Вы здесь

Семь раз отмерь

В понедельник вечером закончился прием документов от потенциальных претендентов на должность главы Нарьян-Мара.

Кандидаты представили необходимые документы в городской Совет, откуда они переданы в конкурсную комиссию. Круг претендентов позволяет сделать как минимум два твердых вывода. Во-первых, власть в городе сменится, поскольку нынешний мэр Татьяна Федорова подавать документы не стала. Во-вторых, борьба за кресло градоначальника обещает быть нешуточной: все без исключения кандидаты – известные в Нарьян-Маре и в округе люди.
Первой документы представила председатель горсовета Ольга Старостина, последним – директор ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» Александр Цыварев. Кроме того, в кампании примут участие ведущий менеджер по связям с общественностью представительства НАО в Санкт-Петербурге, заместитель председателя горсовета Виктор Кыркалов, директор КУ НАО «Служба материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти НАО» Андрей Бережной, заместитель губернатора, руководитель департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО Олег Белак, первый заместитель главы Нарьян-Мара Александр Бебенин и советник губернатора Сергей Свиридов.
Теперь конкурсная комиссия, куда входят по пять представителей главы округа и депутатов горсовета, проведет собеседование с каждым претендентом. Это произойдет 30 января. Кандидат будет оцениваться на основании представленных им документов и результатов собеседования. Предпочтение будет отдано претендентам с высшим профессиональным образованием, обладающим знанием Конституции РФ, федерального законодательства по вопросам деятельности органов местного самоуправления, Устава Нарьян-Мара, имеющим навыки оперативного принятия и реализации управленческих решений, публичных выступлений, ведения деловых переговоров.
Комиссия должна отобрать не менее двух кандидатов и представить их депутатам горсовета. Именно они открытым голосованием простым большинством голосов (не менее восьми) определят, кто станет новым главой Нарьян-Мара. Сессия состоится в течение 10 дней после поступления решения комиссии в представительный орган муниципалитета.
«НВ» решила предоставить слово каждому из кандидатов. Они рассказали нашим корреспондентам, какие проблемы для города считают ключевыми и решение каких задач должно стать первоочередным. Вопрос был сформулирован так: ваши первые три шага на посту градоначальника?

Ольга Старостина:
– Три первых шага? Учитывая ситуацию в городе, вряд ли всего три предпринятых шага смогут оперативно решить хотя бы треть проблем из существующих в заполярной столице. Первое, что надо сделать, это сформировать работоспособную команду, где единственным критерием для отбора будет профессионализм. Уверена, заинтересованные в конечном результате, неравнодушные и в то же время квалифицированные специалисты смогут эффективно управлять трудовыми и материальными ресурсами города. Тогда сообща, единой командой мы сможем не только нейтрализовать застарелые проблемы, но и живо реагировать на новые вызовы, которые неустанно подкидывает нам жизнь.
Второе. Сделаю все от меня зависящее, чтобы в публичном пространстве прекратились взаим-ные упреки между органами муниципалитета и округа. Все мы работаем для людей, поэтому основная наша задача – сделать жизнь горожан лучше.
А третье, перефразируя классика: «Работать, работать и работать». С полной отдачей сил, знаний и опыта. Решать конкретные проблемы конкретных людей, микрорайонов, дворов, муниципальных предприятий. Чтобы нарьянмарцы гордились своим городом, а гости чуточку нам завидовали.

Виктор Кыркалов:
– Моим первым шагом как мэра Нарьян-Мара, если я им стану, будет наведение порядка во взаимоотношениях города и округа. Точнее, это шаг к первому шагу, поскольку работа эта очень непростая, учитывая ее запущенность. Ни для кого не секрет, что конфликт между городской и окружной властью длится давно и ничего хорошего нарьянмарцам он не принес. Нужно наметить алгоритм решения этой проблемы и последовательно снимать все спорные вопросы.
Вторым шагом станет ревизия затрат на содержание муниципальных органов власти. Невооруженным глазом видно, что они раздуты. Примерно треть расходов городского бюджета приходится на муниципальных служащих. К слову, в большинстве небольших городов России, к которым относится и Нарьян-Мар, эта доля составляет 10–15%. Уверен, что с изменением структуры управления окружным центром улучшится и жизнь горожан. Высвободившиеся средства я направлю на решение острых проблем Нарьян-Мара. А их, как все мы знаем, хватает.
Одной из таких проблем является благоустройство Красного города, вернее, местами его полное отсутствие. Мой третий шаг – причем решительный! – будет сделан в отношении дворов, детских и спортивных площадок, внутри-квартальных территорий. Словом, городской среды. Ее давно пора приводить в божеский вид. До сего дня это не удавалось, как нас убеждали, из-за отсутствия денег. Вы спросите меня: где я найду деньги на третий шаг? Отвечу: найду их, сделав первый и второй.

Андрей Бережной:
– Одной из первоочередных задач главы городской администрации я считаю проведение серьезного анализа текущего состояния городских учреждений и предприятий. Сегодня не вызывает сомнений необходимость корректировки их работы, я говорю о предприятиях жилищно-коммунального комплекса в первую очередь. Мы живем в новых экономических условиях и, руководствуясь этим, должны в отношении каждого предприятия составить план дальнейшего развития. В отношении некоторых муниципальных предприятий правильно, наверное, было бы применить формулировку «финансовое оздоровление», но я сторонник постоянного движения вперед, поэтому говорю сейчас о планах развития.
Второе направление, на которое необходимо обратить внимание – это программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Здесь также необходим анализ исполнения программы, а также налаживание взаимодействия городской и окружной властей. Ведь страдают обычные люди, которые приходят за информацией о переселении. Их начинают «футболить» между разными городскими и окружными инстанциями. А у любого простого жителя города и округа должно быть четкое понимание того, куда его переселят и в какие сроки. Власти всех уровней должны наладить конструктивный диалог, особенно в такой сфере как обеспечение граждан достойным жильем.
Третье направление, на которое, я считаю, необходимо обратить особое внимание – более активное привлечение органов территориального общественного самоуправления к решению городских проблем. Как стимул – увеличение размера грантов, направленных на реализацию социально значимых проектов. Надо выстроить систему, при которой мнение людей, живущих на конкретной территории, максимально учитывалось бы при составлении различных программ.
Кроме того, необходимо навести порядок в деятельности управляющих компаний. Это – наша постоянная болевая точка. И надо сделать так, чтобы УК перестали быть источником роста задолженностей перед поставщиками услуг и ресурсо-снабжающими компаниями.
Мое четкое убеждение: мэр – это в первую очередь хозяйственник. Его выбирают, чтобы он сделал жизнь горожан лучше. Политиков у нас достаточно. Грамотное планирование, рациональное толковое хозяйствование, стратегия дальнейшего развития – в приоритете. Если мы только проедаем то, что получаем, лучше не будет.
Зачем мне это нужно? Считаю, что профессионального опыта, энергии и способностей хватит, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Здесь вырос мой старший сын, сейчас подрастает младший. Конечно, город за последние годы похорошел и расцвел, но можно было сделать значительно больше.

Олег Белак:
– В Нарьян-Маре я прожил всю жизнь, поэтому проблемы города меня волновали всегда. Согласитесь, у нас до сих пор отсутствует система благоустройства, которая могла бы позволить нарьянмарцам чувствовать себя комфортно. Мы не говорим о чем-то глобальном, речь идет о простых ключевых вещах – благоустройстве дворов и территорий, создании инфраструктуры и коммуникационной среды – того же wi-fi в определенных местах города.
Изменить жизнь людей к лучшему – вот главная задача власти. Безусловно, нельзя сказать, что нынешние городские власти ничего не делают, однако с 2000 годов, когда были построены первые монолиты, наш город «застыл». Поэтому, если сравнивать Нарьян-Мар с другими заполярными городами, степень его благоустройства, надо сказать, достаточно отстала. Что мешало при достаточно большом финансовом обеспечении ранее сделать пешеходные зоны, предположим, на Сахалине или улице Юбилейной? Да что говорить об отдаленных микрорайонах, когда у нас даже в центральных не все в порядке.
Уверен, что городу сегодня не хватает элементарного внимания и доброго отношения к чаяниям горожан. Хотелось бы сделать его удобным и комфортным для проживания и, если мне доверят, постарался бы свои намерения исполнить. Что касается первых шагов, то, как и на любом поприще, они всегда связаны с организационно-правовыми решениями. Необходимо рассматривать утвержденный бюджет, приоритеты, штатное расписание и уже потом, исходя из этих составляющих, начинать работу. Но самая важная заповедь здесь – не навреди. Решения не должны приниматься скоропалительно, они должны быть взвешенными и выверенными, в том числе и с учетом мнений депутатов городского парламента.

Александр Бебенин:
– Претендовать на кресло градоначальника мне позволяют знания, силы и достаточный опыт. У любого руководителя есть свой стиль управления. Начинать необходимо отталкиваясь от понимания того, что мы делаем, какими силами и финансовыми возможностями располагаем. Не секрет, что необходимым условием для движения вперед является способность быстро откликаться на самые злободневные проблемы, которые ставит общество и сама жизнь. Поэтому под задачу «что мы делаем» вывел бы на первое место встречи с населением. Именно они позволят выстроить вектор первоочередных, стучащихся в жизнь проблем. Наша же задача решать их и делать жизнь нарьянмарцев лучше и комфортнее. Второй шаг – формирование кадров, ведь очень важно, кто и чем должен заниматься. Ну а третий – прозрачность бюджета, особенно в расходной части.

Сергей Свиридов:
– Как житель Нарьян-Мара я хотел бы, выходя утром из дома, прогуляться по очищенной от снега и мусора дорожке, а вечером припарковать машину на свободное пространство в аккуратном дворе. Проще говоря, хочется, чтобы в нашем городе решались хотя бы самые насущные проблемы.
Однако при том бюджете, который мы имеем, решаются только проблемы бумажные. Выплачивается зарплата чиновникам, производящим не услуги, а бумаги.
Сэкономленные средства можно будет направить на развитие Нарьян-Мара. Скажем откровенно: сегодня крайне мизерна поддержка городом малого и среднего бизнеса. В муниципальном бюджете, который сегодня принят, я не вижу возможностей для создания новых рабочих мест. При этом количество безработных горожан растет. Следовательно, надо изыскать средства на исправление положения. За счет чего, я уже сказал.
Настораживает большое количество непрофильных активов, которые содержатся за счет города. Пример: газета, которую содержит муниципальное предприятие «Чистый город». Освобождение от них позволило бы улучшить качество услуг, оказываемых нарьянмарцам.
Моим вторым шагом будет наведение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве, благоустройстве и транспорте. Сегодня основные муниципальные предприятия в городе убыточны. При том, что утвержденные им тарифы выше, чем в других северных городах. Надо вскрывать причины убыточной работы при высоких тарифах. Но уже сейчас можно сказать, что главной причиной такого положения являются раздутые расходы на содержание аппарата управления.
Не могу не сказать о такой наболевшей теме как создание доступной среды для инвалидов. Если я буду избран главой города, то шаг в этом направлении, безусловно, станет одним из первых. Сегодня город, в том числе подведомственные мэрии учреждения, недоступны для людей с ограниченными возможностями. Да и сама мэрия тоже. Пандус там есть, красивый такой... Но когда инвалид его преодолеет, то наткнется на крутой порог. А дальше – на ступеньки.
На мой взгляд, в городе мало внимания уделяется товариществам собственников жилья, некоммерческим организациям. А ведь им можно было передать многие функции и услуги на исполнение.
Считаю, что главным принципом в работе главы города должны стать прозрачность и открытость.

Александр Цыварев:
– Имея за плечами административный опыт в хозяйствующих субъектах, для будущего мэра Нарьян-Мара на первоначальном этапе я определил бы три основные задачи – это ЖКХ, экономика и кадровая политика.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства приоритеты в деятельности исполнительной власти определяют сами жители города, и они, по моему глубокому убеждению, должны являться главным руководством к действию для главы муниципалитета. Я говорю о качественном водо- и теплоснабжении. Последние морозы в очередной раз показали несовершенство в этой сфере: люди замерзали в своих квартирах, причем речь идет и об относительно новых жилых домах. Считаю, что погоня за количеством квадратных метров не должна идти в ущерб качеству строящегося жилья. Контроль со стороны муниципальной власти здесь должен быть четким. Что касается водоснабжения, качество воды должно стоять в приоритете, ведь человек, неся немалые расходы на коммунальные услуги, должен получать эти услуги в соответствии со всеми установленными нормами, а у нас в XXI веке из кранов течет ржавая вода...
Говоря об экономическом развитии столицы округа, мы должны понимать, что всякое движение вперед должно быть спланировано, в противном случае это просто бессмысленный хаос. Не должен отдельно взятый город, претендующий на высокое звание столицы Русской Арктики, развиваться сам по себе, отдельно от государства и региона. Считаю, задача мэра состоит в разработке и утверждении четкой стратегии развития территории. Имея план, согласованный в первую очередь с жителями города, необходимо выстраивать его дальнейшие перспективы.
И еще одна немаловажная задача, которую должен поставить перед собой будущий мэр, это кадровая политика. Убежден, что расходы на содержание чиновников должны быть приведены в полное соответствие с теми полномочиями, которые на них возложены. Увеличение количества задач, стоящих перед властью, безусловно, требует больших затрат на кадровый ресурс, в то же время при сокращении полномочий разумным шагом мне представляется и снижение числа чиновников. Простые истины, казалось бы. Наверное, немногие из нас могут позволить себе тратить весь свой доход исключительно на себя, любимого, когда за нами семьи – жены, дети, родители. Так должно быть в любом хозяйстве – ведь за властью стоят люди, и именно улучшение качества их жизни должно стать главной целью мэра.

 

Справка «НВ»
Полномочия действующего мэра Татьяны Федоровой истекают 3 марта 2017 года. Она была избрана на прямых выборах пять лет назад. С тех пор окружное законодательство изменилось. Теперь мэр избирается горсоветом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. При этом функции главы и сити-менеджера (главы администрации) будут совмещены.