Вы здесь

Гаражи во дворах: быть или не быть?

Всем известно, что гаражи в заполярной столице долгое время строились без учета развития городских территорий. Сейчас ситуация изменилась. Появились новые требования и правила застройки. В соответствии с ними готовятся изменения в генеральный план Нарьян-Мара.

О том, как администрация округа и Нарьян-Мара собирается решать проблемы благоустройства дворов за счет упорядочения гаражной застройки, журналистам рассказал заместитель руководителя департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Михаил Фомин.
Наш собеседник отметил, что гаражи мешают строительству и обустройству новых микрорайонов на месте снесенных ветхих и аварийных домов, а также на участках, где такой снос предстоит в ближайшее время. Сейчас упор делается на комплексную застройку микрорайонов, в основе которой лежит безопасность, экономичность, функциональность и гигиеничность как самого объекта жилищного строительства, так и территорий вокруг него.
Во дворах должны быть созданы все условия для комфортной жизни жильцов: площадки для игр детей, отдыха взрослых, занятий физкультурой, для хозяйственных целей и выгула собак, стоянки автомобилей. А также озеленения.
– Главный лозунг сегодня: «Двор должен быть для людей, а не для машин», – подчеркнул Михаил Фомин. При этом хаотичная гаражная застройка создает неблагоприятный фон и препятствует реализации норм по благоустройству строящихся или планируемых к застройке жилых домов.
Подходящие для комплексной застройки площади есть в центре города. Одна из них – напротив Дворца правосудия. Там кроме гаражей расположено и старое здание рыбкоопа, по поводу которого с владельцами сейчас идут переговоры. Еще две площадки есть на улице Ленина, напротив городской администрации. Там тоже гаражи мешают началу строительства.
Понятно, что вопрос этот непростой, но решать его необходимо. Конечно, никакой экспроприации гаражей не будет, есть другие варианты. Это может быть выкуп постройки у владельцев. Или же им будет предложено другое место для хранения автомобиля. Несомненно, дело это дорогостоящее, в любом случае придется пойти на значительные дополнительные затраты, связанные с выкупом и сносом объектов гаражного строительства. Но в противном случае департамент при исполнении своих полномочий вынужден будет пренебрегать факторами комфортности и рациональности при реализации приоритетных направлений в области жилищной политики Российской Федерации, которая направлена на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, подчеркнул Михаил Фомин.
Вторая сторона вопроса – это благоустройство и приведение в соответствие с современными требованиями дворов уже построенных домов. В качестве примера Михаил Фомин привел целый ряд домов по улице Выучейского, где гаражи мешают создать нормальные условия для отдыха жильцов, разместить там игровые и спортивные площадки.
Кроме того, нередко владельцы гаражей сливают отходы горюче-смазочных материалов в открытый грунт, загрязняют и захламляют прилегающие территории остовами транспортных средств, бытовым мусором и отходами, что тоже не способствует созданию комфортной и безопасной среды проживания граждан.
Михаил Фомин предлагает использовать московский опыт, где целые микрорайоны закрыты для движения транспорта. Там отдельно построены крытые многоуровневые парковки, где жильцы близлежащих домов оставляют свои машины. Этот подход планируется применить и в Нарьян-Маре.
Решение данной проблемы лежит в плоскости полномочий департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта округа при взаимодействии с новым руководством Нарьян-Мара, которое готово к конструктивному сотрудничеству. Однако ясно, что снос индивидуальных гаражей затронет интересы большого круга горожан. Материальная компенсация, предложенная заинтересованному лицу в качестве выкупной стоимости за объект недвижимости, не всегда решает данную проблему.
Михаил Фомин считает, что к вопросу надо подходить комплексно. Чтобы избежать конфронтации и социальной напряженности, упор будет сделан на инициативу самих граждан. В современных условиях власти не могут и не должны решать, без учета мнения жильцов, что должно быть в том или ином дворе. Важен конструктивный диалог. Если большинство жителей решат, что гаражи им не мешают, можно обойтись без детских площадок и зон отдыха, то их видение будет обязательно учтено.
Если же предложат убрать постройки, которые, как считают, являются неуместными во дворе, то тогда нужно будет создать инициативную группу, оформить это решение и обратиться в мэрию или в департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО, где рассмотрят варианты сноса гаражей или наметят другие пути решения проблемы.