Вы здесь

Простите, что редко пишу

Как зарядить авто от плавучего атомного энергоблока – знает именитый автопутешественник Пётр Груздев

«Обещал угостить плюшкой и обманул! Стыдно до сих пор!» – так названо любительское видео, снятое где-то в архангельских лесах, по пути следования экспедиции «НАО-2020».
В кадре настоящий живой олень, невесть как оказавшийся на дороге и удивлённо взирающий на необычные автомобили с высокой крышей. За кадром – голос Петра Груздева. Того самого автолюбителя и путешественника, с которым довелось познакомиться в 2015 году во время экспедиции «Бросок в Заполярье». Знакомство продолжилось в 2016-м, когда с Большой земли до Варандея и обратно прошли три полноприводных «Соболя». Целью автопробега было опробовать различные комплектации русских машин на арктическом бездорожье. А фото трёх тюнингованных «Соболей» (красного, белого и серого) наверняка остались в смартфонах горожан после презентации в самом сердце Нарьян-Мара – на площади «Марад сей».

Назвался груздем – полезай в кузов

И вот новый сезон и новая экспедиция. На этот раз территория НАО стала полигоном для испытания без преувеличения уникальных автомобилей. Команда под руководством Петра Груздева придумала и реализовала авторский проект Lärgus Käreliä.
– Давно хотел построить моноприводную машину, которая бы подходила для длительных путешествий с возможностью автономного проживания, независимо от климата, – рассказал в телефонной беседе идеолог проекта. – На базе LADA Largus это вполне реально было сделать. Главными особенностями авто стала высокая крыша и трансформируемый салон.
– Зачем такая крыша? – удивится читатель. – Ехать стоя?
На самом деле, чтобы людям было комфортно путешествовать. В том числе инвалидам-колясочникам.
– В Карелии мы организуем фестивали по спортивному туризму «Партала» для спортсменов-любителей с ограниченными возможностями здоровья, – пояснил Пётр Груздев. – В июле 2019 года состоялось пятое по счёту мероприятие. Надо видеть, с каким энтузиазмом и горящими глазами ребята-колясочники рвутся участвовать. Поэтому специальная машина по адекватной цене, оборудованная для таких людей, обязательно будет востребована. Во время планирования маршрута «НАО-2020» хотел ребят-колясочников провезти по точкам. Но когда доехали до Кирова, решил не обрекать людей на неоправданный экстрим. Уж очень в этом сезоне погода подвела – не дороги, а сплошное мучение. Зимы практически не было, асфальт таял вместе со снегом, оставляя ямы и грязь. Замучались машины мыть для фотосессий…

«Две зимы без Нарьян-Мара – разве ж это жизнь?»

Именно так в популярной соцсети Пётр Груздев ответил на вопрос, когда же уникальные «Ларгусы» прибудут в столицу НАО. Ведь с нашим городом у него особые отношения.
– Чем дальше на север, тем чище снег и люди, – говорит путешественник. – Ваш регион обладает уникальными возможностями для развития туризма. Всё-таки не оставляю задумку сделать межрегиональный маршрут в рамках «Серебряного ожерелья России».
Маршрут «НАО-2020» планировали с размахом, учитывая солидный опыт дальнобоев по всей России. В течение месяца Петру Груздеву и его единомышленникам предстояло пройти 10 000 километров. Пятого марта был дан официальный старт из Тольятти. Именно там, на базе дочернего предприятия АвтоВАЗа собирали «Ларгусы». Дальше их ждали в Казани, Кирове, Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Усинске и самой северной точке маршрута – Нарьян-Маре.
– Зимник прошли без проблем, своим ходом, ни к кому не цеплялись и друг друга не дёргали, – говорит Пётр Груздев. – Впервые видел Нарьян-Мар и Усинск такими слякотными в это время года. Презентовали наши авто на снегоходных гонках «Буран дей». Очень огорчился, что в суматохе не мог толком обнять и расцеловать работников Центра арктического туризма, которые за годы моих путешествий в НАО стали как родные. Мы даже логотип на машинах сделали в виде турцентра. Поэтому со страниц «Красного тундровика» им всем низкий поклон! А всех знакомых прошу простить, что редко пишу – в дороге часто нет связи.
Обратно планировали идти через Сыктывкар до Архангельска, родную Сортавалу и Санкт-Петербург. Затем обратно в Толь­ятти через Вологду, Киров, Чебоксары и Казань. Но все карты спутал коварный коронавирус.
– В Петрозаводске ввели жёсткие карантинные меры, – вспоминает Пётр. – Одновременно закрылись дилерские центры LADA по всей стране. Презентации на обратном пути пришлось отменить. Миновали Питер, через Вологду и Ярославль рванули сразу в Тольятти. Чтобы не рисковать, ехали в масках, держа наготове документы о том, что мы должны были вернуть машины на завод.

Карельский Илон Маск

Вы думаете, что на этом всё и закончилось для упрямого карельского мужика? Но что нас не убивает, то делает сильнее. И тот, кто вырос в маленьком городке Пудож (напротив Петрозаводска через Онежское озеро), всегда готов к испытаниям.
В биографии нового героя «Линии жизни» было всего и много. Ходил на торговых судах судовым радистом. После армии трудился в питерском рок-клубе, был продюсером музыкальных групп. После возвращения в родную Сортавалу занялся бизнесом. Заработанные средства вкладывает в реализацию различных, в том числе социально ориентированных проектов. Что роднит его с Илоном Маском? Наличие младшего брата и стремление к высокому полёту.
– В планах после доработки запустить машины в малую серию, – резюмирует Пётр Груздев. – Ещё хочу поставить рекорд: зарядиться от самого северного атомного зарядного устройства. Всего-то и надо: доехать до Певека и поставить «Ларгус» на зарядку рядом с ледоколом «Академик Ломоносов». Прямо вижу, как кричу палубному матросу, мол, надо подзарядиться. И он бросает мне провод с борта высотой свыше двадцати метров. А я с невозмутимым лицом включаю «Ларгус» в розетку. Это было бы забавно...

 

Справка «НВ»
Груздев Петр Николаевич – автолюбитель, путешественник. Председатель КРОО автолюбителей «Спортивно-туристический автоклуб «Сортавала – полный привод». Председатель комиссии «авто-мото» Федерации спортивного туризма Карелии. Член Карельского отделения Русского географического общества. Спортивный судья первой категории. Руководитель автомобильных маршрутов и испытательных пробегов для ГАЗ и ВАЗ, в том числе в арктических зонах России.