Весна наконец-то решила прийти в наше Заполярье, хотя и довольно робко заявляет о себе.
В занесённых снегами деревнях и посёлках по берегам Печоры и её притоков ожидается, разумеется, ежегодное подтопление.
Как идёт подготовка к сезону противостояния повышению уровня воды в посёлках муниципального образования Заполярного района, проверяет по поручению губернатора НАО специальная комиссия руководителей.
– На случай паводка в каждом муниципалитете должны быть резервы продуктов питания, жилья и оборудования, – пояснил начальник Управления гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности НАО Александр Димитриев. – Вот мы и едем проверить готовность к предстоящему паводку.
– Особо катастрофического наводнения, по прогнозам специалистов, в предстоящем сезоне не ожидается, – отметила глава администрации Заполярного района Надежда Михайлова. – Но, как говорится, мы полагаем, а располагать будет тот, кому следует…
Кстати, о близком наступлении паводка свидетельствуют встречающиеся на укатанном зимнике, по которому шустро мчит наш ТРЭКОЛ, участки мокрого снега, затрудняющего движение, – это поверх льда выступает, выжимается напором с верховьев Печоры вода.
А об уровне заснеженности Андега можно судить едва поднявшись на берег и въехав на расчищенную дорогу: снега – выше метра, дорога похожа на глубокую траншею. В машине позади нас подпрыгивают на ухабах захваченные попутно Александром Юрьевичем приспособления и оборудование для пожарного поста деревни – пожарные шланги (простите, рукава), запчасти и спецодежда.
В пожарной части посёлка нас встречает дежурный отделения поста Андрей Вотинов, боец и водитель пожарной машины, который весьма обрадовался привезённому оборудованию.
– Последний пожар у нас случился три года назад, – рассказал Андрей Анатольевич. – Запчасти и рукава особенно кстати – мы всегда должны быть в полной боевой готовности.
«И это правильно!» – отметим и мы по примеру незабвенного генсека, отправившись далее – в контору администрации сельского поселения «Андегский сельсовет», где нас уже ждут глава администрации Валентина Абакумова, директор школы Мария Пескишева и мастер ЖКУ Александр Будилов.
Членов комиссии интересует буквально всё: места ПВР – пунктов временного размещения пострадавших от паводка, точки питания и запас продуктов, заключение договоров с магазинами на наличие резерва продуктов и питьевой воды, рацион питания для пострадавших и так далее.
И это правильно – как говорят мудрые люди: «Запас карман не тянет». А запас имеется – доложила Валентина Фёдоровна, есть комнаты ПВР в здании администрации, способные принять полсотни и более пострадавших от паводка, раскладушки – более 20, матрасы, недельный запас питьевой воды и продуктов.
– В 1998 году был самый большой паводок, уровень воды поднимался на 7 метров, – вспоминает Валентина Фёдоровна. – И даже тогда затопило лишь несколько домов, а старую деревню у нас не топило. Около двух десятков домов находятся в зоне риска подтопления. Готовить пищу эвакуированным будем и в школьной столовой, и плитки в комнатах ПВР имеются. В селе проживает всего-то порядка 100 человек, инвалидов у нас нет, карта маломобильных жителей на случай эвакуации составляется.
Директор школы Мария Васильевна отметила, что в их здании можно разместить до 20 человек, есть кухня и столовая. Мастер ЖКУ Александр Александрович доложил о готовности трёх дизелей – агрегаты апробированы, проведён профилактический ремонт.
– Состояние дел удовлетворительное, есть некоторые шероховатости, но времени ещё достаточно для исправления, – отметил в заключение Александр Юрьевич. – Проверили готовность пожарной части, работу помпы для откачки воды, наличие и оснащённость ПВР. Пожить эвакуированным на период паводка 4-5 дней – вполне возможно. Удостоверились также в наличии договоров на питание, соглашений с потребобществом на поставку продуктов, бутилированной воды. Паводок, по прогнозам метеорологов, ожидается средний, но готовы к худшему, работаем на упреждение: имеется техника для эвакуации и перевозки в безопасные районы, отрабатывается доставка маломобильных граждан для эвакуации. Встретим весну-красну во всеоружии!
На окраине деревни лежит на боку большой полузанесённый снегом катер. Лежит как память о былом величии местного колхоза. Или – оживёт радостно, поднятый волной паводка весеннего, зафырчит, как когда-то, мотором натруженным, сбросит с себя ржавчину небытия вынужденного и – помчит спасать водой отрезанных жителей. Или на крайний случай – зайчишек утопающих.
Лежит, ждёт деда Мазая…