В Нарьян-Маре на базе ДЮЦ «Лидер» создается региональный центр детского технического творчества. До 2021 года в округе должны появиться шесть кванториумов по техническим и естественнонаучным программам: робоквантум, IT-квантум, геоквантум, аэроквантум, биоквантум и автоквантум.
За сложными названиями скрывается простая суть – вывести техническое направление как вид дополнительного образования на новый уровень в регионе.
О кванториумах и других умных словах в округе активно говорят с прошлого года. Несколько месяцев площадкой для экспериментов был ДЮЦ «Лидер». Сначала из учреждения хотели сделать спортшколу и готовить кандидатов в сборную страны. Потом, что называется, легенда поменялась. «Норд», «Старт» и «Лидер» решили объединить в одну структуру. Планировали сделать упор на массовый спорт. Но метания прекратились лишь на третий раз. Президент Владимир Путин через правительство и Агентство стратегических инициатив предложил регионам создать многофункциональные ресурсные центры. К Владимиру Владимировичу в НАО прислушались, и дело снова приняло новый оборот. Профильный департамент оперативно разработал концепцию Центра технического творчества на базе «Лидера». Чего греха таить, дело нужное. Начальник управления образования Лиана Храпова лишь вздыхала, озвучивая не очень приятную статистику – в 2017 году только один процент детей в регионе был занят техническим творчеством. В этом – в районе трех процентов. Через три года должно быть 18. Об этом заявляют окружные власти.
Повысить неутешительные показатели планируется, в том числе в рамках регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей НАО». Согласно документу, в округе все будет хорошо. В смысле по отдельным направлениям. На создание Центра технического творчества планируется потратить около 55 миллионов рублей. В этом году 29 миллионов уйдет на закупку оборудования для био- и геоквантумов. Цель глобальная – через три года не менее 75 % детей должны получать качественное дополнительное образование. Ну и надо будет подтянуть, повторимся, техническое творчество с его тремя процентами.
В этом деле хорошо подсобили нефтяники. Компания «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» выделила девять миллионов рублей на развитие дополнительного образования. На эти деньги закупили и доставили в Нарьян-Мар оборудование для робоквантума и IT-квантума. Часть средств направили на оснащение кабинетов физики и химии для пяти сельских школ.
Движущаяся платформа
Новое оборудование для робототехники опробовали на минувшей неделе в школе № 4. Мастер-класс для директоров учебных заведений города, Тельвиски, Красного, учителей информатики и учеников провел основатель и продюсер компании «Роббо» Павел Фролов. По его словам, в робоквантуме представлены четыре основных учебных продукта – программирование и управление роботами, сборка из готового конструктора, изобретение собственных роботов и последующее их создание при помощи 3D-принтера. Таким образом, дети пройдут путь от простого к сложному.
– Сейчас между ребятами проходят соревнования. Цель – быстрее всех запрограммировать робота на выполнение трех задач. Чтобы дети могли с этим справиться, мы провели обучающий урок с подключением местных педагогов, – рассказывает наш собеседник. Мы находимся в кабинете информатики, где десятки ребятишек возятся с робоплатформами, что-то сосредоточенно смотрят на компьютере, познавая азы робототехники. Педагоги подсказывают юным исследователям, как надо действовать. Учитель информатики школы № 4 Наталья Михайлова уже три года ведет кружок по робототехнике, но за эти дни получила немало полезной информации.
– Павел дал новые знания в этой области, много интересного для себя открыли. Вчера с педагогами занимались около шести часов и то не все успели разобрать. Особенно сложно давалась терминология, но сейчас уже есть некая определенность, – делится впечатлениями от мастер-класса Наталья Владимировна.
«Ракета» победила
Пока мы разговаривали о методах работы, ребята из команды «Ракета» справились со всеми поставленными задачами и одержали первую маленькую победу в робототехнике. У некоторых детей возникли затруднения. У Карины Дуркиной и Сабины Мамуровой, например, в глазах читается недоумение. Девочки не могут разобраться с третьей частью испытания. Сложно, говорят.
Другому девичьему тандему решаюсь задать провокационный вопрос:
– Может быть, роботы – это все-таки для мальчиков?
Девочки категорически не согласны.
– Нет, ну это сексизм какой-то, – уверенно парирует пятиклассница, подбирая не по годам взрослую формулировку.
Такого мнения придерживается и Павел Фролов. По его словам, перед преподавателями стоит задача рассказать и показать школьникам, особенно девочкам, что робототехника – это не страшная, а интересная и полезная наука. Кто-то из юных представительниц прекрасного пола уже проникся к ней и хочет заниматься в профильном кружке.
Основатель компании «Роббо» с детства зачитывался фантастическими рассказами Гарри Гаррисона и Айзека Азимова. При виде заголовков наподобие «Робот и космос» у него загорались глаза. Выучился на айтишника, потом связал жизнь с компанией Линуксцентр.
– Изначально занимались информационной безопасностью и программным обеспечением, начали внедрять его в школах страны. Это был большой проект, в котором задействовали 36 регионов. Развернули сеть центров подготовки. В процессе продолжительных наблюдений поняли, что есть свободная ниша – робототехника. На то время она плохо внедрялась в школах, методик обучения не было, вот мы и написали свою, – рассказывает собеседник, украдкой кидая взгляд на ребят, с удивлением рассматривающих робоплатформы.
Образовательные проекты компании, которую возглавляет Павел, представлены в одиннадцати странах мира, на ее счету – победы не в одном престижном конкурсе. Среди них – «Google Rise Awards» и «Fin Landing».
От Lego до роботов
... Из общей массы ребят выделяется один паренек. В отличие от остальных занимается отстраненно. На полу развернул большой баннер с замысловатыми схемами, что-то круг-лое держит в руке и азартно шлепает по клавиатуре. Ярослав Чуркин пытается запрограммировать робоплатформу. Этот круглый робот должен пройти по заданной траектории, не сбиваясь с пути. Пока не получается. На мастер-класс по робототехнике пришел с руководителем Александром Лапановичем. Азы моделирования юноша начал получать именно у своего педагога, если не считать домашнего баловства с конструктором Lego. Такое увлечение позволяет ему каждый раз узнавать что-то новое, креативно мыслить и искать нестандартные решения:
– Мне нравится это направление, можно самому создавать программу, придумывать и собирать все, что душе угодно. Если заниматься этим серьезно, то возможности тут безграничны, – рассуждает Ярослав. Юноша учится в Тельвисочной школе и регулярно ездит в город на занятия по робототехнике.
Робоплатформу он видит впервые, но это не мешает успешно выполнить задание. Прошлым летом Ярослав получил новые знания по технической программе в детском образовательном центре «Смена». Там ребята занимались моделированием, химическим анализом, управляли квадрокоптером. Наш собеседник не изменил пристрастиям и окунулся в безграничный мир робототехники.
– Хочу стать инженером-программистом, – признается Ярослав.
Его робоплатформа, словно нехотя, встает на нужную линию и медленно движется по черному контуру. У парня появляется улыбка. А ведь точно будущий инженер!
А ты записался?
По словам директора ДЮЦ «Лидер» Андрея Федотова, после мастер-классов желающих заниматься робототехникой стало больше. За несколько дней в кружок записались двадцать детей. До этого в ДЮЦ «Лидер» обучались техническому направлению 140 детей в возрасте от 5 до 14 лет.