Депутат Госдумы Сергей Коткин – о роли НАО в реализации арктической стратегии России
Регионы с прямым выходом к трассе Северного морского пути обладают серьёзным конкурентным преимуществом, поскольку в перспективе Арктика будет играть всё более и более возрастающую роль в мировой экономике.
Главное – суметь грамотно распорядиться этим карт-бланшем, своевременно ответить на вызовы инновационного развития и не упустить уникальный исторический шанс. Такое мнение высказал депутат Госдумы от НАО Сергей Коткин в интервью корреспонденту газеты «Няръяна вындер».
В соответствии с утверждённым в конце прошлого года распорядком работы депутатов Госдумы на весеннюю сессию (с 9 января по 28 июля) апрель стал единственным месяцем без так называемой региональной недели, когда парламентарии должны работать с избирателями на местах. Тем не менее наш депутат Сергей Коткин посчитал необходимым приехать хотя бы на один день в Нарьян-Мар, чтобы провести несколько запланированных ранее встреч. По своему обыкновению он выкроил время и для общения с прессой.
Этот наш разговор с Сергеем Николаевичем практически полностью был посвящён проходившему в апреле в Санкт-Петербурге V Международному форуму «Арктика – территория диалога», в работе которого депутат принимал активное участие.
– Как вы полагаете, стоит ли ожидать, что в ближайшее время резко ускорится процесс принятия решений по вопросам арктической повестки?
– Мы обязаны обеспечить такой прорыв. Если не сделаем этого, то окажемся на обочине мировой истории. Россия – в определяющей степени именно северное, арктическое государство, нежели какая-либо из других стран. Арктическая зона РФ занимает площадь более 9 миллионов квадратных километров, где проживает около 1,5 млн человек. Да, это всего лишь 1% населения России, но около 40% населения мировой Арктики. Причём на этой территории создаётся 12–15% ВВП нашей страны, обеспечивается около четверти российского экспорта.
Поэтому, думаю, отнюдь не случайно в Санкт-Петербурге главой государства были сделаны очень серьёзные заявления. Как не случаен и беспрецедентно высокий интерес в мире к этому событию. Напомню, что в город на Неве приехали президент Финляндии Саули Нии-нистё, президент Исландии Гудни Торлациус Йоханнессон, премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг, премьер-министр Швеции Стефан Левен, министры иностранных дел Дании и Норвегии Андерс Самуэльсен и Ине Мари Эриксен-Сёрэйде.
На форум прибыли представители министерств иностранных дел восьми государств, а также Европейского союза. Участниками дискуссии стали главы таких профильных международных организаций, как Арктический круг, Арктический экономический совет, Совет Баренцева Евроарктического региона, Союз саамов. В числе участников были генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации Петтери Таалас и исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН об изменении климата Патрисия Эспиноса Кантельяно.
Россию представили семь федеральных министров, 10 руководителей федеральных агентств и служб, а также главы 15 субъектов Российской Федерации.
Чем было обусловлено такое внимание к этому форуму? Наверно, уже не осталось скептиков, которые не верят в большое будущее Севморпути. По сравнению с Суэцким каналом СМП позволяет сэкономить тысячи тонн топлива и время: 3-4 недели вместо 6-7 недель. По этому маршруту путь от Роттердама до Иокогамы короче на 7 100 км.
В 2018 году объём перевозок по Севморпути составил 20 миллионов тонн, втрое превысив рекордные показатели 1987 года. Поставлена задача нарастить этот объём к 2025 году до 80 млн тонн, что выглядит вполне реалистичным, если принимать во внимание модернизацию оте-
чественной арктической флотилии. Через полтора десятка лет она будет насчитывать не менее 13 тяжёлых линейных ледоколов, из них девять атомных.
– Чтобы окупить затраты, они должны быть загружены работой. В связи с чем особую важность приобретает тема предоставления неких преференций бизнесу, идущему в Арктику. Потребуется внесение изменений в законодательство, но поддержит ли такие предложения депутатский корпус?
– Это, безусловно, необходимо сделать, что касается не только крупного, но и малого бизнеса. Но нужно определить, начиная с какой суммы инвестиций предприниматель мог бы рассчитывать на государственную поддержку. Пять миллионов? Или два-три? Президентом дано поручение правительству разработать проект специального федерального закона об особой системе льгот и преференций для инвесторов Арктической зоны. Он должен быть внесён в Госдуму в ближайшее время, чтобы рассмотреть и принять его уже в осеннюю сессию.
Кроме того, на правительство возложена обязанность до 1 июля откорректировать все 12 национальных проектов с учётом арктической специфики. Но этим повестка не исчерпывается. Уже в этом году есть цель подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов.
– И с чем это связано?
– К сожалению, пока что многие положения федеральных законов носят декларативный характер, не способны к прямому влиянию на жизнь в Арктической зоне. Например, обозначено, однако практически не реализовано право коренных малочисленных народов на со-здание территорий традиционного природопользования федерального значения. Общины коренных малочисленных народов не могут закрепить за собой земельные участки с охотничье-промысловыми угодьями, олень-
ими пастбищами и рыбопромысловыми участками в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, в результате не имеют возможности получить долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, квоты на вылов рыбы для личного потребления.
– А почему так происходит?
– Организационные механизмы содействия устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока несовершенны и подвержены частым изменениям. Например, за 15 лет проблемами коренных народов в разное время занимались Госкомсевер, Министерство по делам национальностей, Минрегионразвития России и много кто ещё. В результате многочисленных структурных преобразований федеральных органов исполнительной власти утрачена законотворческая память, то есть наработанный ранее богатый опыт решения проблем коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Взаимодействие федерального, регионального, муниципального уровней в решении этих вопросов неэффективно, к сожалению. Именно эту диспропорцию всемерно постараюсь изменить в пользу моих избирателей, земляков.