Вы здесь

Герой своего времени

Василий Алексеевич Безумов / Фото предоставлено автором

Имя Василия Алексеевича Безумова из Великовисочного до сих пор живёт в памяти сельчан.

Его называют патриархом организации колхозного уклада жизни сельчан, одним из первых строителей советской власти в селе на Крайнем Севере.

В 1929 году в Великой Виске устанавливается Советская власть.

Двадцатипятилетнему парню сельсовет поручает возглавить работу по ликвидации неграмотности среди взрослых. Назначает избачом: штатным пропагандистом, агитатором Советской власти и строительства колхоза.

Затем энергичного, толкового, хозяйственного парня, как хорошего организатора, избрали заместителем председателя рыболовецкого колхоза и поручили ему организовать главную экономическую задачу – рыбодобычу. В колхоз вступили 86 человек – беднейшие сельчане, не имеющие орудий и средств лова рыбы и зверя, деревенские батраки.

Он организовал строительство сетевязальных мастерских, изготовление лодок, сформировал рыболовецкие бригады, обу­строил рыбоучастки становищами для обработки и хранения улова, для отдыха рыбаков.

Уже по итогам первого года колхоз получил хорошую прибыль.

 

Доверие – лучшее признание

 

В 1932 году Василия Алексеевича избирали председателем сельсовета. Однако колхозники с таким решением были не согласны и вскоре признали его своим предводителем: избирали председателем колхоза через каждые два года – до 1942-го. В это десятилетие в стране свирепствовал сталинский террор, немало невинных руководителей в тот период неправедно попали под молот беспощадной силы репрессий, его миновала эта беда.

Колхоз крепчал год от года: построили вместительные скотные дворы и конюшни, улучшили породы коров и лошадей из Холмогор и Мезени, в домах сельчан появилось электричество, закупали трактора, моторные катера, механизация пришла на все трудоёмкие колхозные участки, внедрялись новые методы рыболовства, построили мини-завод по переработке молока в масло, сливки, сыр, творог, а также отгрохали рыбоприёмный, рыбозасолочный завод. Значительно вырос жизненный уровень людей. Колхоз хвалили в верхах за высокие удои молока, показатели в рыбодобыче, за крепкую дисциплину труда и активное стахановское движение.

К тому времени в хозяйстве уже работало около 300 человек, строились дома, прирастал числом домашний скот (коровы, овцы), дети колхозников учились в профессиональных училищах.

В 1939 году председатель с группой передовиков на Первой всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (ВЩ-ГХ) представляли экспонаты достижений своего колхоза в рыболовстве и животноводстве.

Большой радостью для людей было то, что председатель всегда выдавал справки их детям об освобождении от членства в колхозе для поступления в профессиональные учебные заведения (до 1965 г. было запрещено колхозникам и их детям иметь паспорта, чтобы не сбежали из деревни. Нарушая закон, председатель мог поплатиться за это). Юноши и девушки возвращались специалистами: механизаторами, зооветработниками, мастерами рыбного промысла, строителями, электриками.

 

Отважный сын Отечества

 

В 1942 году Василий Безумов добился отмены брони от призыва на войну, отправился на фронт. Защищал блокадный Ленинград на границе с Финляндией со стороны Выборга. Был снайпером, полевым разведчиком, командиром пулемётного отделения. На себе испытал голод и нехватку боеприпасов.

Однажды, когда он ехал за пополнением, на его глазах самолёты фашистов разбомбили на льду Ладожского озера караван автомашин с детьми, которых вывозили на Большую землю. До своей смерти он с горечью вспоминал и переживал, что не имел возможности их спасти: лёд на озере из-за бомбёжки превратился в кашицу.

Домой после войны возвратился в августе 1945 года, а 1 октября его вновь избрали председателем колхоза. 12 лет работал в этот тяжелейший период послевоенной разрухи страны над восстановлением хозяйства родного колхоза.

 

Ещё один удачный бой

 

Довоенная сельхозтехника отработала срок годности, орудия и средства лова пришли в негодность, обессилели коровы и кони от тяжелейшего труда на Победу, рыболовецкие суденышки и снасти износились, победители-труженики неимоверно устали от изнурительного труда. Из ушедших на войну мужчин-колхозников больше половины полегли на полях сражений, многие из вернувшихся остались инвалидами войны.

Трудоспособную рабочую силу составляли старики, не сгодившиеся для войны, опечаленные поникшие вдовы с малыми детьми, да подростки, не получившие возможности окончить семилетнюю школу, вынужденные с 12 лет работать повседневно на тяжёлой колхозной работе, чтобы выжить. Ни электричества, ни радио, ни механизации, ни рабочих рук. Госплан колхозу был огромен и налоги драконовские. Невыполнение – дело подсудное.

Второй раз люди вверили свои судьбы и будущее детей председателю, который их когда-то сагитировал, объединил в одну колхозную семью и от батрацкой доли за одиннадцать предвоенных лет привёл к состоятельной жизни.

Много слёз и горя людей, потерявших всякую надежду на нормальную жизнь, он пропустил через своё сердце. Второй раз Василий Алексеевич нашёл нужные слова для душевной поддержки, возможность оказания материальной помощи и укрепил веру в будущее ослабленных горем колхозников. Постепенно экономика колхоза налаживалась: увеличивались удои коров и  вылов рыбы, росли доходы, закупалась новая сельхозтехника, механизировались трудоёмкие процессы. Вскоре построили электростанцию и радиоузел, Дом культуры, освоили новые технологии лова рыбы, внедрили электродойку коров. Колхозники строили дома, обзаводились моторными лодками, капроновыми сетями, коровами, овцами, огородами, дети оканчивали десятилетку и получали среднее или высшее профес­сиональное образование. Люди смогли выезжать на Чёрное море, в санатории.

Колхоз из года в год перевыполнял госплановские задания, дважды получал сверхприбыль до трёх миллионов рублей, что свидетельствовало о сильной экономике хозяйства. Он был занесён в областную Книгу почёта, награждён Красным знаменем Совета Министров СССР и ВЦСПС, поощрён большой денежной премией, а затем – переходящим Красным знаменем министерства рыбной промышленности и ЦК профсоюзов пищевой промышленности. Журнал «Огонёк» в апреле 1951 года посвятил статью о радиофикации села с фотографией председателя колхоза у микрофона.

 

Имя его не забыто

 

Прошло 12 лет работы по восстановлению хозяйства. Здоровье председателя требовало восстановления и отдыха. Позади 23 года перенапряжений и нервных переживаний в должности руководителя крупнейшего в Ненецком округе колхоза (1930–1942 гг., 1945–1957 гг.): годы молоха коллективизации, беспощадных сталинских репрессий, четыре изнурительных года в окопах блокадного Ленинграда, бедственный период послевоенной разрухи. Он ушёл в отставку с чувством выполненного долга.

Ещё несколько лет после ухода на пенсию Василий Алексеевич консультировал новых руководителей колхоза, выступал перед школьниками, рассказывал об истории колхоза и замечательных тружениках – их бабушках и дедушках, держал активную позицию на партийных собраниях.

Поощрён повышенной персональной пенсией почётного работника округа.

В ноябре 1973 года заполярное нижнепечорское село Великовисочное прощалось с патриархом, создавшим и укрепившим советское коллективное хозяйство крестьян. Благодарные сельчане несли гроб с его телом по снежным сугробам на руках несколько километров до кладбища, по пути останавливались у здания правления колхоза, его родительского дома, у построенных при нём животноводческих ферм, конюшни, электростанции...

На могиле поставили христианский символ почитания усопшего – крест со скромной надписью «Безумов Василий Алексеевич 12.02.1904 г. – 13.11.1973 г.»

Родина наградила его за трудовые заслуги орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд – в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», нагрудным знаком «Отличник рыбной промышленности». За воинскую доблесть он стал кавалером ордена Славы, удостоен медалей «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и последующими юбилейными наградами в честь победы в Великой Отечественной войне.

Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» (IV выпуск «Родины славные сыны и дочери»).

Он был хорошим отцом. Две дочери, которые родились до вой­ны, получили среднее профессиональное образование, а три сына – высшее. Одни почитали его как мудрого руководителя хозяйства, другие – как авторитетного наставника.

За 23 года руководства Василий Алексеевич провёл своих избирателей, деревенских лапотников, от батрацкого уклада жизни – до развитого социалистического общества, от лучины – до электро- и радиофикации, от парусногребных лодчонок – до мощных рыбопромысловых судов, от лопат и вил – до полной механизации трудоёмких сельхозработ и электродойки коров. Много передовиков-колхозников за доблестный труд были награждены правительственными наградами и представляли плоды своего труда в Москве на ВДНХ.

Возрос авторитет и уважение к деревенскому труженику: сельчане обращались друг к другу уже не по родовым прозвищам, а по имени-отчеству, от посиделок перешли к участию в концертной самодея­тельности. Дети колхозников не ограничивались, как прежде их деды и родители, церковно-приходской школой, а учились в вузах Москвы и других славных городов.

В своих воспоминаниях I секретарь Ненецкого окружкома КПСС И.К. Швецов назвал Василия Алексеевича самородком, сверстник и однокашник, легендарный председатель «Архрыбколхозсоюза» Фёдор Антонович Пономарёв признал его талантливым руководителем. Сменивший Пономарёва почётный гражданин НАО Дмитрий Михайлович Волынец говорил, что он всегда уравновешен, доб­рожелателен, но строг.

Судьба Безумова Василия Алексеевича во многом перекликается с историями литературных героев: Макара Нагульнова, Семёна Давыдова («Поднятая целина»), Захара Большакова («Тени исчезают в полдень»), Захара Дерюгина («Любовь земная»).

Но Василий Безумов был не выдуманным персонажем, а истинным героем своего времени.