, – но я ведь и сама не знала, была уверена, что группа и резус у нас одинаковые!

Ценный кадр с 2018 года на донорском посту и теперь на собственном опыте может поведать подробности круговорота добра в природе. О выявленном «минусе» говорит с некоторой претензией, ведь зачастую тот создаёт проблемы для его носителей:

– Бывают сложности в репродуктивной функции. Если у мужа положительный, а у жены отрицательный резус, есть вероятность конфликта. С первым ребёнком ещё ничего, а вот со вторым надо быть начеку.

 

Витамины для Евангелины

Счастливо рождённая от «плюса» и «минуса» девочка трёх с половиной лет, чуть картавя, уверенно называет себя Евангелиной Кирилловной и мечтает стать спортсменкой.

Она умеет кататься на санках с горки, бойко прыгает по ступенькам лестницы и занимается физкультурой в садике.

А ещё с радостью помогает маме наводить порядок в квартире, а бабушке – в регистратуре. В единую донорскую базу Российского Красного Креста тоже вместе с бабушкой вступала. Личный пример близких – лучший витамин для ребёнка.

У Евангелины Кирилловны первая положительная группа крови и все предпосылки продолжить семейную донорскую династию.

– Это совсем не страшно и не больно, – утверждает малышка, ведь ни мама, ни бабушка ни разу не плакали после донаций.

До восемнадцати лет ждать совсем недолго, а потом – по привычному семейному пути в заветный кабинет. Там, сжимая красное резиновое сердце в руке, доноры отдают красную настоящую кровь тем, кому она очень нужна.

 

Доноры НАО

450 – всего доноров (на 01.01.2024)

246 – активные (3–5 донаций в год)

204 – резервные (1–2 донации в год)

196 – почётные доноры России (более 40 донаций)

836 – донаций в 2023 году

 

Доноры нужны каждый день

Отделение трансфузиологии Ненецкой окружной больницы

Адрес: г. Нарьян-Мар, ул. Авиаторов, 9б

Время работы:

– с потенциальными донорами: вторник, пятница с 8.00 до 9.00

– с действующими донорами: понедельник, четверг с 8.00 до 9.00

Справки по телефону 8 (81853) 4-20-91

 

Ирина Коткина,

координатор по донорству

Ненецкого регионального отделения

Российского Красного Креста